научная статья по теме НОВГОРОДСКИЙ ХРАМ ЭПОХИ РАСЦВЕТА БОЯРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА МОЛОТКОВЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НОВГОРОДСКИЙ ХРАМ ЭПОХИ РАСЦВЕТА БОЯРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА МОЛОТКОВЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 1, с. 46-54

НОВГОРОДСКИМ ХРАМ ЭПОХИ РАСЦВЕТА БОЯРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА МОЛОТКОВЕ

© 2004 г. Вл. В. Седов

Государственный институт искусствознания, Москва

В истории новгородской архитектуры выделяется не столь уж длительный промежуток расцвета, в который были сооружены несколько каменных храмов, составивших славу зодчества Новгорода. Особенно знамениты церкви Федора Стратилата на Федоровой улице (1360-1361) и Спаса на Ильине улице (1374). В специальном исследовании, посвященном происхождению форм церкви Федора Стратилата на Федоровой улице, мы пытались показать, что все основные черты новгородской архитектуры второй половины XIV в. соединились именно в этом храме, который можно воспринимать как своего рода манифест боярской архитектуры Новгорода (Седов, 1997. С. 3-43).

Эта боярская архитектура, великолепная по декоративному убранству фасадов и подчеркнуто монументальная, активно эволюционировала не очень долго. Церковь Спаса на Ильине улице можно считать памятником, развивающим формы и идеи церкви Федора Стратилата и доводящим их до некоего предела, почти до разрушения гармонии. Последующие же памятники 1380-1420-х годов уже воспринимаются как реплики двух названных "больших" боярских храмов, в которых в той или иной степени проявляются черты упрощения.

Если это так, то сам период расцвета ограничен промежутком с 1360 по 1374 г. и представлен всего двумя храмами. Следует сразу оговориться, что новгородская церковь Петра и Павла на Славне, построенная неким Лазутой в 1367 г., явно не принадлежит к монументальным и декорированным памятникам и показывает существование рядом с ними более сдержанной архитектуры. Пытаясь расширить круг "больших" храмов боярской архитектуры, мы предположили, что к тому же кругу принадлежали два собора, сооруженные не в Новгороде: Спасо-Преображенский собор в Торжке 1364 г. и Троицкий собор в Пскове 1365-1367 гг. (Седов, 1992. С. 68-76; Салимов и др., 1998. С. 102-107; Булкин и др., 2000. С. 81-112). Эти крупные и значительные по композиции и декору постройки изучены недостаточно и, несмотря на то что заполняют лакуну между храмами Федора Стратилата и Спаса на Ильине, пока не могут быть

уверенно рассмотрены как ступени в развитии боярской архитектуры.

Однако есть еще один памятник новгородской архитектуры, который можно связать с указанной линией. Речь идет о церкви Рождества Богородицы на Михалице (или на Молоткове улице), сооруженной в 1379 г. (рис. 1).

Новгородская Первая летопись под 6887 годом сообщает: "Того же лета заложиша церковь каме-ну святую Богородицю на Михалице, и другую церковь камену святую Фрола и Лавра на Люгощи улице" (Новгородская первая летопись..., 1950. С. 375). Никаких сведений о заказчиках храма не приводится, нет их и в других новгородских летописях, приводящих сходные сведения о постройке каменного храма на Михалице в 1379 г. (Новгородская третья летопись, 1879. С. 231; Новгородская четвертая летопись, 1915. С. 308, 309; 1929. С. 603; Летопись Авраамки, 1889. С. 105).

Церковь Рождества Богородицы на Михалице была не обычным приходским храмом Молотковой улицы, а еще и собором женского монастыря, основанного женой новгородского князя Ярослава Владимировича в 1199 г. одновременно со строительством здесь деревянной церкви (Новгородская первая летопись., 1950. С. 44, 238). С основанием монастыря связано позднее записанное "Сказание о Михалицком монастыре, иже нари-цается Молотково девичь манастырь", которое находим, в частности, в Третьей Новгородской летописи (Новгородская третья летопись, 1879. С. 198-200). В "Сказании", помещенном в летописи под 1199 г., повествуется о чуде с просфорой, спасенной от поругания чудесным огнем, и о постройке на месте церкви по велению не названного по имени архиепископа, что не очень согласуется с указанием на княжеский заказ в более ранних летописях.

Непосредственным поводом к постройке нового храма послужил пожар 1377 г., когда "сгоре церкви от грома святая Богородица на Михалице" (Новгородская первая летопись., 1950. С. 374). В 1360-1370-е гг. в Плотницком конце, в котором располагался интересующий нас храм, начиналось активное каменное строительство и многие

уже существовавшие деревянные церкви заменялись на каменные. В 1360-1361 гг. на средства тысяцкого Семена Андреевича и его матери Натальи строится в камне уже упомянутая церковь Федора Стратилата на Федорове улице, в 13691370 гг. - храм Ипатия на Рогатице, а в 13731377 гг. - возводится церковь Бориса и Глеба в Плотниках. Строительство каменного храма на Молоткове в 1379 г. хорошо вписывается в эту активную строительную деятельность на Плотницком конце Новгорода, продолженную и в 1380-е годы.

Каменный храм на Молоткове после 1379 г. почти не упоминается в источниках, есть сведения о том, что он избежал пожара в 1385 г. (Новгородская первая летопись..., 1950. С. 380), а также о том, что в конце XV в. у монастырской церкви имелись два придела "на полатех", Покрова и Козмы и Демьяна (Янин, 1976. С. 113). В начале XVII в. один документ фиксирует в Михалицком монастыре каменную церковь с неназванными приделами (вероятно, теми же, что и в конце XV в.), а другой - тот же храм Рождества Богородицы, но с каменным приделом Симеона Дивно-горца, ранее не отмеченным источниками (Опись Новгорода 1617 года, 1984. С. 60, 328).

Литература о памятнике очень немногочисленна. В знаменитом труде архимандрита Мака-рия приводятся исторические сведения о монастыре вплоть до его закрытия в 1764 г. и превращения в приходскую церковь, есть сообщения о церкви Михаила Малеина XVI-XVII в., стоящей и сейчас к югу от храма Рождества Богородицы, а также об архитектуре древнего храма: форме его столбов, некоторых частях декорации, следах хор в интерьере, изразцах на барабане, а также западном притворе, сооруженном около 1830 г. для размещения в нем престола Спаса Нерукотворного, перенесенного из упраздненного Образского монастыря (Макарий, 1860. С. 331-341). В дальнейшем встречаем лишь краткие упоминания в путеводителях. В пространном путеводителе В. Строкова и А. Богусевича храм на Молоткове представлен как характерный памятник XIV в., барабан и своды которого переложены в XVI в. (Строков, Богусевич, 1939. С. 110-112). Примерно так же рассматривает храм М.К. Каргер, который видел в церквях на Михалице и на Легощей, заложенных в один год, "отказ от декоративного излишества церкви Спаса на Ильине" (Каргер, 1946. С. 72, 73; 1980. С7 34, 157-159).

Результаты тщательной и артистичной послевоенной реставрации церкви (1950-1960-е гг.), проведенной Л.Е. Красноречьевым, отражены в краткой аннотации, помещенной в сводной статье новгородских реставраторов (Гладенко и др., 1964. С. 236). Здесь перестройка храма датирована XVII в., обосновано восстановление памятника

.....в -

Рис. 1. Церковь Рождества Богородицы на Молоткове в Новгороде. Вид с юго-востока. Фото П.Н. Шеронова. 2002 г.

именно в это время, подчеркивается богатое убранство фасадов (стрельчатые окна, аркатура на апсиде, порталы, вкладные кресты), указывается на существование открытой каменной лестницы в северо-западном углу интерьера. Л.Е. Красно-речьев в своей статье о реставрации новгородских памятников считал реставрацию церкви на Молоткове примером "компромиссной" реставрации, когда "были раскрыты все вкладные кресты XIV в., некоторые окна этого же времени, а апсида на сохранившуюся высоту вообще реставрирована в первоначальном виде. Так, где подобная реставрация оказалась невозможной, оставлены открытыми для экспонирования остатки древних элементов" (Красноречьев, 1970. С. 82, 83). Г.М. Штендер в своей работе о методике реставрации новгородских памятников включил работы Л.Е. Красноречьева по Молоткову в раздел "Аналитическая реставрация с сохранением существенных переделок основной части памятника" и кратко описал характер работ по восстановлению покрытия, барабана и других частей XVII в. и выявлению порталов, окон и крестов XIV в. (Штендер, 1981. С. 59). Фактически этим исчерпываются сведения об архитектуре храма. В не-

Рис. 2. Вид церкви к северо-востока. Фото 1948 г.

давнее время только Д.А. Петров попытался сравнить "богато украшенный" храм на Молот-кове со "сдержанным и простым храмом" Флора и Лавра на Легощей улице, сооруженным в том же году (Петров, 1993. С. 8, 9).

В настоящее время храм Рождества Богородицы на Молоткове представляет собой крупный прямоугольный в плане объем размером 14 х 15 м, к которому с востока примыкает полукружие алтарной апсиды. С запада во всю ширину западного фасада древнего объема выступает пониженный поздний притвор, в котором около 1830 г. разместили престол разобранной Образской церкви. По своему типу церковь Рождества Богородицы относится к четырехстолпным храмам, но ее своды в нынешнем виде являются результатом реставрации и воспроизводят особенности реконструкции памятника во второй половине XVII в. (может быть, даже - в начале XVIII в.). К этому периоду принадлежат формы барабана с его широкими окнами и полихромными изразцами, лотковые и сомкнутые своды и два восьмигранных западных столба. Большинство этих форм было утрачено во время Великой Отечественной войны (что видно на послевоенных фотоснимках: рис. 2, 3) и восстанавливалось по довоенным чертежам и фотографиям. К тому же периоду относится значительное число оконных проемов, как простых - с лучковой перемычкой и прямоугольной обрамляющей нишей, так и пышно декорированных наличниками с наборными колонками по сторонам и разорванными фронтонами. Все эти конструктивные и декоративные формы только скрывают от нас первоначальные формы памятника 1379 г.

Если сосредоточиться лишь на формах XIV в., то характеристика памятника может выглядеть следующим образом: это был довольно крупный четырехстолпный и, по всей видимости, одногла-

Рис. 3. Вид церкви с юго-востока. Фото 1948 г.

вый одноапсидный храм с прямоугольным притвором с запада, открытым во время реставрационных работ Л.Е. Красноречьева (рис. 4). Храм XIV в. сложен из плит серого плитняка и красного ракушечника с использован

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком