научная статья по теме НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СОВРЕМЕННОГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СОВРЕМЕННОГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СОВРЕМЕННОГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

И.А. Алехин, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Р.В. Старков

В статье рассматриваются нормативно-правовые требования к военно-патриотическим качествам современного защитника Отечества. Автор, в результате проведенного анализа делает вывод, на факультеты среднего профессионального образования поступают молодые люди, с уже сформировавшимися взглядами на патриотизм, поэтому в процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо прикладывать определенные усилия для изменения сложившихся стереотипов, для формирования норм, отвечающих предъявляемым в руководящих документах требованиям.

Ключевые слова: конституционный долг, юридическая законность, ответственность, патриотизм, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, служение Отечеству, физическое воспитание, воспитательная работа.

Для успешного выполнения своего конституционного долга в войсках молодым людям, особенно в современных условиях, в первую очередь, нужно быть патриотами своего Отечества, что является стержнем военно-патриотического воспитания молодежи.

Определяющим требованием к молодым людям является ответственность за защиту Отечества (кто - если не ты?). Без данного качества молодой человек не годится к военной службе.

Юридическая законность этого требования обозначена в Конституции РФ, где говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России, а также то, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, то он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой [1].

После 1991 года, в лице современной молодежи на историческую арену вышел новый социальный тип личности [2, с. 164-167]. Его характерные черты могут быть представлены в следующем обобщенно-схематичном виде. Это, прежде всего, «человек экономический». Личная выгода, материальная заинтересованность являются главным мотивом его деятельности и поведения. Через призму товарно-денежных, вещных отношений он рассматривает всю систему своих связей и контактов, как деловых, так и личностных. Призна-

ет ценность труда, но труд для него не столько самовыражение и самопроявление, сколько способ обеспечения благосостояния, обогащения, удовлетворения престижных притязаний, достижения достойного социального статуса.

В целом такой тип личности аполитичен. В его глазах политика представляется грязной игрой, которой занимаются люди с чрезмерными притязаниями на общественный успех или признание и стремящиеся к власти ради достижения, главным образом, личных и корпоративных интересов. У него отсутствуют устойчивые политические взгляды и пристрастия. Доминантой его политического сознания является конформизм, дистанцииро-ванность от политики, преимущественная ориентация на собственные, а не на социально значимые проблемы. В соответствии с этим доверие к тем или иным политическим лидерам он проявляет в той мере, в какой проводимая ими политика отражается на его личном благополучии.

В нравственном отношении такой молодой человек прагматичен, циничен и в определенной степени агрессивен. Сложные проблемы нравственного характера склонен решать рационалистически, исходя из приоритета собственных интересов. Он не верит, что добрые дела могут быть бескорыстными, совершаться по велению сердца, совести, долга, т. е. из гуманистических побуждений. Моральные ценности представляются для него абстракцией, а стремление руководствоваться ими в жизни - донкихотством и филантропией. Поэтому в конкретной ситуации, когда речь идет о выборе между совес-

тью, бескорыстием, самопожертвованием, альтруизмом, великодушием и интересами дела, уже выработанными, сложившимися индивидуалистическими и эгоцентристскими принципами деятельности и поведения, такой тип личности, как правило, отдает предпочтение последнему.

При решении возникающих проблем рассчитывает только на себя, исходя из того, что большинство окружающих занято только собой и надеяться на их помощь, даже если это родные и близкие - значит поступиться своей личной свободой, независимостью, самостоятельностью и достоинством.

К.А. Юнусова также отмечает, что постсоветский период в истории России привел к серьезным изменениям в ценностных ориентациях подрастающего поколения. В сознание молодых людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В молодежной среде распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, укрепилось мнение, что современной России гордиться нечем [3, с. 47].

Выявлено что, результатом снижения чувства патриотизма у российской молодежи явилось изменение ее отношения к военной службе, к защите Отечества. Между тем, требования к будущим защитникам Отечества, к их военно-патриотическим качествам в значительной мере возросли.

Анализ исследований, руководящих документов, мнений преподавателей, руководителей образовательных и общественных организаций, офицеров факультетов среднего профессионального образования, самих молодых лю-

дей показал, что к основным требованиям, предъявляемым государством и обществом, к личностным качествам современного защитника Отечества, относятся: патриотизм; наличие развитых интеллектуально-волевых качеств личности; физические качества; ответственность за защиту Отечества; эмоциональная устойчивость; дисциплинированность; позитивное отношение к военной службе и др.

Рассмотрим данные требования более подробно. Базисное требование к молодому человеку - быть патриотом Отечества. Патриотизм всегда был ключевым моментом в гражданской культуре населения России. В истории страны можно найти множество трагических событий, ставших своего рода экзаменом патриотических чувств населения, и этот экзамен наш народ с достоинством выдержал. Можно вкладывать разный смысл в понимание гражданской культуры, но понимание патриотизма всегда включает в себя одну универсальную ценность - служение своему Отечеству.

Духовная ситуация, в которой оказалось российское общество в 90-х годах характеризовалось отсутствием иерархии общественных ценностей и норм, неустойчивостью, неопределенностью социальной жизни, сепаратистскими процессами, криминализацией, маргинализацией общества. Все это существенно деформировало такие фундаментальные понятия, как гражданственность и патриотизм.

В последние годы, понятие патриотизма, целое десятилетие до этого употреблявшееся чаще в негативном смысле (например, в таких сочетаниях,

как коммуно-патриоты, национал-патриоты), вновь начало приобретать позитивный оттенок. Это связано с осознанием в обществе главного изъяна развития отечественного капитализма, когда (по выражению известного российского политолога А.С. Панарина): в 90-е годы трагически разошлись демократическая и патриотическая идеи.

Общественность и ученые обсуждают, какое содержание следует включать в понятие патриотизма.

Характерны некоторые интерпретации патриотизма, встречающиеся в последние годы в научной литературе: высшее чувство, которое, появившись в детском возрасте, обогащается и развивается в дальнейшем; активная социальная деятельность на благо Родины; атрибут жизнеспособности и выживания социума; мысль о возрождении России как великой державы; бескорыстие вплоть до самопожертвования. В массовом сознании патриотизм идентифицируется с разными чувствами и ценностями.

Другим важным требованием является наличие развитых интеллектуально-волевых качеств личности: познавательных (произвольная память, оперативность мышления, сообразительность, воображение, многостороннее восприятие), волевых (стойкость, мужество, целеустремленность, исполнительность, готовность пойти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины), эмоциональных (верность воинскому долгу).

К волевым качествам личности относится сочетание многих качеств, в том числе и нравственных. С одной стороны, морально-волевое поведение

характеризуется тем, что оно связано с нравственными причинами.

В связи с этим примечательны слова, сказанные И.М. Сеченовым: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляет ни одного случая, где одна холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства... Другими словами, безличной, холодной воли мы не знаем» [4, с. 181].

Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств: самостоятельности и инициативности, дисциплинированности и организованности, старательности (усердия) и энергичности, героизма и мужества, самоотверженности, принципиальности [5, с. 45].

Воспитательная работа является необходимым условием развития волевой сферы человека. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. Назначение коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли отмечали многие психологи. Во многих исследованиях также утверждается, что групповой соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Обращение педагогов к моральным и нравственным чувствам человека увеличивает его смелость и решительность.

Следовательно, при воспитании человека, его интеллектуальной и морально-волевой подготовки необходимо

обеспечить формирование целостной личности, у которой сформированы прочные и стойкие убеждения, мировоззрение, хорошо развиты мотивы, имеющие общественную направленность.

Следующее требование - высокий уровень физической подготовленности; навыки по ее совершенствованию; способности преодолевать интеллектуальные, моральные, волевые и физические перегрузки.

Физическое воспитание представляет собой многовариантный процесс, составляющий специфическую часть воспитания физической культуры, направленный на психо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком