научная статья по теме НЕОКАНТИАНСТВО НЕМЕЦКОЕ И РУССКОЕ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ Философия

Текст научной статьи на тему «НЕОКАНТИАНСТВО НЕМЕЦКОЕ И РУССКОЕ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем

Обзор международной научной конференции

29-31 мая 2008 года в Российско-Немецком Доме в Москве прошла первая в России международная научная конференция, специально посвященная неокантианству, -"Неокантианство немецкое и русское: от логики познания к 'социальной педагогике'". Ее инициатором и непосредственным организатором выступила кафедра философии Московского педагогического государственного университета при деятельной поддержке журнала "Вопросы философии", факультета философии и психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Российско-Немецкого Дома в Москве, кафедры истории философии Университета им. Мартина Лютера (Галле - Виттенберг, ФРГ) и при участии Общества Германа Когена (Цюрих, Швейцария). Финансовую поддержку конференции оказал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) (проект № 08-06-06041г) и Немецкое научно-исследовательское Сообщество (DFG).

Последнее двадцатилетие отмечено неуклонным ростом исследовательского интереса к неокантианству. Это характерно как для западного, так и для российского философского сообщества. Развернувшиеся исследования охватывают широкий спектр философских проблем, разработанных в рамках этого направления, - от проблемы метода в научном познании, понятий бытия и субъекта и их функции в неметафизической философской теории, проблемы автономной личности и ее значения для обоснования нормативной этики - до проекта систематически выстроенной философской эстетики и антропологии, вопросов о возможности критической философии религии и проблем социального воспитания и общественного устройства, - неожиданно обнаруживая их остро актуальное звучание. Актуализации неокантианства способствуют исследования последнего десятилетия, благодаря которым было открыто и по достоинству оценено русское неокантианство как феномен российской философии и культуры первой половины XX в.

Российские и западные неокантиановеды долгое время оставались в изоляции и почти в полной неизвестности о ходе исследовательской работы зарубежных коллег. И только в последние годы ситуация несколько изменилась, - стало возможным говорить о начале взаимного исследовательского обмена и узнавания. Поэтому цель конференции заключалась не только в том, чтобы выяснить современное состояние исследований, проводимых ведущими российскими и западными специалистами, и показать актуальную современность исследуемых проблем, но также и в том, чтобы открыть тем самым новые перспективы международному неокантиановедению.

Конференция, инициированная в стенах бывших Московских высших женских курсов, - отметила в обращении к участникам конференции председатель Оргкоми-

тета, заведующая кафедрой философии МПГУ И.Н. Грифцова, - продолжает богатую философскую традицию, у истоков которой стоял знаменитый русский мыслитель B.C. Соловьев. Здесь блистал и другой замечательный философ, ученик Э. Гуссерля Г. Г. Шпет. Многие годы пленял восторженных курсисток интереснейшими лекциями о немецкой классической философии и новейших философских веяниях русский ученик Г. Когена и П. Наторпа, неокантианец Б.А. Фохт, под руководством которого уже в советское время на кафедре философии МГПИ (институте-наследнике МВЖК) готовил кандидатскую диссертацию П.В. Копнин.

О традиции, сложившейся в журнале "Вопросы философии", оказывать поддержку конференциям, цель которых состоит в актуализации российского философского наследия в контексте развития мировой философской мысли, говорил на открытии конференции заместитель главного редактора журнала Б.И. Пружинин. Здесь можно вспомнить, например, две состоявшиеся в последние годы конференции, одна из которых была посвящена Г.Г. Шпету (2004), а другая - С.Н. и Е.Н. Трубецким (2007).

Неокантианство, распространившее свое идейное влияние далеко за границы Германии, а в культурном смысле вышедшее за пределы философии, должно стать залогом для укрепления российско-немецкого научного и культурного сотрудничества. - С таким обращением к участникам конференции выступил руководитель отдела культуры Посольства Германии в России Г. Хилъднер.

Организатор конференции с немецкой стороны, член президиума Кантовского общества Германии Ю. Штолъценберг сделал в своем выступлении акцент на том, что впервые в центре внимания исследователей оказалась до сих пор малоизученная проблема взаимной рецепции неокантианских идей в России и Германии, а также специфики развития этих идей в соответствии с основными направлениями неокантианского дискурса.

Декан факультета философии и психологии СГУ В Н. Белов передал собравшимся обращение ректора СГУ Л.Ю. Коссовича, в котором тот приветствовал возрождение традиции изучения неокантианства в российском философском сообществе и прежде всего, конечно, в Саратовском университете, где в начале 1920-х гг. на кафедре философии работал один из видных русских неокантианцев В.Э. Сеземан.

На конференцию съехались специалисты из России, Германии, Италии, Швейцарии и Нидерландов (всего 62 человека). Наиболее представительные делегации, не считая российской, были из Германии и Италии. Максимальной продуктивности научной коммуникации способствовали прекрасные переводчики, осуществлявшие устный перевод дискуссий по докладам, - А.Н. Круглов, П.В. Резвых и А.К. Судаков, а также те, кто подготовил письменные переводы "препринтов" докладов с иностранных языков на русский (В.А. Беляев, О.В. Вышегородцева, Н.А. Дмитриева, Л.А. Перевезенцева, П.В. Резвых, Р.А. Счастливцев, А.В. Фролов) и с русского на немецкий или английский (А.К. Судаков, Д. Миронова, О.В. Вышегородцева), - переведенные тексты докладов были розданы присутствовавшим на конференции исследователям.

Участникам и гостям конференции представилась возможность познакомиться также с малоизвестной стороной творчества философов-неокантианцев. На концерте, состоявшемся в рамках конференции, прозвучали фортепьянные сочинения Пауля Наторпа (первое исполнение) и Бориса Пастернака, а также собственное произведение исполнителя - лауреата международных конкурсов, пианиста и композитора Ивана Тихомирова. Со вступительным словом о композиторском таланте и обширном музыкальном наследии философа-неокантианца П. Наторпа выступил Юрген Штолъценберг (Галле, ФРГ). О Б.Л. Пастернаке - поэте, в юношестве страстно увлеченном музыкой, а затем философией, которая привела его в Марбург к Когену и Наторпу, - рассказала Нина Дмитриева (Москва).

В ходе конференции состоялись также презентации целого ряда значимых для современного неокантиановедения изданий и новых публикаций. В Н. Брюшинкин

представил хорошо известный в российском философском сообществе научный журнал "Кантовский сборник" (Калининград) в его обновленной версии, где теперь появился раздел "Неокантианство". Журнал публикуется под редакцией ведущих российских и западных кантоведов.

С презентацией научной серии "Studien und Materialien zum Neukantianismus", которая выходит в свет в издательстве "Königshausen & Neumann" (Вюрцбург, ФРГ), выступили основатели и редакторы этой серии - Хелъмут Холъцхай и Эрнст Вольфганг Орт. Начиная с 1991 г. ими опубликованы важнейшие исследования по истории и теории немецкого неокантианства.

Участникам и гостям конференции были также представлены недавно вышедшие книги - монографические исследования Н.А. Дмитриевой «Русское неокантианство: Марбург в России. Историко-философские очерки»1 и В.Е. Семенова "Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство)" (Владимир, 2008), а также двухтомное издание работ М.М. Рубинштейна "Смысл жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу" под редакцией Н.С. Плотникова и К.В. Фараджева (М., "Территория будущего", 2008).

Вниманию слушателей было предложено четыре пленарных доклада, с которыми выступили Л.А. Калинников, Н.В. Мотрошилова, Э.В. Орт и X. Хольцхай. Остальные доклады прозвучали в рамках семи секций, организованных в соответствии с основными исследовательскими направлениями в современном неокантиано-ведении: неокантианство немецкое и русское во взаимовлиянии и полемике; познание - логика - логика познания: философское обоснование науки в неокантианстве; человек и общество в неокантианстве; философия диалога: Михаил Бахтин и мыслители его круга в неокантианском контексте; неокантианская антропология и проблема "прикладной" философии; субъект в философии религии неокантианства; чувство - рациональность - культура: неокантианская эстетика и философия культуры в истории и современности.

Сегодняшние исследователи неокантианства оказываются перед сложной проблемой, которая состоит не только в теоретическом обосновании факта неокантианского ренессанса, переживаемого современной философией, но и в открытии дальнейших теоретико-методологических перспектив исторического опыта этого философского течения.

Тезис Геерта Эделя (Edel) о том, что неокантианство "не просто стоит на пороге современности, но само осуществляет ее инаугурацию", активно поддержали многие участники конференции и прежде всего Ю.А. Муравьев, Б.И. Пружинин и А. Пома в своих докладах. Основанием для признания справедливости этого тезиса и российские, и западные исследователи называют кризис философии, начавшийся в результате длительного интеллектуального господства постмодернизма, с одной стороны, и противостоящие этому интенции самой неокантианской теории, с другой.

Кризис философии сегодня отчетливо проявляется практически во всех сферах философской теории - в современной эпистемологии и философии науки, где модный "радикальный конструктивизм" настаивает на заданности любой реальности (в том числе объективной, научной) социокультурными контекстами и, соответственно, на ее зависимости от теоретических конструкций, созданных субъектом познания под влиянием социокультурного заказа, так что вдруг оказывается, что современная философско-методологическая рефлексия ничего не может противопоставить псевдонауке (Б.И. Пружинин); в теории истины, где постмодернизм "размывает" и предельно релятивизирует - вплоть до исчез

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком