научная статья по теме НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ НА СЕВЕРНОЙ ТЕРРИТОРИИ" В АВСТРАЛИИ В 2007 Г.: ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ НА СЕВЕРНОЙ ТЕРРИТОРИИ" В АВСТРАЛИИ В 2007 Г.: ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

ЭО, 2014 г., № 4 © О.А. Базалеев

"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ НА СЕВЕРНОЙ ТЕРРИТОРИИ" В АВСТРАЛИИ В 2007 г.: ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Ключевые слова: коренные народы, патернализм, Австралия

В статье анализируются различные точки зрения на действия австралийского правительства в 2007 г., известные под названием "Неотложные меры на Северной Территории", с целью "нормализовать" ситуацию острого социального кризиса в отдаленных населенных пунктах, где проживают тысячи австралийских аборигенов. Детально рассматриваются причины, по которым было осуществлено данное вмешательство, перечисляются проведенные мероприятия и дается оценка их эффективности. Автор приходит к выводу, что в чрезвычайной ситуации государственные структуры Австралии в значительной степени воспроизводили те же интрузивные модели администрирования и контроля, которые использовались в прошлом. Это явным образом снизило эффективность программ и может иметь долгосрочные последствия - например, в виде углубления патерналистской зависимости. Делается предположение, что реализация "Неотложных мер на Северной Территории" может иметь влияние на международные правовые нормы, касающихся коренных народов.

Введение. Ситуации конфронтации между сообществами коренных народов и государством неизменно привлекают повышенное внимание. Во-первых, за подобными конфликтами стоят судьбы сотен и тысяч людей. Во-вторых, это взаимодействие между субъектами с неравной ресурсной обеспеченностью, с неравным техническим и социально-политическим развитием - и привлечение внимания к этой теме часто является если не гарантией, то дополнительной степенью защиты для тех, чьи права могут быть ущемлены. Наконец, ситуации масштабного противостояния часто становятся прецедентами для формирования будущих правил, они оказывают влияние как на национальные законодательства, так и на разработку международных конвенций и норм.

В августе 2007 г. правительство Австралии начало реализацию программы под названием "Неотложные меры на Северной Территории"1 (далее в тексте NTER, "Неотложные меры...") в отношении нескольких десятков тысяч аборигенов, проживающих в удаленных районах страны.

Эта правительственная операция вызвала в буквальном смысле бурю гневных откликов и протестов со стороны коренного населения Австралии, правозащитных организаций, структур Организации Объединенных Наций, ученых и политиков - но они не остановили реализацию этого плана.

Специальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов Дж. Анайя в своем отчете о программе "Неотложных мер." констатировал, что NTER "в ее нынешней конфигурации дискриминирует людей по расовому признаку и несовместима с международными обязательствами Австралии в сфере прав человека" (Апауа 2010: 35).

Олег Александрович Базалеев - к. соц. н., руководитель по социальным вопросам нефтегазового проекта "Маджнун" (Ирак) в компании "Шелл Ирак Петролеум Девелопмент"; e-mail: oleg.a.bazaleev@mail.ru

Австралийская Комиссия по правам человека указала, что реализуемые мероприятия потенциально могут находиться в противоречии с такими правами коренных народов, как право на равенство перед законом и равную защиту со стороны закона, право на самоопределение, право на то, что собственность не будет произвольно отчуждена (HREOC 2007), а также - могут быть "шагом к апартеиду" (Ibid.).

Представители коренных народов, международные активисты и ученые не скупились на красноречивые формулировки, такие как "подход родом из прошлой эры", "неопатернализм", "ассимиляция, осуществляемая в рамках парадигмы неолиберализма" (Altman 2007: 1, 19), утверждая что коренные народы снова стали "жить под тяжелой рукой правительства" (Billings 2009: 2).

Специальный совет из трех независимых наблюдателей (NTER Review Board), созданный австралийским правительством в 2008 г. для оценки результатов "Неотложных мер..." и их последствий, констатировал:

О расовой дискриминации и унижениях, испытанных в результате "Неотложных мер.", говорили с таким волнением и так часто, что Совет чувствует себя обязанным сообщить. что эта широко распространенная враждебность аборигенного населения по отношению к действиям австралийского правительства должна быть предметом серьезного беспокойства (Yu et al. 2008: 8)

Происходящее, его причины и следствия не могли не стать объектом детального осмысления для австралийского общества, для аборигенных активистов, правозащитников, международных организаций, для научного сообщества. В самом деле, экономически развитое и социально благополучное государство с демократически избираемыми органами власти и низким уровнем коррупции2 предприняло действия, которые были расценены как "расовая дискриминация", "неопатернализм", "ассимиляция" и т.д. целым рядом авторитетных наблюдателей, включая международные структуры по правам человека.

Десятки научных статей, сотни отчетов разнопрофильных специалистов, множество интервью посвящены "Неотложным мерам на Северной Территории". Например, поисковая система Google на соответствующий запрос выдает более 1,3 млн ссылок3, а англоязычный запрос на правительственный доклад "Little children are sacred" (Дети -это святое), послуживший непосредственным поводом для данного вмешательства, выдает 3,5 млн ссылок4.

К сожалению, в русскоязычной научной литературе информация о "Неотложных мерах.", за редким исключением, отсутствует5. Попробуем восполнить данный пробел. С целью сделать обзор максимально объективным мы будем использовать источники, представляющие различные и часто диаметрально противоположные позиции и мнения.

Коренные народы Австралии

Первые люди появились в Австралии более 50 тыс. лет назад. Согласно оценкам, на момент начала британской колонизации в 1788 г., аборигенное население составляло от 750 тыс. до 1 млн человек, которые говорили на 250 языках (NSW Department 2004: 1). В настоящее время большинство аборигенного населения по-прежнему идентифицирует себя через принадлежность к определенному клану, племенной или языковой группе, многие продолжают жить на традиционно занимаемых территориях (Anaya 2010: 4).

По состоянию на 2001 г. численность австралийских аборигенов составляла 410 тыс. человек, или около 2 % от общего населения страны (NSW Department 2004: 1).

Начиная с 1960-х гг., с точки зрения аборигенных активистов и международных правозащитных организаций, Австралия была в авангарде признания прав аборигенного населения.

Конвенция № 169 Международной организации труда от 1989 г., признает "стремление коренных народов к осуществлению контроля над своими собственными институтами, образом жизни и экономическим развитием, их стремление к сохранению и развитию своей самобытности, языка и религии в пределах тех государств, в которых они проживают" (МОТ 1989: 2). "Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов" от 2007 г. указывает, что коренные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивают их права через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных учреждений (Декларация 2007). Фактически аборигенные общины Австралии получили права самоуправления и самостоятельного принятия решений значительно раньше, чем эти права были закреплены в международных документах.

В 1972 г. Австралия отказалась от признанной неудачей политики ассимиляции в отношении коренного населения и перешла к политике самоопределения. В числе прочего аборигенное население получило законодательные права на владение родовыми угодьями, а также права на социальные выплаты. В 1970-х гг. в рамках "возврата к истокам" аборигены начали массово воссоздавать свои поселения на родовых угодьях (англ. homelands), чтобы заниматься традиционными охотой, рыболовством, собирательством, быть ближе к могилам предков и священным местам (Kerins 2009: 2-3).

В то же время, по мнению ряда известных ученых, социальные проблемы аборигенного населения лишь усугубились после того, как упор в новой политике стал делаться на общественное самоуправление и самоопределение аборигенов.

Предполагалось, что традиционно использовавшиеся на протяжении веков форматы принятия решений и разрешения конфликтов будут более приемлемыми и эффективными, чем уже скомпрометировавшие себя практики контроля со стороны государства.

Проблемой стало то, что на протяжении веков общественные механизмы в минимальной степени были необходимы для повседневной жизни малочисленных полукочевых групп австралийских аборигенов. Здесь никогда не было выраженных систем политического лидерства и иерархий: многие ученые даже склонны называть аборигенные общества Австралии "безгосударственными" (англ. stateless) или ацефальными, т.е. "безголовыми" (например, Clastres 1987: 154; Meggitt 1966: 71-73).

Другая проблема заключается в том, что в "традиционных" форматах управления важное место всегда занимало насилие или угроза насилия. Австралийский антрополог П. Саттон, на протяжении 40 лет изучавший влияние государственной политики на жизнь аборигенов, в своем известном труде "Политика страдания" ("Politics of suffering") отмечает, что межличностное насилие было важным элементом обеспечения социального контроля в аборигенных сообществах задолго до колонизации. При этом доколониальное обычное право ограничивало насилие некоторыми "допустимыми" его форматами (дуэли, войны) или предотвращало насилие, отселяя конфликтующие стороны друг от друга (Sutton 2001: 134, 159):

Старые формы в значительной степени основывались на доминировании старшего поколения в религиозных практиках, на их способности создавать атмосферу таинственности, на их контроле за тем, кто и с кем вступает в брак, на их праве оказывать колдовское воздействие, физического наказания и, наконец, в некоторых случаях, на их власти применять смертную казнь (Ibid.: 154).

Однако в современных условиях одни из старых форм социального контроля более не действовали (например, угроза колдовского воздействия), другие стали социально неприемлемыми (физическое насилие). Кроме того, оседлый

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком