научная статья по теме НИНА ПЕТРОВНА ЛОБАЧЕВА (31.01.1924 - 28.07.2011) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НИНА ПЕТРОВНА ЛОБАЧЕВА (31.01.1924 - 28.07.2011)»

Ш MEMORIAM

НИНА ПЕТРОВНА ЛОБАЧЕВА (31.01.1924 - 28.07.2011)

28 июля 2011 г. на 88-м году ушла из жизни Нина Петровна Лобачева - талантливый ученый, исследователь народов Средней Азии, один из старейших сотрудников ИЭА РАН.

Н.П. Лобачева родилась 31 января 1924 г. в г. Химки Московской обл. в семье потомственных служащих: родители работали на Центральном телеграфе, а позднее ее мать, происходившая из семьи почетных горожан, стала преподавателем. В годы Великой Отечественной войны совсем юная Нина Петровна служила на трудовом фронте - в 1941 г. принимала участие в строительстве оборонительной линии вокруг Москвы, в 1942 г. работала на торфоразработках, а в 1944 г., будучи студенткой, трудилась на лесозаготовках. Впоследствии она была награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими наградами.

В 1943 г. Н.П. Лобачева поступила на отделение этнографии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где специализировалась по этнографии народов Средней Азии. Студенткой участвовала в экспедициях под руководством С.П. Толстова. По окончании МГУ в 1948 г. продолжила обучение в аспирантуре МГПИ им. В.П. По-

темкина на кафедре истории древнего мира исторического факультета. Интерес к народам Средней Азии определил тему ее диссертации - "Борьба народов Средней Азии с Сасанидами (III-VI вв. н.э.)", которую она успешно защитила в 1955 г. С этого года она стала участвовать в работе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции ИЭ АН СССР, а в 1956 г. была зачислена в штат института. В секторе Средней Азии и Казахстана она трудилась почти 47 лет. В 1980 г. по конкурсу прошла на должность старшего научного сотрудника и проработала на этой должности до выхода на пенсию в 2003 г.

Более 15 раз она выезжала в составе отрядов Хорезмской, а позднее Среднеазиатской экспедиции в Узбекистан и Каракалпакию, в Казахстан, Киргизию и Туркмению, сама руководила работой Ферганского отряда, совершала индивидуальные поездки для сбора материала по новой обрядности почти по всем областям Узбекской ССР.

В отличие от большинства своих коллег, Нина Петровна занималась этнографией не какого-либо одного народа, а рядом фундаментальных проблем всего среднеазиатского региона. Как она определила сама в своих записях, работала над "изучением сущности и генезиса традиционной культуры народов Средней Азии и Казахстана на примере ее компонентов - обрядности и одежды". Эти сферы духовной и материальной культуры она рассматривала "как феномен, имеющий этническую основу и системно связанный с определенным хозяйственно-культурным типом, как истори-ко-этнографический источник по проблемам этногенеза, ранних форм религии, социальных институтов древности". Также она исследовала проблему "новых форм и закономерностей развития этих компонентов культуры в советское время". Такой глубокий, системный подход позволил Нине Петровне проработать и обосновать ряд важных для этнологии Средней Азии теоретических положений. Особую ценность представляет научное осмысление процессов изменения традиционной и формирования новой обрядности в ХХ в.

Одной из основных крупных тем, которые разрабатывала Н.П. Лобачева, были процессы трансформации семейной обрядности среднеазиатских народов. Исследования в этом направлении Н.П. Лобачева начала в середине 1960-х гг. с изучения злободневных в то время вопросов изживания, как тогда говорили, устаревших обрядов и появления новой, советской обрядности. Однако Н.П. Лобачевой удалось избежать идеологизиро-ванности и подойти к изучению становления новых традиций как к "явлению сложному, достаточно длительному и непрямолинейному" (Лобачева 1975: 4). Результатом исследований стали ряд статей (Лобачева 1967, 1973, 1981а) и монография "Формирование новой обрядности узбеков" (Лобачева 1975), написанная на основании авторских полевых материалов, собранных в 1965-1968 гг. практически по всему Узбекистану. Книга посвящена трансформации традиционных, становлению и тенденциям развития новых семейных и общественных праздников и обрядов. Анализируя множество переходных форм конкретных обрядов, Н.П. Лобачева выявила закономерности в процессе преобразования традиционной и формирования на ее основе новой обрядности.

Судить о трансформации обрядности можно было, только глубоко изучив традицию. Н.П. Лобачева досконально знала традиционную семейную обрядность среднеазиатских народов и особенно - свадебный ритуал. Она писала о свадьбе отдельных народов (Лобачева 1960, 1985, 2002), о конкретных свадебных ритуалах (Лобачева 1989а, 1993, 2001а), рассматривала свадьбу как историко-этнографический источник (Лобачева 1981б). Самая значительная ее статья о свадьбе (Лобачева 1978) представляет собой исследование, выполненное на материале свадебных традиций всех среднеазиатских народов. В результате обстоятельного анализа множества отдельных, порой кажущихся разрозненными обрядов Н.П. Лобачева выстроила историю развития свадебного действия, в котором каждый элемент находит свое обоснование и объяснение. Она восстановила логику свадебного комплекса, частично утраченную и размытую позднейшими трансформациями и инновациями. Такой анализ свадебного комплекса в генетическом аспекте позволил выделить наиболее ранние слои в его сложении и определить основные направления в развитии этого обрядового института.

1п шешойаш

185

Еще одним предметом исследований Н.П. Лобачевой была традиционная материальная культура среднеазиатских народов, главным образом одежда. Н.П. Лобачева работала над разделом "Одежда" для Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана вместе с О.А. Сухаревой, после смерти которой взяла на себя координацию усилий всего авторского коллектива. Сама Нина Петровна глубоко исследовала каракалпакский народный костюм (Лобачева 1984, 1989б, 2000), занималась также отдельными элементами традиционной одежды других народов, например, киргизскими бельдемчи (Лобачева 1997). Особенно ее интересовали женские головные накидки-халаты (Лобачева 1965). И когда в середине 1990-х гг. в СМИ стал муссироваться вопрос о женской мусульманской одежде, закрывающей лицо и фигуру, Н.П. Лобачева опубликовала две статьи о парандже (Лобачева 1995, 1996). На археологическом и этнографическом материале она доказала, что паранджа как скрывающая фигуру женщины-мусульманки накидка имела местные среднеазиатские корни, ее история насчитывала десятки столетий и была связана с исламом лишь на последнем этапе.

К сожалению, издание Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана по теме "Одежда" не состоялось, хотя материал был собран, составлены типологические таблицы по существующим видам одежды, проведено картографирование на конец XIX - начало XX в., написаны пояснительные записки к картам (Лобачева 2001б: 69-70). В первом сборнике (под ред. О.А. Сухаревой), объединившем статьи авторов, работавших над этой темой, Н.П. Лобачева опубликовала исследование о среднеазиатском костюме по данным стенных росписей раннесредневековой эпохи (Лобачева 1979). Второй сборник, вышедший через 10 лет, собирался и редактировался уже самой Н.П. Лобачевой (соредактор - М.В. Сазонова). В своей статье, открывающей сборник, она обобщила собранный коллегами материал, на его основе выявила общие черты в костюме народов среднеазиатско-казахстанского региона и предложила региональные типологические таблицы (Лобачева 1989в). Позже она опубликовала еще одну обобщающую статью, в которой на основе сравнительно-типологического анализа костюмных комплексов народов региона дала характеристику как общих черт, так и этнической специфики и предложила объяснение общности между костюмами отдельных народов и отличий в костюмах разных групп одного народа (Лобачева 2001б).

Обладая обширными знаниями по обрядности и костюму практически всех народов и этнических групп среднеазиатско-казахстанского региона, Н.П. Лобачева делала широкие обобщающие выводы. Практически в каждой ее работе содержатся те или иные теоретические заключения об этногенезе и этнической истории, но две статьи посвящены непосредственно этим вопросам (Лобачева 1991, 2006). В своей последней статье на основе анализа свадебного комплекса и его особенностей, а также отдельных элементов костюма Н.П. Лобачева выявила кипчакский, огузский и древнеиранский этнический пласты в этногенезе народов Средней Азии и Казахстана.

В институте среди коллег Нина Петровна Лобачева пользовалась глубоким уважением и неизменным доверием. Она запомнилась как необыкновенно принципиальный, прямодушный и скромный человек. Строгая с виду, она располагала к себе людей благодаря своей искренности, отзывчивости и доброжелательности. Она подготовила нескольких аспирантов, более двадцати лет работала с прикомандированными к институту исследователями, стажерами, соискателями. Нина Петровна гордилась своей семьей, она воспитала замечательных сына и дочь, внуков, дома она была окружена их вниманием и любовью.

В наших сердцах сохранится память о Нине Петровне как о светлой и красивой женщине, прекрасном человеке, талантливом ученом, внесшим существенный вклад в этнологическую науку.

Литература

Костюм 1979 - Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979.

Лобачева 1960 - Лобачева Н.П. Свадебный обряд хорезмских узбеков // Краткие сообщения

Института этнографии. 1960. Т. 34. С. 39-49.

Лобачева 1965 - Лобачева Н.П. К истории среднеазиатского костюма (женские головные накидки-халаты) // Сов. этнография (далее - СЭ). 1965. № 6. С. 34-49.

Лобачева 1967 - Лобачева Н.П. О формировании новой свадебной обрядности у народов Узбекистана // СЭ. 1967. № 2. С. 15-25.

Лобачева 1973 - Лобачева Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР (Опыт этнографического обобщения) // СЭ. 1973. № 4. С. 14-24.

Лобачева 1975 - Лобачева Н.П. Формирование новой обрядности узбеков. М.: Наука, 1975. 140 с.

Лобачева 1978 - Лобачева Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности (на примере комплексов свадебных обычаев

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком