научная статья по теме НОВАЯ МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ: АРХЕТИП “ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ” И САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР В РАЙОНЕ ДЕРЕВНИ ОКУНЕВО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НОВАЯ МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ: АРХЕТИП “ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ” И САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР В РАЙОНЕ ДЕРЕВНИ ОКУНЕВО»

ЭО, 2014 г., № 5 © А.Г. Селезнев

НОВАЯ МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ: АРХЕТИП "ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" И САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР В РАЙОНЕ ДЕРЕВНИ ОКУНЕВО*

Ключевые слова: Окунево, Омская область, новые сакральные пространства, археологическое наследие, древние цивилизации, мифологизированное мышление

В статье излагаются результаты полевого этнографического обследования нового сакрального центра, сформировавшегося в течение последних двух десятилетий в районе д. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. Выявляются особенности массового сознания в области новой мифологии истории, характеризуются причудливые мифологические интерпретации местного богатого археологического наследия. Сформулированы выводы о специфике современных исторических и археологических мифов: иррационально-мистический опыт как источник знаний о прошлом; наивные этимологии, легко "доказывающие" идеологически заданные сценарии происхождения народов, языков, культур; заговор темных сил, скрывающих подлинные исторические знания от широких народных масс; свобода приобщения к великим эпохам, жонглирование тысячелетиями истории.

В поле ходят Вишна с Кришной, климат мягок, воздух чист, И с тех пор у нас в деревне каждый третий - индуист.

Б. Гребенщиков "Инцидент в Настасьино"1

И звенело болью мгновенной, Тонким воздухом и огнем Сотрясая тело Вселенной, Заповедное слово Ом.

Н. Гумилев "Поэма начала.

Книга первая. Дракон"

Путь в Окунево. Я сижу перед монитором компьютера, набираю эти строки. Год на излете. Суббота. Работает телевизор. Телеканал РЕН ТВ. Многочасовой нон-стоп. Голос ведущего не выдает и ноты сомнения: аномальные зоны, внеземные пришельцы, древние боги, порталы, загадочные цивилизации, пирамиды Египта и Перу, Сто-унхендж, Баальбек, Наска, дольмены, вытянутые черепа, тайные факты археологии. Щелкаю переключателем пульта. Другой канал: мистические тайны, гламурные шаманы, привлекательные ведьмы, приворотная магия, чудесные исцеления.

Александр Геннадьевич Селезнев - к.и.н., доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, зав. сектором этнографии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН; e-mail: seleznev@myttk.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований "Новый сакральный центр России в социальном окружении: проблемы взаимодействия с государственными, религиозными, медийными институтами", проект № 14-01-00431.

Нескончаемый поток скользит мимо сознания. Мыслями я в Окуневе. У каждого свой путь в Окунево. Я впервые оказался там в августе 1993 г. Вместе с М.А. Корусенко и В.В. Мерзликиным мы занимались тогда описанием мусульманского кладбища бывшей д. Юрт-Бергамак, жители которой разъехались в конце 1970-х -начале 1980-х гг. Домов в деревне к тому времени уже не осталось, но намогильные сооружения сохранялись, так как жители, перебравшиеся в другие места, продолжали хоронить на старом кладбище (Корусенко и др. 1996: 149-183).

Урочище Юрт-Бергамак располагалось в 3-4 км от Окунева. В течение дня мы работали на кладбище, а ночевали в деревне в помещении местной школы. Сейчас это кажется странным, но тогда я не заметил ничего необычного, хотя мы беседовали с местными жителями, прежде всего с переселенцами из Юрт-Бергамака - их дома образовали целую улицу.

Затем почти два десятка лет я в тех местах не был. За эти годы Окунево, труднодоступное таежное село в 250 км от города, неожиданно превратилось в известный далеко за пределами России крупный сакральный центр (дорога, правда, не стала лучше). Сюда со всего света хлынули туристы, паломники, последователи экзотических религиозных течений, мистики, эзотерики, уфологи, поэты, свободные художники, рок-музыканты, писатели-сатирики с историко-лингвистическими отклонениями, маргиналы и девианты. Количество посещающих сакральный комплекс вокруг Окунева достигло нескольких десятков тысяч человек2.

В то же время в пределах узкого профессионального сообщества местность вокруг Окунева давно получила известность как средоточие большого количества археологических памятников разных эпох. Эти памятники составили Окуневский археологический микрорайон (АМР), входящий, в свою очередь, в состав так называемого Нижнетарского АМР. Более того, теоретические новации в изучении АМР, ставшие своеобразной визитной карточкой сообщества археологов Омска, разрабатывались в значительной мере именно на базе Окуневского АМР (Матющенко 2003; Матющен-ко, Полеводов 1994; Тихонов 2014: 36-39; Нижнетарский... 2001).

На протяжении многих лет в окрестностях Окунева велись археологические исследования. Возвращавшиеся из экспедиции археологи рассказывали удивительные вещи о том, что происходило в деревне. В отдельных случаях эти впечатления находили отражение на страницах археологических изданий. Так, в специальной монографии, посвященной итогам исследований 1998-1999 гг., выдающийся российский археолог Владимир Иванович Матющенко (1928-2005) писал:

в настоящее время Татарский увал [место расположения археологического памятника и одновременно современный культовый центр. - А.С.] превратился в место, активно посещаемое как последователями религиозного учения Бабаджи, община которых сформировалась в Омске и в д. Окунево, так и православными христианами. Между теми и другими идет уже длительная тяжба.

Помимо того, вокруг Окунева возникло много разного рода спекуляций по поводу обнаруженных здесь как будто аномальных природных явлений. Вместо организованных и планомерных исследований таких аномалий некоторые ученые, общественные деятели, околонаучные круги занимаются далекими от науки делами: проводят в окрестностях Окунева сборы многочисленных групп уфологов, экстрасенсов, адептов новых и иногда очень экстравагантных религиозных "учений", что в конечном счете угрожает всему комплексу богатых археологических памятников этого интереснейшего уголка Прииртышья... (Матющенко 2003: 3).

Вполне естественно, что, оказавшись в экспедиции в Муромцевском р-не Омской обл. в 2011 г., автор этих строк вместе с И.А. Селезневой и группой студентов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского совершили поездку в Окунево. Под впечатлением от увиденного возникла идея этнографической экспедиции по изучению современного сакрального пространства. Специальный экспедиционный грант РГНФ позволил осуществить эту идею, и в 2012 г. группа в составе А.Г. Се-

лезнева, И.А. Селезневой, В.И. Гутыры, Л.Е. Малякутовой, А.А. Селезнева провела полноценный полевой сезон в Окуневе. На следующий год мы вновь осуществляли сбор полевого материала в окуневском сакральном центре.

Проблема и метод. Интерес к вновь возникшим сакральным пространствам базировался на предшествующем опыте изучения святилищ, функционирующих в сфере традиционной культуры. С начала 2000-х гг. группа исследователей (А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, И.В. Белич и др.) выполняла проект по изучению традиционных культовых комплексов мусульман Сибири (Селезнев, Селезнева 2004; Селезнев и др. 2009). Даже поверхностное сравнение демонстрировало общность ритуальных практик и мифологических мотивов, получивших развитие в рамках традиционных и новейших сакральных комплексов. Парадоксально, но чрезвычайно архаичные мифологические мотивы эсхатологии, катастрофизма, превращения Хаоса в Космос ревитализируются в настоящую эпоху кризиса привычных духовных ценностей. Эти мотивы без труда обнаруживаются в мифологии бурно развивающихся современных сакральных центров (Селезнев 2011: 128-135).

Одним из таких ярких мотивов является приуроченность традиционных святилищ к символически "вечным" объектам: горе, пещере, отдельным большим камням, деревьям, живописным озерам или речным долинам (Виноградов, Громов 2006; Макаров, Чернецов 1988; Щепанская 2003: 264-293). Такие объекты, связывающие воедино пространство и время (вечность!), составляют естественную основу хронотопа культового комплекса. Особое положение занимают выделяющиеся на местности археологические памятники. Неслучайно многие традиционные святилища имеют четкую привязку к археологическим комплексам (или к старинным архитектурным ансамблям), а иногда и располагаются непосредственно на их месте (Селезнев 2013; Штырков 2012: 50-52, 145-175).

Еще в большей степени с археологическими объектами ассоциированы новейшие сакральные пространства: скифские погребения Укока, окуневские изваяния в Хакасии, Долина царей в Тыве, дольмены на Кавказе. Аркаим - самый известный в России случай (Шнирельман 2011а). Типовой механизм формирования таких центров основан на идее реактуализации, пробуждения, активации сакрального потенциала археологических объектов, наделяемых сверхъестественными функциями. Эти представления зачастую подкреплены мифом, что именно данная территория была колыбелью древнейших суперцивилизаций и с нее начнется спасение всего человечества (Яшин 2012: 97-98; Яшин 2014: 114-116).

Как же осмысляется в массовом сознании богатое археологическое наследие Оку-нева? Перед тем как ответить на этот вопрос3, остановимся кратко на особенностях методики полевого этнографического обследования в условиях новых сакральных центров4. Прежде всего отметим невозможность фиксации полных данных об информантах так, как это требуется в классической методике: фамилия, имя, отчество, образование, профессия, год и место рождения, сведения о родителях и т.д. В Окуневе вообще трудно пользоваться бумагой для записи: всякий записывающий какие-либо сведения ассоциируется с государством, т.е. с враждебной силой. Поэтому информанты в отчетах значатся у нас под псевдонимами ("никами") - Валёк-глинолеп, Яша-кришнаит, Дурга и т.п.

Специфичен и сам характер общения с информантами. "Обычный" опрос (интервью) зачастую постепенно приобретает яркую эмоциональную окрашенность. Информант не столько отвечает на вопросы, сколько исповедуется и проповедует. Многочисленные лекции, мастер-классы, практики и тренинги, постоянно проходящие в Окуневе, также являются великолепным этнографическим источником. Во всех таких случаях важна дословная запись, терминологические, смысловые, интонационные нюансы.

Также за

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком