научная статья по теме "НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ" В. НАБОКОВА: ПОЭТИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА Языкознание

Текст научной статьи на тему «"НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ" В. НАБОКОВА: ПОЭТИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2010, том 69, № 5, с. 35-45

"НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ" В. НАБОКОВА: ПОЭТИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА

© 2010 г. К. А. Волков

В статье выявляются поэтологические и жанровые особенности биографии В. Набокова "Николай Гоголь". Произведение рассматривается в контексте литературы 1930-1940-х гг., когда жанр биографии был особенно востребован. В работе разбираются поэтика, композиция, образность "Николая Гоголя" и выявляются интертекстуальные связи биографии с текстами Л. Кэрролла, Л. Стерна, Ф. Рабле, И. Анненского и др.

The article delineates the poetics and specific features of the biographical genre in Vladimir Nabokov's "Nikolai Gogol". The work is analysed in the context of literature of the 1930s - 1940s when the genre was extremely popular. The paper is focussed on its poetics, composition, imagery, language as well as on the intertextual connections between this biography and texts by Lewis Carroll, Laurence Sterne, François Rabelais, Innokenty Annensky and some other writers.

В современной отечественной и западной славистике существует немало интересных исследований, которые так или иначе касаются проблемы жанра биографии у Владимира Набокова. Однако вопрос об использовании жизнеописатель-ных повествовательных форм Набоковым далеко не исчерпан, и проблема биографии в творчестве писателя, как нам кажется, не была рассмотрена с должной степенью подробности. Несмотря не то, что Набоков "весьма критически относился к попыткам создания литературной биографии писателя" [1, с. 78], как художник он видел весь богатый потенциал этого жанра. Когда в одном интервью Набокова спросили, как он оценивает возможности литературной биографии, он ответил, что "писать такие вещи интереснее, чем читать" [2, с. 182]. В конце 1930-начале 1940-х гг. биография писателя становится не только предметом рефлексии Набокова, но помогает ему художественно самоопределиться при переходе с русского языка на английский. Интерес к биографическому жанру вылился в создание трех крупных произведений: романов "Дар" (1937-1938) и "Истинная жизнь Себастьяна Найта" (1939) и жизнеописания "Николай Гоголь" (1942-1943), в которых проблема литературной биографии занимает центральное место.

Книга "Николай Гоголь", которая и будет предметом нашего анализа, стоит несколько особняком как в творчестве Набокова, так и в современном набоковедении. Первое большое произведение, написанное в Америке, "Николай Гоголь" не укладывается в привычное представление о биографии и в жанровом отношении далеко не однозначен. Еще непосредственно откликавшиеся на

выход книги рецензенты отметили, что Набоков "не думал писать ни биографии, ни популярного очерка гоголевского творчества" (Г. Федотов) [3, с. 243]; "созидая своего Гоголя <...> Набоков значительно вышел за рамки жизни и творчества Гоголя" (Э. Уилсон) [3, с. 241]. Сам Набоков три раза в тексте "Николая Гоголя" называет свою книгу - "notes", то есть "заметки", "записки" [4, p. 35, 61, 149]. В начале главы "Наш господин Чичиков" Набоков пишет: "Когда я писал заметки, из которых составлялась эта книга <...>" ("the notes which form the book") [4, p. 149], то есть, по всей видимости, план книги был у писателя в голове, и он лишь заполнял пустоты, создавая "заметки", которые потом и составили корпус книги (подобно карточкам, на основе которых Набоков создавал поздние романы). Писатель отдавал себе отчет в том, что его сочинение, задуманное в качестве популярного пособия для американских студентов, - нечто необычное по своей поэтико-жанровой структуре. "Эта книга будет чем-то совершенно новым от начала до конца: насчет Гоголя я расхожусь во мнениях с основной массой критиков и не использую никаких источников, кроме текстов самого Гоголя <. >" [5, p. 41], - сообщал он Джеймсу Логлину в письме от 16 июля 1942 г. Необычная композиция произведения, отсутствие ссылок на предшественников (за что Набокова упрекал еще Н. Струве в книге "Русская литература в изгнании"), специфический стиль повествования и выборочность в анализе гоголевских произведений - все это "путает карты" в руках исследователя, пытающегося разобраться в поэтике жанра "Николая Гоголя".

В современном набоковедении до сих пор нет единого мнения в оценке данного сочинения. А. Филд писал, что "эта книга - веселое захватывающее произведение, полу-критика, полу-худо-жественная проза" [6, р. 245], другие полагают, что "Николай Гоголь" - это "настоящая биография" [7, р. 151]), третьи - что это биография, которая "превращается в фантасмагорию", "освобождаясь от биографии" [8, с. 47, 51], четвертые - что это "художественное исследование" [9, р. 136]. Многие филологи отмечают особую роль эссеист-ского начала в жанровом остове "Николая Гоголя" ([10, с. 100-102; 11, с. 171-173]). Так, М. Антони-чева в статье «Эссе Набокова "Николай Гоголь": прорыв в ирреальное» интерпретирует книгу как "художественный текст, а именно - эссе, а совсем не биографическое описание, претендующее на событийную точность и детальное воссоздание жизни Гоголя".

Поводом к подобного рода интерпретации, -отмечает исследователь, - становится признание Набоковым невозможности биографии как жанра. "Разве можно совершенно реально представить себе жизнь другого, воскресить ее в своем воображении неприкосновенной, безупречно отразить на бумаге? Сомневаюсь в этом; думается, уже сама мысль, направляя свой луч на историю жизни человека, ее неизбежно искажает", - цитирует М. Антоничева признание писателя. И заключает: "Набоков отказывается от понимания биографии как совокупности фиксированных поступков писателя. Истинная биография, по Набокову, -это история стиля, его трансформация" [12].

Отметим, однако, что в приведенной цитате из набоковской статьи "Пушкин, или правда и правдоподобие" речь идет о так называемой романизированной биографии (ставшей популярной благодаря А. Моруа), а не о биографическом жанре в целом. Кроме того, эта статья относится к 1937 г. После этого Набоков благополучно завершил жизнеописание Г. Чернышевского, вошедшее в роман "Дар", а в 1939 г. создал "Истинную жизнь Себастьяна Найта", в которой противопоставил биографическим методам Д. Босуэлла и А. Мо-руа свой собственный - метод "вчувствования", психосоматического слияния с биографическим героем, почти отождествления с ним в финале романа (подробнее см. [13, с. 171]).

На наш взгляд, отличие "Николая Гоголя" от традиционного эссе в том, что это сочинение, при всей парадоксальной субъективности многих набоковских суждений, в целом представляет собой объективированный рассказ о жизни и творчестве писателя. "Повествователь

здесь претендует на абсолютное знание, - пишет М.В. Маслова, - как если бы фигура Гоголя была его собственным художественным вымыслом. Свидетельство тому - владение сферой сознания, да и самой гоголевской мыслью, которое демонстрирует повествователь" [14, с. 147]. Жанр эссе, напротив, не предполагает абсолютизации авторской точки зрения, а призван продемонстрировать личный опыт проживания или воспоминания ("опыт" в первоначальном, монтеневском смысле), который автор предъявляет читателю. Эссе, справедливо отмечает А. Жолковский, "близко к поэзии своим программным предпочтением внутреннего мира внешнему, нацелено на беспредметные взгляд и нечто, питается внутренними соками, плетет шелковую нить из самого себя" [15, с. 233]. Кроме того, по простому показателю объема "Николай Гоголь" для эссе слишком велик (если за стандарт размера взять, скажем, эссе В. Вулф или Т. Элиота) и близок к "среднестатистическому" набоковскому роману. Этот фактор тоже немаловажен, поскольку, как заметил еще Ю. Тынянов, "расчет на большую форму не тот, что на малую, каждая деталь, каждый стилистический прием в зависимости от величины конструкции имеет разную функцию, обладает разной силой, на него ложится разная нагрузка" [16, с. 256].

Чтобы ответить на вопрос, в какой степени "Николай Гоголь" может считаться биографией, необходимо вспомнить развитие этого жанра в конце Х1Х-начале XX в. В первой половине XX в. биография перемещается с периферии жанровой системы в ее центр, в целом повторяя путь русского романа в XIX в. Параллельно расщеплению целостного представления о человеческой судьбе, "распылению биографии, как формы личного существования" (О. Мандельштам [17, с. 74]) происходит размывание позитивистского типа письма. Биография перестает мыслиться как "magistra укае" - "наставница жизни", как когда-то определил ее Цицерон. Из строго канонизированных повествований панегирического толка - будь то профессиональная викторианская биография или первые жизнеописания ЖЗЛ серии Павленко-ва, в которых фактически отсутствовали критика и интерпретация исторического документа [18, с. 109], к 1930-м гг. биография становится полифункциональным деканонизированным жанром, превращаясь в инструмент рефлексии над письмом и над самим способом биографирования1.

1 Остранение и осмысление биографического жанра происходит не только в ряде теоретических исследований, но и в самих жизнеописаниях. В полуфантастическом жизнеописании В. Вулф "Орландо" (1927) писательница то и дело иронизирует над традиционным биографизмом: "Здесь, по

Экспансия эссеизма приводит к видоизменению и расширению самого понятия "биография". Она становится синонимом импровизированного модернистского портрета, в литературную орбиту которого активно вовлекаются элементы беллетристики, пародии и даже фантастики. Под "биографией" в эти годы следует понимать не строго регламентированную "большую форму", а разветвленную динамичную жанрово-поэтическую систему, объединяющий ряд подформ, от сухого сборника документов ("Пушкин в жизни", "Гоголь в жизни" В. Вересаева2) до художественной "псевдобиографии" ("Орландо" В. Вулф). В русской словесности наибольшей популярностью в эти годы пользовались сочинения не приверженцев "литературы факта" (С. Третьяков предлагал даже написать "биографию вещи" для борьбы "с романным идеализмом" [22, с. 71]), а произведения тех авторов, которые представляли читателю свое видение человеческой биографии, расцвечивая ее художественным вооб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком