научная статья по теме НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социология

Текст научной статьи на тему «НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

© 2015 г.

Ж. ДЖУРИЧ, М. СТОЯДИНОВИЧ

НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ДЖУРИЧ Живоин - доктор политических наук, научный советник Института политических исследований (Белград) (E-mail: zikasrb@yahoo.com); СТОЯДИНОВИЧ Миша - доктор социологических наук, научный сотрудник того же института (E-mail: icemishast@yahoo.com).

Аннотация. В статье предпринимается попытка демистификации таких понятий, как борьба за права человека, демократия, гуманитарные интервенции, неолиберальная теория и практика, используемых для достижения экономических и политических целей в международных отношениях и международной политике. Анализируются недостатки и пороки неолиберализма как определяющей экономической и политической теории последних десятилетий, практическая реализация которой приобретает неоимпериалистический характер.

Ключевые слова: неолиберализм • новый мировой порядок • международные отношения • неоимпериализм • демократия

Неолиберализм как теория трактуется неоднозначно. Чаще всего эта теория опирается на политику свободного рынка, поддерживающую частные фирмы и расширяющую потребительский выбор, подрывая при этом позиции "не компетентного, бюрократического и паразитирующего правительства, не способного сделать что-либо хорошее, невзирая на все свои благие намерения" [Chomsky, 1999: 7]. Все действия, каким-либо образом затрагивающие доминацию корпораций, воспринимаются как действия, направленные против свободного рынка, считающегося единственно рациональным выбором. При этом неолиберальные устремления сильных государств реализуются посредством подчинения слабых, выступая в форме неоимпериализма. На глобальном уровне увеличивается доминация радикального капитализма, нарушающего, во имя крупного капитала, международные правила всякий раз, когда в этом возникает необходимость. При решении международных проблем международное право подавляется военной силой великих держав в интересах крупного капитала.

Основы неолиберальной теории общественного развития. Неолиберализм считают определяющей теоретической парадигмой и политической практикой нашего времени. К числу основоположников неолиберальной модели относятся Ф. Хайек и М. Фридман. Хайек твердо верил в индивидуализм и законы рынка. Его знаменитый труд "Дорога к рабству" (The Road to Serfdom) был одним из первых, в котором утверждалось: "Неолиберализм, выступая за увеличение общественного богатства посредством максимального расширения радиуса и частоты рыночных операций, требует подчинения деятельности людей рыночному механизму" (цит. по: [Харви, 2012: 15-16]). Дэвид Харви, анализируя эту проблему, отмечал, что для неолиберализма рыночный обмен считается этикой, способной управлять деятельностью человека, заменяя все его предыдущие убеждения. Раскрывая роль государства в неолиберальной ^нцепции общественного развития, И. Валлерстайн утверждал, что "оно (госу-

Работа подготовлена в рамках проекта № 179009, финансируемого Министерством просвещения, науки и технологического развития Республики Сербия.

дарство) находится в относительной темноте, играя на пальцах от скуки, и иногда, когда не спит, размахивает палицей или револьвером и - ждет. Его главной функцией является защита от пытающихся что-либо украсть злоумышленников. Оно занимается этим прежде всего потому, что уже находится здесь" [Wallerstein, 2002: 23]. Государство в этом случае стоит на страже интересов крупного капитала, как главная опора его монополии, прикрываясь мифом о свободном рынке, который предполагает, что для успеха в экономике необходимо наличие соперничества, рациональности и эффективности. Свободный рынок в соответствии с этим мифом является фактором, обеспечивающим достижение этих целей. "В большинстве экономик доминируют крупные корпорации, в руках которых сосредоточен почти весь контроль над рынком, в противовес свободной конкуренции, о которой так много говорится в учебниках по экономике и политических выступлениях" [Chomsky, 1999: 12]. Дж. Р. Сол по этому поводу справедливо отмечает, что "вера в глобальные экономические истины ослабела" [Сол, 2011: 298]. Кризис и падение неолиберальной концепции государства совершенно очевидны. "Развитое капиталистическое индустриальное и демократическое государство сталкивается с серьезнейшими вызовами со времен великого кризиса тридцатых годов ХХ в. Оказывается, что время протестантского капитализма с его экономностью и трудолюбием давно прошло, а кризис вызывает алчный, жадный и коррумпированный капитализм, в котором уже невозможно успешно решать проблемы при помощи одного лишь рынка [ПавловиЬ, 2008: 21]. Тем более, что свободный рынок не функционирует при всех обстоятельствах. Такие идеалы, как демократия или свободный рынок, вполне приемлемы, пока правила игры гарантируют победу нужным игрокам [Чомски, 1998, 125-127]. Если же правила игры ставят под угрозу интересы привилегированных слоев, то на них перестают обращать внимания. Так считает и М. Паренти, открывая истинное лицо мультинациональных корпораций (преимущественно на примере США) и показывая, как они контролируют правительства во всем мире, утверждая при этом, что поддерживают демократию, поддерживая на самом деле диктаторов, извлекающих прибыль в их пользу [Parenti, 2011: 59]. И. Флечер по этому поводу отмечает, что механизм свободной торговли не функционирует и ведет к тому, что американская экономика истечет кровью до смерти [Fletcher, 2010: 21].

Внимание к неолиберализму в области теоретической и политической мысли стало заметным после 1970-х гг. Дерегуляция, приватизация и уход государства из многих областей социальной поддержки становятся характерными. Кроме того, сторонники неолиберального направления сегодня занимают высокие посты в сфере образования, средствах массовой информации, органах управления промьшленными корпорациями и финансовыми организациями в важных государственных учреждениях [Харви, 2012: 15-16]. А. Борон справедливо подчеркивает, что форсированный под руководством США капитализм в Латинской Америке напрямую лишает ее возможности реализовать демократические принципы. "Неолиберальная дилемма не является дилеммой между государством и рынком, а дилеммой между демократией и рынком. Сторонники неолиберализма при этом без колебаний жертвуют демократией ради рынка" [Boron, 2003: 15]. США прежде всего стремятся к сохранению стабильности, означающей обеспечение безопасности наивысших слоев общества и крупных зарубежных предприятий. Если этого можно достичь, используя законные средства демократии - тогда все в порядке, но при отсутствии такой возможности - "образец, представляющий собой угрозу стабильности, должен быть уничтожен прежде, чем вирусом будут заражены остальные"[Чомски, 1999: 29]. Таким образом, создание нового мирового порядка является процессом, ведущим к глобализации экономики, защищающим интересы транснациональных корпораций и финансовых организаций, управляющих международной экономической деятельностью тоталитарного капитализма.

Реализация неолиберальной теории через неоимпериалистическую практику. Конец ХХ в. ознаменовался примерами так называемого гуманитарного вмешательства США, направленного на поддержание демократии и сохранение прав че-

ловека. Звучит почти идеально, но для того, чтобы поверить в это, следовало бы закрыть глаза на множество "неумолимых фактов" [Чомски, 2008a: 65]. Свободный рынок высоко ценится, "особенно теми, кто надеется победить в соревновании и готов пренебречь его принципами ради своих интересов". Соединенные Штаты в этой беспощадной борьбе используют ультранационалистические методы, обеспечивающие им доминацию в международных отношениях. "До половины 1940-х годов американская доминация достигла невообразимых высот, давая повод для восхваления преимуществ экономического либерализма в тандеме с призывами увеличить огромные государственные субсидии для внутренних инвестиций" [Чомски, 1998: 44-45].

Реализация неолиберальной концепции развития на глобальном уровне явилась причиной углубления социального неравенства, препятствуя развитию демократии, особенно если иметь в виду, что в таком обществе крупные корпорации имеют все средства и возможности (в том числе и финансовые) для оказания влияния на политические процессы. Страны Латинской Америки весьма часто выступали в качестве примера экономического чуда неолиберальной концепции развития [Стоядинович, 2013: 93]. Чомски отмечает, что выражение "экономическое чудо" относится к комплексу макроэкономических показателей, отражающих получение прибыли крупными иностранными инвеститорами и местной элитой, в то время как остальная часть населения живет в нищете. "Пока экономическое чудо весело прогрессировало, успехи Бразилии приветствовались как образец чудотворности капиталистического свободного рынка, счастливого результа американского руководства и дружеской поддержки. Сейчас, когда все рухнуло, оказывается, что Бразилия не следовала указаниям США и здоровым принципам экономического либерализма. Ее несчастье приписывается социалистическим отклонениям государства от экономической ортодоксии. И все это еще одно из доказательств превосходства капитализма и свободного рынка" [Чомски, 1998: 226].

Н. Чомски отмечает, что крупные корпорации создали почти священный ореол вокруг основных ценностей неолиберализма и потому им редко кто сопротивляется. Он справедливо полагает, что демократия, права человека и экономические доктрины являются инструментами силы, применяемыми в экслуататорских целях. Эти идеалы хороши до тех пор, пока гарантируют получение выгоды тем, кому следует. При этом США стремятся к развитию так называемой демократии сверху, эффективно контролирующей традиционные источники силы - в основном корпорации и тех, кто с ними сотрудничает. Речь идет о так называемой формальной демократии, являющейся непреодолимым барьером для осуществления демократических прав. Слова при этом приобретают двойной смысл, один из них тот, который объясняется в словарях, а другой - тот, который в данный момент используют капиталистические державы. Главная мысль нового мирового порядка с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком