научная статья по теме НИГЕРИЯ. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2011 ГОДА И МУЗЫКА ЙОРУБА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НИГЕРИЯ. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2011 ГОДА И МУЗЫКА ЙОРУБА»

ТРИБУНА СОИСКАТЕЛЯ

Н.А. ЗАХАРОВА

Аспирантка

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

НИГЕРИЯ. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2011 ГОДА И МУЗЫКА ЙОРУБА

Ключевые слова: Нигерия, музыка протеста, выборы, йоруба, Гудлак Джонатан, Фела Кути

Музыка народа йоруба, одного из крупнейших в Нигерии*, имеет ряд важнейших функций в социальной и политической жизни общества. Веками, будучи одним из средств передачи информации, она играла особую роль в традиционной культуре. Музыка интегрировалась во все сферы жизни - от внутриродовых и внутрисемейных отношений (траурная похоронная песня) до политических событий (торжественная песня по случаю объявления нового вождя)1. «Говорящие барабаны»** йоруба до появления относительно развитой инфраструктуры были одним из средств передачи новостей, сообщений и дружеских приветствий между деревнями2.

В политической истории современной Нигерии можно найти немало примеров, когда использование музыки способствовало активизации электората, мобилизации самых разных социальных групп к голосованию и выдвижению кандидатов, формированию оппозиции официальным властям. Особенное значение музыка приобретает во время избирательных кампаний.

Музыка йоруба в условиях низкого уровня развития политической культуры и малой грамотности большинства населения является одним из действенных инструментов коммуникации, будучи выразителем как определенных «витающих в воздухе» идей (например, стремления к свободному волеизъявлению), так и настроений, в т.ч. связанных с про-

явлением реакции на конкретные события.

Музыкальные коллективы как носители определенных взглядов и умонастроений могут участвовать в политических акциях и таким образом ощущать причастность к политике. Песни йоруба способны выполнять консолидирующую функцию, с одной стороны, просвещая и воспитывая, а с другой - стимулируя к соблюдению законности и морали, развивая идею равенства и борьбы за справедливость и, в конечном счете, препятствуя деградации общества в условиях, когда каждая политическая сила пытается заигрывать с избирателями и манипулировать ими.

В традиционных обществах Нигерии универсальный музыкальный язык отсутствует: каждый народ имеет собственный стиль, не похожий на другие. У йоруба - свое понимание музыки как синтеза многих видов искусства (танцевального, драматического, исполнительского, поэтического)3.

Во второй половины XX в. музыкальная культура йоруба претерпела изменения благодаря Феле Аникулапо Кути***. С его именем связывают появление протестной песни и некоего подобия шуточных куплетов - «yabis musió («yabis» можно перевести как «шутить над кем-то»), «Yabis music» стала традицией и сохраняет влияние на современных музыкантов, которые прибегают к шуточным куплетам в ходе предвыборной гонки.

Слово «yabis» стало особенно популярно в Лагосе в начале

* По оценке 2012 г., население Нигерии насчитывало почти 170 млн человек. Из них около 80% представляют четыре народа: хауса - 29%, йоруба - 21%, игбо - 18%, иджо -10% (прим. авт.).

** «Говорящие барабаны» - вид бараба-

нов, которые получили свое название благодаря способности имитировать человеческий голос (прим. авт.).

*** Фела А.Кути (1938-1997) - нигерийский музыкант, композитор, создатель музыкального направления *афробит>, борец за права человека. Один из наиболее знаковых музыкантов и политических активистов в Нигерии, смерть которого в 1997 г. стала национальной трагедией (прим. авт.).

1970-х гг., когда Ф.Кути начал устраивать свои музыкальные шоу в клубе «Африканская святыня». Клуб стал местом притяжения для активных молодых людей, которые подолгу стояли в очередях на пятничные шоу «Уайи М£/г£», чтобы увидеть музыканта. Темы, которые поднимал Ф.Кути в своих текстах, были злободневными.

Нигерия в начале 1970-х гг. пережила нефтяной бум и превратилась в одного из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. Нефтяной бум имел важные последствия для страны.

С одной стороны, значительные средства, полученные от продажи нефти, были вложены в государственный сектор экономики, что привело к усилению центральной власти, злоупотреблению авторитарными методами управления государством. С Другой, проведение экономических реформ в жизнь давало большие возможности для обогащения верхушки военных и высшей бюрократии4.

Музыка и тексты Ф.Кути, обличавшие авторитарный режим и коррупцию, отвечали умонастроениям и недовольству в среде интеллигенции и рабочего класса, чем можно объяснить огромную популярность певца и композитора в Нигерии и за пределами континента. Ф.Кути стал символом эпохи, превратился в героя, который борется с системой и никогда не отступает от идеи о том, что музыка - это, прежде всего, оружие.

Среди йоруба существует поговорка - «они т гзащи оЬе», что означает - «песни возвещают о врагах». Современные музыкан-ты-йоруба считают прямым долгом в творчестве отражать свою позицию, человеческую и социальную, даже если она расходится с официальным мнением. Выступления, как и положено в границах шоу-бизнеса, сопровожда-

ются интервью, в которых музыканты нередко комментируют свои взгляды на ситуацию в стране и обществе. Президентские выборы в апреле 2011 г. могут служить примером того, какую роль имеет статус и активная позиция музыкантов в ходе предвыборной гонки.

Музыкальные композиции, которые исполняются в ходе предвыборной кампании, - всегда посыл или вызов обществу. Они наполнены политическим смыслом, будучи нередко направлены «за» или «против» какой-либо конкретной политической фигуры или платформы. Их авторы ставят перед собой цель выдвижения кандидатуры или уничтожения оппонента - путем хвалы, хулы или осмеяния.

Кандидаты на пост, как правило, имеют в своей команде целый штат музыкантов. Их задача состоит в том, чтобы исполнять песни, в которых в упрощенном виде будет пересказана политическая программа, дана положительная характеристика кандидата. Песни, как правило, ложатся на ритмичный, хорошо запоминаемый мотив или фольклорную мелодию, знакомую электорату5.

В 2011 г. в ходе президентской кампании команда Гудлака Джонатана* выпустила на телевидение, радио и во всемирную сеть пять роликов с музыкальными композициями, которые вышли под общим заголовком «7 believe in Goodluck» («Я верю в Гудлака»), Пять композиций на пяти языках Нигерии (английский, йо-руба, хауса, игбо и иджо) представляют собой своего рода короткие «сообщения» в поддержку Г.Джонатана. С их помощью был создан имидж кандидата: целеустремленного, открытого для дискуссии лидера, способного решить проблемы Нигерии и объединить нацию («Я вижу человека с волей и страстью, способного служить людям и вести наш народ вперед»6).

По результатам выборов 16 апреля 2011 г., Г.Джонатан одержал решительную победу в большинстве штатов Йорубаленда (за исключением штата Огун, где большую часть голосов получил

* Гудлак Джонатан (р. 1957) - нынешний президент Нигерии. Ранее - губернатор штата Байелса (2005-2007), вице-президент страны (2007-2010). По этническому происхождению - иджо, по вероисповеданию -христианин (прим. авт.).

представитель партии «Конгресс действия» Нуху Рибани, мусульманин по вероисповеданию)7.

Активную поддержку в большинстве штатов будущему президенту оказали независимые му-зыканты-йорг/бя. В своих песнях они высказали доверие кандидату и, будучи тесно связаны с местными жителями узами соседства и родства, сумели привлечь электорат на сторону своего кандидата. В их числе популярные исполнители в стиле хип-хоп: Дибанж (анг. D'banj), Визкид (анг. Wizkid), Дарей (анг. Darey) и Найнайс (анг. 9ice). Они провели в поддержку кандидата в президенты Г.Джонатана концерты под общим названием «Наше время». Дибанж выпустил песню и видеоклип, призвав своих поклонников прийти на выборы и проголосовать за Гудлака Джонатана:

«Нигерийцы, я взываю к вам! Последнее, что нам нужно сегодня, -Это неудача.

Посмотрите на саму удачу Напротив вас И проголосуйте за Гудлака Джонатана

В ходе предвыборной кампании имя Джонатана (кандидата на пост президента) - «Гудлак» -неоднократно обыгрывалось в песнях, в английском варианте оно является омонимом слову «удача» (good luck). В композиции, посвященной ему, Дибанж противопоставляет «удачу» в лице президента «неудаче» (bad luck). Учитывая имя супруги будущего президента, а впоследствии - первой леди Нигерии, Пэй-шенс Джонатан (англ. patience означает «терпение»), пара представляла собой уникальное соединение «удачи» и «терпения», так необходимых сегодня стране.

Наиболее популярным музыкальным жанром среди молодежи в современной Нигерии является «хип-хоп». Ранее лидирующее положение в молодежной среде занимал «афробит» и его создатель Ф.Кути. В Лагосе, культурной столице Нигерии, молодежь слушала «хип-хоп» с конца 1980-х гг., и вся молодежная культура строилась вокруг этой музыки. Вопрос о том, почему это поколение перешло к хип-хопу, ставшему новым явлением музыкальной среды, никем не обсуждался. Ф.А.Кути в 1990-е гг. был жи-

вой легендой. Музыкант считался и главным нигерийским рэпе-ром. Он первым стал исполнять протестную музыку, подвергнув критике политику властей, заговорил о проблемах общества и, таким образом, вступил в полемику с правящим режимом. На исходе 1990-х гг., после смерти Кути, «афробит» остался без лидера. Популярные музыкальные композиции в стилях «фуджи» и «джуджу» были далеки от того, чтобы как-то освещать нигерийские реалии.

Ситуация в Нигерии в 1990-х гг. была сложной, прежде всего, в силу господства режима Сани Аба-чи (1993-1998)**. Только молодые музыканты, перенимавшие стилистику музыки и манеру исполнения у европейцев и американцев, писали тексты, которые были созвучны настроениям общества.

В настоящее время популярность исполнителей в стиле «хип-хоп» в Нигерии велика - они пользуются огромным доверием среди молодежи. Их языком говорит поколение, выросшее в условиях либерализации - в XXI в. В прессе применительно к ним используется термин celebrity («знаменитость»), что свидетельствует о том, что их образ жизни и стиль мышления интересны слушателям. Молодые люди стремятся подражать кумирам, полагаясь на их мн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком