научная статья по теме НОВАЯ ПОПЫТКА ПОНЯТЬ АДАМА БРЕМЕНСКОГО: ОТВЕТ СТУРЕ БУЛИНУ 80 ЛЕТ СПУСТЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НОВАЯ ПОПЫТКА ПОНЯТЬ АДАМА БРЕМЕНСКОГО: ОТВЕТ СТУРЕ БУЛИНУ 80 ЛЕТ СПУСТЯ»

ПОЛЕМИКА, ОТСРОЧЕННАЯ НА 80 ЛЕТ

УДК 930(485+47)"19"

В.В. Рыбаков

НОВАЯ ПОПЫТКА ПОНЯТЬ АДАМА БРЕМЕНСКОГО: ОТВЕТ СТУРЕ БУЛИНУ 80 ЛЕТ СПУСТЯ

В статье разобрана работа шведского историка-гиперкритика С. Булина, напечатанная в 1932 г. и ставшая образцом текстологического исследования для многих поколений шведских медиевистов. Автор стремится показать, что, разоблачая историков «докритической эры», С. Булин в некоторых случаях предложил убедительные и остроумные решения источниковедческих проблем вокруг хроники Адама Бременского, а в некоторых случаях истолковал текст таким образом, что сам оказался весьма уязвим для критики.

Ключевые слова: историография, гиперкритическая школа, Адам Бременский, текстология, история Скандинавии.

Введение: шведская гиперкритическая школа

Обычное для нашей эпохи представление о том, что человеческая личность индивидуальна, многогранна, переливчата, противоречива и непредсказуема, возможно, даже эксцентрична, завоевало широкую популярность лишь с эпохи романтизма. Огрубляя, можно сказать, что до второй половины XVIII в. человек мыслился как механическое соединение добродетелей и пороков. Вот почему современному читателю, привыкшему к игре сложных характеров, бывает так скучно читать раннесред-невековые исторические сочинения. Их авторы ведут рассказ о королях, герцогах, папах, епископах и, как правило, мажут одних героев белой краской, а других черной, что заметно невооруженным глазом. Равным образом смущают наших современников потоки неприкрытой лести, изливаемые хронистами на своих патронов. Например, Адам Бременский в эпилоге без малейшей иронии обращает к Гамбург-Бременскому архиепископу Лиемару низкопоклоннические слова: «...деянья твои и так всему миру

открыты, / И без писателя их молва прославит навеки»1 (...nota satis pateant tua gesta per orbem, / Quae et sine scriptore vulgabit fama perhennis)2. Не менее льстив он и в предисловии: «Наше намерение - угодить не всем, а тебе, отец, и церкви твоей, ибо весьма нелегко угодить недоброжелателям»3 (Nobis propositum est non omnibus placere, sed tibi, pater, et ecclesiae tuae. Difficillimum est enim invidis placere)4.

Но едва ли древности были известны сознательное искажение и пропаганда, намеренная дезинформация, подобные тем, которые на каждом шагу встречаются в XX столетии. Партийность, убежденность настолько сливалась с общей картиной мира писателя, что он просто не мог видеть врагов своей партии в ином свете, нежели черный или серый. Этим же объясняется и страстная апологетика. По отношению к хронистам второй половины XI в. будет уместным употребить слово «пристрастность», но совершенно неуместно говорить об их «тенденциозности» (т.е. намеренном искажении, которое производит автор, заведомо знающий, что лжет). Между тем именно так поступают приверженцы «историко-критического метода» в скандинавской историографии XX в. А они как раз и разрабатывали тему «Адам Бременский и Скандинавия», их влияние на литературу и стало определяющим.

Назову два главных имени - это основатель Лундской гиперкритической школы Лауриц Вейбулль (Lauritz Weibull, 1873-1960), а также его ученик и c 1938 г. преемник по университетской кафедре Стуре Булин (Sture Bolin, 1900-1963). В том, что касается глубины проникновения в предмет, а также фун-дированности работ, эти авторы превзошли и своих предшественников, и потомков. Впрочем, их усердие и акрибия, в целом, унаследованы от той же немецкой классической традиции, к которой принадлежал и издатель хроники Адама Б. Шмайдлер, -недаром последний за свои труды был принят в лундское ученое общество, а в своей статье от 1933 г. благодарил Л. Вейбулля и

1 Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Немецкие анналы и хроники X-XI столетий. М., 2012. С. 448. (Далее: Адам).

2 Magistri Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum / Ed. B. Schmeidler. Editio tertia. Hannover; Leipzig, 1917 (Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum ex Monumentis Germaniae Historicis separatim editi). Unveränderter Nachdruck, 1977. Epilogus. S. 282. (Далее: Adam).

3 Адам. С. 298.

4 Adam. S. 3.

С. Булина за помощь в работе: эти исследователи признавали значение друг друга5.

Лундские историки, разумеется, были позитивистами. Они верили в существование «объективной истины», «исторической действительности», а свою задачу видели в поиске этой истины, пытаясь освободить «реальность» от различных искажений, привнесенных отчасти самими создателями письменных источников, отчасти же скандинавскими историками «докритической эры», т.е. предшественниками «первопроходца» (banbrytare) критического метода в Скандинавии Лаурица Вейбулля - в первую очередь датскими и шведскими романтиками, такими, как Каспар Палудан-Мюллер (Caspar Paludan-Müller, 1805-1882) или Эрик Густав Гейер (Erik Gustaf Geijer, 1783-1847).

Общий пафос гиперкритической школы - разоблачительный. Л. Вейбулль и С. Булин стремились выявить тенденциозность авторов раннесредневековых источников, вычленить в их писаниях истинное и ложное, понимая под истинным то, в чем нельзя усмотреть тенденциозность и что можно проверить другими источниками, желательно документальными, которые они ставили выше нарративных. В их работах часто встретишь словосочетание «историческая ценность» (källvärde). Источник имеет «историческую ценность» в той мере, в какой он достоверен, определить же степень его достоверности - как раз задача историка. Своих предшественников гиперкритики упрекали - нередко вполне справедливо - за излишнее доверие к средневековым историческим сочинениям, за отсутствие «критики источника».

Взгляд С. Булина на хронику Адама Бременского

В ставшей впоследствии классической монографии «О древнейших исторических исследованиях в Скандинавии. Их методика и историческая ценность» С. Булин провозгласил: «Описание истории Скандинавии у Адама, на самом деле, - как-то особенно ясно продемонстрировали современные исторические исследования - пропитано морализаторской тенденцией и ярко выраженной партийной ориентацией» (Adams skildring av Nordens

5 Schmeidler B. Zur Entstehung und zum Plane der Hamburgischen Kirchengeschichte Adams von Bremen // Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde. Berlin, 1933. Bd. 50. S. 221. Anm. 1.

historia är i själva verket - sásom det med skärpa pápekats av modärn historieforskning - genompyrd av moraliserande tendens och starkt partitagande)6. Эта фраза - квинтэссенция «историко-критического метода», исповедовавшегося последователями Л. Вейбулля, применительно к «Деяниям архиепископов гамбургской церкви». Как мне представляется, в подобном суждении есть известная доля истины, однако говоря в общем, вследствие гиперкритического пафоса лундских историков, «морализаторство» и «партийность» Адама оказались в сознании потомков сильно преувеличены.

С. Булин большую часть жизни изучал римскую монетную чеканку7 и написал все свои немногочисленные, но очень влиятельные труды о письменных источниках по ранней истории Скандинавии в первой половине 30-х годов. В числе этих трудов статья 1932 г. с новыми интерпретациями некоторых фрагментов «Деяний»8. Эта статья оказала значительное воздействие на позднейшую историографию, поэтому в дальнейшем повествовании я сопровождаю собственные размышления над текстом Адама критическим разбором данной статьи.

Автор начинает с того, что подчеркивает большую историческую ценность хроники Адама Бременского для скандинавской истории, с чем едва ли кто-то будет спорить. Но все же, подобно ему, я не стал бы противопоставлять «Деяния» сочинению Сак-сона Грамматика и исландским сагам, как более достоверное -менее достоверному. Кроме близости по времени к описываемым событиям иных оснований считать Адама более надежным источником сведений об эпохе викингов не проглядывается. По общему числу предполагаемых «ученых конструктов» его сочинение вполне сопоставимо и с «Деяниями датчан», и с «Кругом земным» Снорри Стурлусона.

Справедливо, пожалуй, другое соображение С. Булина. По его мнению, исследования Б. Шмайдлера, увенчавшиеся новым критическим изданием текста9, вызвали взрыв интереса к хрони-

6 Bolin S. Om Nordens äldsta historieforskning. Studier over dess metodik och käll-värde. Lund, 1931. S. 35.

7 Myrberg N. Sture Bolin, medeltidsforskare mellan historia och arkeologi // Nordisk Nu-mismatisk Unions Medlemsblad. Maj 2012. N 2: Temanummer om Vikingetid i anled-ning af Peter Ilisch' 65 arsdag. Kobenhavn, 2012. S. 64-69.

8 Bolin S. Kring mäster Adams text. Interpretation och kommentar. Bidrag till Nordens historia under 900-och 1000-talen // Scandia. Stockholm; Kobenhavn; Oslo, 1932. Bd. 5. Hft. 2. S. 205-250.

9 Результаты работы Б. Шмайдлера подытожены в его монографии: Schmeidler B. Hamburg-Bremen und Nordost-Europa vom 9. bis 11. Jahrhundert. Leipzig, 1918.

ке Адама в Дании и Швеции10. Однако в итоге это привело лишь к спорам об облике исходного текста, а не к изучению его содержания, о чем (добавлю от себя) свидетельствуют и некоторые работы самого С. Булина11.

За этим кратким предисловием в разбираемой статье следуют шесть маленьких разделов, пронумерованных латинскими цифрами. Каждый раздел посвящен обсуждению одной текстологической проблемы. Набор же этих проблем достаточно произволен: он в большей степени определяется источниковедческой логикой, нежели содержанием конкретных фрагментов, анализируемых автором.

Харальд Синезубый в описании Адама Бременского

Первая проблема, рассматриваемая С. Булином (на стр. 206214), как понимали в историографической традиции XIX в. образ датского короля Харальда Синезубого, запечатленный во второй книге «Деяний» Адама. Чтобы читателю было легче воспринимать дальнейшие рассуждения, я приведу соответствующий фрагмент:

«Вопреки ожиданиям, ведь [жители Юмне] были язычниками, он (Харальд Синезубый. - В.Р.) был ласково принят ими [и] по прошествии нескольких дней, изнемогший от этой [полученной в бою] раны, скончался, исповедуя Христа. Его тело было перенесено войском на

10 Приведу пару библиографических ссылок, иллюстрирующих эт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком