научная статья по теме НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОМ СЛАВИСТИЧЕСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (1990-2000-E ГОДЫ), МАТЕРИАЛЫ “КРУГЛОГО СТОЛА” Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОМ СЛАВИСТИЧЕСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (1990-2000-E ГОДЫ), МАТЕРИАЛЫ “КРУГЛОГО СТОЛА”»

Славяноведение, № 1

НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОМ СЛАВИСТИЧЕСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (1990-2000-е ГОДЫ). МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА"

Л.Н. Будагова. Давно назревшая у литературоведов Института славяноведения РАН потребность осмыслить особенности развития науки о литературе у западных и южных славян в постсоциалистический период, а также познакомить друг друга с некоторыми работами зарубежных ученых и критиков частично реализовалась 10 июня 2003 г. на "круглом столе", посвященном Дням славянской культуры и письменности и организованном Центром истории славянских литератур до 1945 г. Об интересе к мероприятию свидетельствовало участие в нем сотрудников как всего Отдела истории славянских литератур (в том числе и работающих в Центре по изучению современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы), так и Отдела истории культуры славянских народов. Организаторы и участники "круглого стола" не ставили своей целью давать максимально полную информацию о литературной жизни, литературоведении и критике в славянских странах "дальнего зарубежья" с обзором и анализом наиболее примечательных работ в этой области. Для этого нужно было бы подготовить специальный сборник и провести крупномасштабную конференцию, для чего нет еще, к сожалению, подходящих условий. Выступления на "круглом столе" 10 июня 2003 г. были своего рода "попутной песней" для его участников, специалистов по разным литературам. Каждый из них работает в своей области, имеет свое "амплуа" и свой круг чтения. Учитывая это обстоятельство, а также недоступность многих зарубежных изданий и роль случая в обеспечении ими, было решено исходить в подготовке выступлений из собственных интересов и возможностей, не стремясь к полноте картины и не стесняясь субъективности информации.

На заседании были названы многие имена и работы зарубежных коллег, но еще больше имен и трудов остались неназванными, что никак не связано с их значением и местом в национальной (и европейской) науке о литературе. Одни доклады тяготели к общему освещению литературной жизни в стране, другие - к анализу отдельных произведений, но все они существенно расширяли кругозор участников, показывая - несмотря на субъективную выморочность материала - некоторые объективные и общие тенденции, проявившиеся в современном литературоведении (и критике) разных славянских стран. В результате из комплекса выступлений сложилась, пусть не полная, но наглядная картина зарубежного славистического литературоведения последнего десятилетия, на которую полезно взглянуть и читателям журнала. Очередность

докладов и сообщений отвечала принятому в некоторых наших трудах "географическому" принципу освещения материала: от западных - к литературам южных славян.

В.В. Мочалова. Польское литературоведение исключительно богато, это обусловлено мощной академической традицией, сочетающейся с известным литературоцентризмом польской культуры.

Дать хотя бы краткий обзор новейшей научной литературы весьма затруднительно, настолько она разнообразна и обширна1. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых изданиях последних лет, которые так или иначе оказались в поле зрения, стали доступными благодаря командировкам в Польшу и щедрости коллег (им за нее - сердечная благодарность).

Бережное внимание к культуре, систематизм, планомерность и последовательность в ее изучении, неслучайность исследований - характерные признаки польской литературоведческой школы. Это бросается в глаза и при знакомстве с такими масштабными серийными изданиями, как энциклопедические словари, посвященные отдельным литературным эпохам (см., например, такие серийные выпуски: [1]), с биобиблиографическим справочником польских писателей - от начала письменности до рубежа Х1Х-ХХ вв. [2] или библиографией неподцензурных публикаций [3], выходящими наряду с публикуемым с 1963 г. многотомным библиографическим словарем "Новый Корбут" [4], который, в свою очередь, продолжает масштабный труд "Польская литература" Г. Корбута [5]. Институт литературных исследований ПАН издал многотомный труд, посвященный спорным фигурам современной литературы [6].

Поражает своим размахом программа научного издания текстов. Наряду с известной серией "Национальная Библиотека", непрерывно публикующейся уже более 80 лет, с 1991 г. выходит серия "Польская Библиотека", а с 1995 г. Институтом литературных исследований ПАН издается "Библиотека старопольских писателей", успевшая уже выпустить 20 томов под общей редакцией А. Карпиньского и К. Мровцевича, с 2000 г. - "Библиотека писателей польского Просвещения".

Систематизм в изучении литературного процесса прошлого и настоящего выражается, в частности, в том, что постоянно выходят обобщающие труды, посвященные истории польской литературы в целом, ее отдельным хронологическим периодам [7], тем или иным эстетическим эпохам (в частности, широко было отмечено столетие литературы Молодой Польши, см.: [8]).

Представляется, что особое место среди этих исследований традиционно занимает романтизм, важнейшая и самая долгая эпоха в польском литературном - и не только - процессе (см., например, [9]). О неслабнущем интересе к программным идеям польских романтиков свидетельствует, в частности, новое дополненное издание соответствующей антологии в серии "Национальная Библиотека" (см.: [10].) Даже сейчас, когда крупнейший знаток этой эпохи М. Янион заявила о конце парадигмы романтической культуры, это, по ее мнению, не означает "конца романтизма" [11. 8. 257]. Романтическая литература прочитывается по-новому, подвергается переосмыслению, как свидетельствует ряд новых работ (см.: [12]), например, выпущенный Инсти-

1 Благодарю Виктора Александровича Хорева за ценные дополнения данного обзора, касающиеся исследований литературы XX в.

тутом литературных исследований ПАН сборник "Тринадцать романтических шедевров" [13], отразивший попытки нового прочтения классики (Мицкевича, Словацкого, Норвида, Фредро, Крашевского), ее восприятие в контексте современности, а также представления о сегодняшнем каноне обязательного чтения (ср. также: [14]).

Стимулирующим поводом для публикации новых работ, посвященных этой эпохе, стали юбилейные даты, связанные с ее выдающимися фигурами -200-летие Адама Мицкевича (см. посвященную ему капитальную энциклопедию [15]), 190-летие Юлиуша Словацкого [16] и 150-летие его смерти. Мицкевич предстает в новых публикациях не в юбилейном глянце, а в перспективе уже 200-летней традиции восприятия его творчества, его мысли, становясь неким камертоном в диалоге сменяющихся поколений об универсальном и национальном, о личности и сообществе, искусстве и науке, действии и созерцании [17]. Несмотря на то, что труды о Мицкевиче могли бы составить целую библиотеку, парадоксальным образом его жизнь и творчество все еще таят в себе некую притягательную загадочность, и слово "тайны" присутствует как в названии сборника материалов приуроченной к юбилею конференции, так и в заголовках и содержании вошедших в него исследований [18].

Новое прочтение декларируется участниками юбилейной конференции, посвященной другому романтическому "поэту-пророку": сборник ее материалов озаглавлен "Современный Словацкий" [19]. (Эта тенденция к новому прочтению заметна и в исследованиях творчества других романтиков; ср., например [20].) Каждый из авторов избирает свой аспект интерпретации поэзии и прозы Словацкого - ориентализм, ирония, наркотики, постмодернизм, интертекстуальность (ср. также посвященную этому аспекту монографию [21]), экспрессионизм, европеизм [22], театральность и т.д., - побуждая усомниться в возможности как-то гармонизировать эти столь различные направления, найти их общий знаменатель. "Современный" Словацкий, по признанию редактора сборника, предстает во всей своей ироничной неоднозначности, в ошеломляющем разнообразии, что делает его живое присутствие в эпохе деконструкции и постмодернизма вполне естественным. Исследователи отмечают, что Словацкий, трагически непонятая фигура в своем времени, смог стать провозвестником многих явлений в польской культуре последующих эпох. Во времена модернизма в нем видели недвусмысленного представителя "искусства для искусства", сегодня европейского читателя (и писателя) в нем привлекают, в частности, открытая форма, отсутствие финала, наличие нескольких вступлений, интертекстуальность.

О неослабевающем интересе польских исследователей к Словацкому свидетельствуют работы как монографического характера [23], так и посвященные отдельным проблемам его творчества [24], а ставший классическим труд Ст. Треугутта о поэме "Беневский" вышел вторым изданием [25].

Вообще можно отметить тенденцию к переизданию наиболее значительных литературоведческих трудов - помимо уже указанных, следует упомянуть и серию "Классики современной польской гуманитарной мысли", выходящую при поддержке Министерства национального образования под общей редакцией А. Новаковского. Так, событием стал выход в свет двух первых томов избранных трудов М. Янион, одного из ведущих исследователей польской литературы и культуры (достаточно упомянуть такие ее книжные публикации последних лет, как [26]), истории идей [27]. Первый том [28] вклю-

чает новую редакцию известных книг исследователя, вышедших три десятилетия назад - "Романтизм, революция, марксизм" и "Романтическая лихорадка" [29], причем по замыслу издателей различия прежнего и нового вариантов могут послужить читателю дополнительным материалом для понимания судеб польской гуманитарной науки последних десятилетий и ее связей с мировой мыслью. Во второй том - "Трагизм, история, приватность" [30] вошли работы, также известные по более ранним изданиям [31] и посвященные проблемам трагизма как особой категории отношения к миру ("Конрад Вал-ленрод" Мицкевича, трагизм польской истории, фаустовский миф как антропологическая трагедия), философии истории, в значительной степени анализируемой на материале творчества 3. Красиньского, а также различным отражениям в слове (переписка, дневник, автобиография, эссе) приватной экзистенции, взаимодействию "философии жизни" и "теории литературы".

Интерес к "приватности", субъективности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком