научная статья по теме НЕОЖИДАННЫЙ ГЛИНКАЖИЗНЬ КОМПОЗИТОРА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «НЕОЖИДАННЫЙ ГЛИНКАЖИЗНЬ КОМПОЗИТОРА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКА»

НАТАЛЬЯ РАМАЗАНОВА

Неожиданный Глинка

Жизнь композитора глазами современника

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки в год своего юбилея выпустил уникальный альбом, состоящий из карикатур Н. А. Степанова, «Глинка глазами современников».

/*(>.?1

Художник-карикатурист Н. А. Степанов.

Автопортрет

Наталья Васильевна Рамазанова, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург

БЛИЗКИЙ друг композитора Михаила Ивановича Глинки Василий Павлович Энгельгардт в 1886 г. подарил Императорской Публичной библиотеке альбом акварельных карикатур на Глинку, выполненных художником-карикатуристом Николаем Александровичем Степановым. Мысль об издании альбома, показывающего великого музыканта в необычном свете, далеком от канонических его изображений, была впервые высказана более ста лет назад, но до сих пор в различных изданиях, посвященных М. И. Глинке, воспроизводились лишь некоторые рисунки из этого альбома. Как единое художественное целое в полном объеме и цвете альбом, представляющий собой историко-культурный памятник первой половины XIX в., опубликован впервые.

Создатель альбома Н. А. Степанов (1807— 1877) — «талантливейший из русских карикатуристов», автор около трех тысяч социальных, политических и так называемых «артистических» карикатур. Их персонажами были люди самых разных сословий и родов деятельности. Свои карикатуры он публиковал в художественно-карикатурных журналах: «Ералаш», «Искра», «Будильник». Кроме того, в 1848 г. в сотрудничестве с Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым Н. А. Степанов издал «Иллюстрированный альманах» с карикатурами на известных литераторов и артистов, а в 1849 г. вместе с А. С. Даргомыжским он выпустил «Музыкальный альбом» с романсами

A. А. Алябьева, В. Г. Кастриото-Скандербека,

B. Ф. Одоевского, Ф. М. Толстого, А. Е. Варламова, А. Ф. Львова, А. С. Даргомыжского и М. И. Глинки, причем каждому музыкальному произведению в альбоме предшествовал карикатурный образ его автора, с юмористической подписью под ним.

Помимо изданных карикатур в архивных фондах как Российской национальной биб-

лиотеки, так и других библиотек и музеев, сохранились рисунки Степанова, не издававшиеся при его жизни. Среди них есть изображения Ф. Листа, А. С. Даргомыжского и других музыкантов. Но чаще всего главным персонажем карикатур Степанова становился М. И. Глинка. Это, вероятно, было связано с тем, что сам облик композитора являлся благодатным материалом для художника. Он соединял в себе возвышенное и забавное. Современники, описывая внешность, характер и привычки Глинки, отмечали «прекрасный лоб» и «несокрушимый вихор»; приветливые и выразительные карие глаза, «сверкающие веселостию и загорающиеся вдохновением» и привычку закидывать «голову назад, носом вверх». Такое инстинктивное движение было связано с его малым ростом. Непроизвольное стремление казаться выше заставляло его при ходьбе слегка приподниматься на носки. «Живой, остроумный, добродушный, как подобает быть гению», Глинка неожиданно поражал окружающих «отрывистыми, как бы судорожными, движениями», а, обидевшись на кого-либо, он «поднимался на ходули и принимал важные и пресмешные позы, вовсе не шедшие к его маленькой фигурке».

Облик Глинки, а также его живой и веселый нрав привлекали особое внимание художника. Открытый, эмоциональный, остроумный, Глинка сразу становился центром внимания в любой компании. Особенно легко и свободно он чувствовал себя в обществе так называемой «братии», объединяющей художников, музыкантов и литераторов. Можно сказать, что существованию «братии» и обязаны своим появлением карикатуры Степанова.

Собираясь вместе, как вспоминал брат художника Петр Александрович Степанов, друзья «разговаривали имузыканили. <...> Тут сыпались остроты, насмешки, велись споры,

Как наканифоленный Михаил Иванович

раздавались смех и песни». Общая атмосфера веселья, которая царила на этих собраниях, позволяла приятелям беззлобно подшучивать друг над другом. Каждый проявлял себя в соответствии со своими талантами. Известный в то время литератор Н. В. Кукольник сочинял куплеты на присутствующих и отсутствующих, Глинка упражнялся в шутках, остротах и выходках всякого рода, доставляя всем «порции удовольствия», Н. А. Степанов наблюдал за происходящим, подмечая особенности во внешности и поведении персонажей своих карикатур.

Этими персонажами, помимо Глинки, были его «самые искренние приятели» - художники К. П. Брюллов и Я. Ф. Яненко, певец А. П. Лоди, композитор В. Г. Кастриото-Скандербек. Помимо них, а также верного слуги Глинки Я. У. Нетоева и секретаря и ученика композитора Дона Педро, в альбоме мы видим и более молодых друзей Глинки, которых он называл «наша компания». Это уже упоминавшийся владелец альбома, астроном, музыкальный деятель, друг и почитатель Глинки В. П. Энгельгардт, композитор К. П. Вильбоа, юрист и музыкант Д. В. Стасов, филолог П. П. Дубровский, композитор А. Н. Серов.

Каждая встреча с друзьями была для М. И. Глинки праздником. «Это был праздник не от яств и вина (нам не на что было лакомиться), - замечает он в автобиографических «Записках», - но от разнообразной оживленной беседы». Впрочем, обеденные столы, за которыми встречались друзья, не всегда были скудны. Нередко случались вечера, когда на столах присутствовали и яства, и вино. К тому же Глинка был знатоком и цените-

приводит в неистовый восторг своим пением

лем разного рода напитков. Этой теме Степанов посвятил несколько рисунков. Он изобразил, например, Глинку, «прохаживающимся по хересам» (что было, безусловно, связано с его особым пристрастием к этому сорту вина); предпочитающим портвейн нектару, предлагаемому им виночерпием на Олимпе.

И в «Записках» М. И. Глинки, и в воспоминаниях его друзей, и в альбоме Степанова вино и музыка часто стоят рядом, но музыка всегда находится на первом месте. На вечеринках с «братией», а позже, во время встреч с «нашей компанией», общение и творчество были неразделимы: беседы о литературе и искусстве, шутки и остроты пере-

имообогащали друг друга. Во время этих встреч «шли веселые речи, а главное — музыка и шампанское, - вспоминал Константин Александрович Булгаков. - Глинка сюртук долой — сядет за фортепиано и поет восторженный как бог <...> Глинка иногда до того был восторжен, что, певши, сам разревется, да и мы поплакиваем».

Современники по-разному оценивали голос Глинки, но все без исключения восхищались мастерством исполнения и силой эмоционального воздействия его пения. На одном из рисунков Степанов, со свойственной ему иронией, изобразил поющего Глинку. Столь же иронична и подпись под рисунком: «Как наканифоленный Михаил Иванович приводит в неистовый восторг своим пе ни ем».

Другой рисунок «Триумф М. И. в доме потомка знаменитого князя Кастриота-Скан-дербека», также связанный с пением Глинки, соответствует реальному событию, описанному братом художника Петром Степановым: «дамы, восторженные от Глинки, нарезали ветки с лавров и мирт, стоявших в комнатах, сплели венок и в то время, когда он пел "прощайте милые друзья", подошли к нему и надели на него венок.».

Рисунки альбома составляют живописную летопись жизни М. И. Глинки, представленную в юмористическом ключе. Здесь мы видим работу Глинки в Придворной певческой капелле, создание композитором оперы «Руслан и Людмила», его путешествие в Испанию, где он учился танцевать, поскольку

Триумф Михаила Ивановича в доме потомка знаменитого князя Кастриото-Скандербека

межались с вдохновенным пением Глинки и считал это необходимым для «совершенного

его игрой на рояле. На этих вечерах смеш- изучения народной музыки», его жизнь в Вар-

ное и серьезное, комическое и высокое не шаве во время эпидемии холеры в 1848 г.

просто соседствовали, они дополняли и вза- В альбоме есть сюжеты, связанные с личной

Михаил Иванович делает Венгерскую Кампанию. И в битвах жизни был не рад

жизнью музыканта. Здесь отражена и глубоко переживаемая им жизненная драма — развод с женой, и его кратковременные увлечения другими представительницами прекрасно го по ла.

Мы находим в альбоме и отголоски международных событий, происходивших с участием России. Остроумный художник счел возможным сделать композитора центром этих событий. Так, на одной из карикатур Глинка представлен участником Венгерской кампании. При этом сражение изображено Степановым на заднем плане рисунка, на переднем же — Глинка и Дон Педро прячутся за дощатым забором. И хотя надпись над рисунком гласит: «М<ихаил> И<вано-вич> делает венгерскую кампанию», подпись под ним — «И в битвах жизни был не рад» — свидетельствует, что реальные, военные действия, происходившие за пределами России, лишь повод для того, чтобы показать поведение Глинки в некоторых жизненных ситуациях. Баталия, изображенная здесь, скорее символ житейских бурь, от которых Глин ка ли бо спа сал ся бегством (к друзьям), либо, пока это было возможно, следил за ними со стороны, «из засады».

Н. А. Степанов вводит Глинку и в сюжеты, связанные с Крымской войной 1853— 1856 гг. Большие потери, понесенные русскими войсками в этой войне, 349-дневная осада противником и падение Севастополя — все это воспринималось в России болезненно и остро. В этой ситуации Н. А. Степанов предпринимает издание политических карикатур. В течение 1855—1856 гг. им было выпущено три литографированных альбома, которые пользовались большой популяр-

ностью. «Героями» рисунков были Наполеон III, английский адмирал Непир, командующий турецкой армии Омер-паша и др.

Эти же персоны фигурируют и в карикатурах альбома, посвященного М. И. Глинке. Подчас, сюжеты рисунков — это реальные ситуации, в которые случалось попадать композитору. Но здесь они приобретают утрированный, комический характер. Подписи под рисунками представляют собой диалоги, в которых ответы Глинки императору и военачальникам, сформулированы Степановым с присущей ему иронией, и при этом полны достоинства и проникнуты духом патриотизма, который был свойственен композитору.

Одна из ситуаций, отразившаяся в рисунке Степанова, связана с поспешным отъездом М. И. Г

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком