научная статья по теме НЕСТАРЕЮЩИЙ "СТАРИК": ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М. ГОРЬКОГО В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ Языкознание

Текст научной статьи на тему «НЕСТАРЕЮЩИЙ "СТАРИК": ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М. ГОРЬКОГО В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2014, том 73, № 3, с. 49-57

НЕСТАРЕЮЩИЙ "СТАРИК": ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М. ГОРЬКОГО В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

© 2014 г. Н. Н. Примочкина

В статье рассматривается история создания и философско-нравственная проблематика одной из самых "загадочных" пьес Горького. Идейное содержание драмы "Старик", ее общественно-политический смысл раскрываются в историко-литературном контексте революционной эпохи, в сопоставлении с другими произведениями писателя того времени.

The article considers the genetic history and philosophical/moral issues of one of the most puzzling plays of Gorky. The set of ideas in the "Old Man" drama and its socio-historical meaning are brought into relief when placed into the historical/literary context of the Revolutionary epoch and weighed against other contemporaneous compositions of the author.

Ключевые слова: драматургия Горького, пьеса "Старик", философская и нравственная проблематика, историко-литературный контекст, революционная эпоха.

Key words: The Gorky drama writings, the "Old Man" play, philosophical and moral issues, historical/ literary context, the Revolutionary epoch.

Последнее двадцатилетие обогатило горьковед-ческую литературу большим числом серьезных исследований и популярных изданий, в которых решались вопросы пересмотра и переосмысления биографии писателя, его религиозных, философских, политических взглядов, общественной позиции и литературных связей. Гораздо меньше Горький привлекал внимание как художник, как оригинальный, ни на кого не похожий творец новой эстетической реальности. Особенно мало новых исследований появилось в это время о его драматургии. Последние фундаментальные монографии на эту тему Ю. Юзовского "Максим Горький и его драматургия" и Б. Бялика "М. Горький -драматург" вышли более 50 лет назад. И даже о самой знаменитой горьковской пьесе "На дне", которую не обходят вниманием и современные исследователи, наиболее интересные и значительные работы были написаны Г. Д. Гачевым [1, с. 207-270]1 и И.К. Кузьмичевым [2] задолго до "перестройки". Поэтому актуальной задачей современного горьковедения является глубокий и объективный анализ драматургического творчества Горького в более широком, чем это делалось ранее, историко-литературном контексте.

В данной статье мы попытались наметить новые вехи в исследовании одной из самых "за-

1 Статья Г.Д. Гачева, по его собственному признанию, была написана в 1960 г., хотя опубликовать ее удалось только в годы "перестройки" [1, с. 207-270].

гадочных" пьес Горького "Старик", рассмотреть ее сложнейшую морально-философскую проблематику в контексте времени, в сопоставлении с другими произведениями писателя, написанными в те же годы.

По воспоминаниям В.А. Десницкого, осенью 1914 г. Горький, прочитав газетную заметку о бежавшем с каторги, жившем под чужим именем и разбогатевшем купце П.В. Рябинине, задумал написать роман о российском Жане Вальжане [3, с. 370-371]. Этот замысел остался неосуществленным, но сюжет о беглом каторжнике, пережившем глубокий внутренний перелом и всю дальнейшую жизнь посвятившем искуплению греха, помощи людям, работе для их блага, писатель позже использовал в пьесе "Старик".

Следует попутно отметить, что роман В. Гюго "Отверженные" и пьесу Горького "Старик" сближает не только сходство судьбы Ивана Мастако-ва и Жана Вальжана, их мучительное прошлое каторжников, но и композиционная расстановка персонажей, и основной сюжетный конфликт. Обоих главных героев преследует неумолимый рок, воплощенный в одном случае в образе полицейского инспектора Жавера, в другом - в облике старика Питирима. Несмотря на все их видимые различия, Старика сближает с Жаве-ром вера в собственную непогрешимость, в свое право преследовать и судить других людей. Но если у романтика Гюго доброта и благородство в финале торжествуют, а Жавер терпит полное мо-

ральное фиаско и кончает жизнь самоубийством, то в горьковской реалистической драме конец более трагичен. Добрый и деятельный Мастаков, боящийся огласки своего прошлого и связанного с этим позора, под угрозой разоблачения кончает с собой, а его антипод Старик не испытывает при этом никаких угрызений совести и лишь досадует, что сорвались его планы обогатиться за счет затравленного им бывшего товарища-каторжанина.

Несмотря на видимое сюжетное сходство "Старика" с романом "Отверженные", исследователи драматургии Горького, как правило, связывают основную морально-философскую проблематику этой пьесы не с Гюго, а прежде всего с Ф.М. Достоевским, с его теорией "очищения души страданием". Поскольку настоящим главным героем этой драмы является не беглый каторжник Мастаков, а его преследователь старик Питирим, поборник этой теории. Исследованию психологии и характера пострадавшего в жизни, озлобленного и обиженного человека, а потому решившего, что он имеет право судить других людей и мстить им за свои обиды, разоблачению его "правды" и веры в "святость страдания", и посвятил свою пьесу Горький.

Авторы упомянутых книг о драматургии Горького, Ю. Юзовский и Б. Бялик, справедливо рассматривали "Старика" как третью, заключительную часть "антидостоевской драматической трилогии" [4, с. 170] писателя, куда также входят пьесы "Зыковы" и "Фальшивая монета".

В пьесе "Зыковы" (1912), хронологически наиболее близкой к публицистическим выступлениям Горького против Достоевского в статьях «О "карамазовщине"» и «Еще о "карамазовщине"» (1913), тема смирения, "святости страдания", искупления "греха" только намечена. Она проявляется в линии поведения Павлы, которая считает себя вправе винить и судить Шохина, когда-то убившего человека, но понесшего за это наказание и полностью осознавшего свою вину. В конфликте Шохина с Павлой симпатии автора отнюдь не на стороне этой эгоистичной, инфантильной, только с виду кроткой девушки.

В "Фальшивой монете" (первая редакция -1913, последняя, третья - 1926) роль судьи своей молодой, красивой жены Полины берет на себя жадный, лицемерный "жрец морали" - старый кривой часовщик Яковлев. Когда-то у Полины умер при родах ребенок - плод "незаконной" любви. Ее заподозрили в убийстве младенца, но в ходе суда оправдали. С тех пор Полина живет с чувством собственной вины, а старик Яковлев,

чтобы сохранить свою власть над женой, постоянно корит и мучает ее этим "грехом". В образе Полины Горький показывает, что происходит с человеком, который добровольно становится жертвой "греха", несчастья, страдания, смиряет свою гордость, ломает характер. Недаром писатель, дорабатывая в 1926 г. пьесу, усиливая ее морально-психологический посыл, приводит Полину к трагическому финалу - самоубийству. Хотя, с другой стороны, этот ее жест можно рассматривать и как протест против гнетущей ее реальности, против мучителей - старика Яковлева и бывшего возлюбленного Стогова.

Пьесы "Фальшивая монета" и "Старик" связывает не только сходная нравственная и философская проблематика, не только образы моральных садистов - часовщика Яковлева и старика Питири-ма, но и общий сюжетный мотив смерти младенца. У спутницы Старика, девицы Марины, тоже умер при родах "случайно" прижитый ею ребенок, но ее не оправдали, а осудили на каторгу. До конца не ясна степень ее вины. Сама Девица рассказывает, что младенец, якобы, умер от холода, но, судя по ее характеру и поведению, представляется более вероятным, что она его убила. Девица составляет яркую пару со страшным Стариком и в то же время оттеняет особенности его характера. Если Питирим - идейный мучитель и садист в духе Достоевского, то его спутница Марина лишена каких-либо духовных качеств. Душа ее мертва, она думает и мечтает лишь о мелкой корысти и материальной обеспеченности. Давая пояснения к ее образу, Горький писал: "Девица - тупое, животное лицо с неподвижными глазами. Жадна, чувственна, глупа. Держится почти неподвижно и мертвыми глазами щупает все вещи, всех людей" [5, с. 555].

Старик и Девица - это образы-символы, "перевертыши". Старик, старец, согласно религиозной, фольклорной и литературной традиции - воплощение снисходительной мудрости, жизненного умиротворения, оказывается в драме Горького жестоким разрушителем спокойного течения жизни, ее созидательных, деятельных начал. Девица, в контексте тех же культурных традиций всегда олицетворявшая невинность, чистоту и непорочность, превращается у Горького не просто в грешницу, блудницу, но и в убийцу собственного ребенка. Символический, обобщающий смысл этих образов автор намеренно подчеркивает уже в перечне действующих лиц пьесы, еще до ее начала. Все остальные персонажи выступают в этом перечне под своими именами, только Старик и Девица их лишены. (Правда, то же самое относится к немногословному и на первый взгляд

второстепенному персонажу - Каменщику, образ которого, как выразителя спокойной, но косной народной силы и мудрости, также обобщен и символичен.)

По ходу горьковской пьесы выясняется, что Старик был осужден за самое омерзительное человеческое преступление - изнасилование несовершеннолетней. Этот факт его преступного прошлого также отсылает нас к Достоевскому, к эпизодам надругательства Свидригайлова в "Преступлении и наказании" и Ставрогина в "Бесах" над маленькими девочками. Но и здесь мы видим не столько следование Горького за Достоевским, сколько спор с ним, переосмысление этого мотива. Достоевский показывает нам, что даже таких мерзавцев, как Свидригайлов и Ставрогин, мучает совесть, тяготит чувство неизбывной вины, ужасного греха, что и приводит обоих к страшному концу - самоубийству. В отличие от этих героев Достоевского, горьковский Старик совсем не мучается совершенным злодеянием, он даже склонен считать, что пострадал невинно, наказан излишне сурово, и судит самым строгим судом не себя самого, а всех остальных людей.

Что касается Мастакова, то из его признаний любимой женщине, Софье Марковне, становится понятным, что он был обвинен в убийстве и отправлен на каторгу по ошибке. Но для Старика это не имеет значения. Для него главное - это исполнение закона. По его мнению, все виноваты друг перед другом, каждый человек греховен от природы и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком