научная статья по теме НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА Социология

Текст научной статьи на тему «НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 3, 2013

© 2013 г.

Евгений Балацкий

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН заведующий кафедрой ГУУ (e-mail: evbalatsky@inbox.ru)

НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА

В статье рассматриваются некоторые новые проявления глобального капитализма, подмеченные С. Жижеком. Это цивилизационная пластичность, идеологическая нейтральность, эффект замещения глобального протеста локальными, протесты в форме спонтанного насилия, наличие третьего класса - зарплатной буржуазии, исчезновение демократии, новая идеология успеха. Обсуждается вопрос о смене капиталистической формации.

Ключевые слова: капитал, успех, богатство, эффект замещения, протесты, классы.

Феномен глобализации породил в научной и публицистической литературе волну работ, в которых переосмысливается капиталистическая система. Многие хорошо известные свойства капиталистической экономики стали выглядеть по-новому, некоторые тезисы и концепции реанимируются, некоторые - существенно корректируются. Одной из таких работ, в которых сделана очередная попытка переосмыслить современный капиталистический порядок, принадлежит словенскому философу и политологу С. Жижеку1. Указанная книга является весьма примечательной. С одной стороны, в ней, наверное, нет ни одного тезиса и факта, которые не были ранее известны специалистам. С другой стороны, в ней множество оригинальных суждений, пассажей и интерпретаций, которые проясняют некоторые вопросы функционирования капиталистической системы. Кроме того, Жижек акцентирует внимание на тех вопросах, которые либо не нашли должного отражения в литературе, либо реанимируют хорошо забытые острые вопросы. Все это вместе взятое предопределило написание настоящей статьи2.

1 См.: Жижек С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Издательство «Европа», 2012.

2 Автор выражает искреннюю благодарность Д. А. Авдненко за то, что он обратил внимание автора на последнюю работу С. Жижека и тем самым инициировал написание данной статьи.

Теоретический каркас исследования. Препарируя современный капитализм, Жижек стоит на трех методологических китах - философском, психологическом и социологическом.

Первый связан с оперированием гегелевским учением и прежде всего его диалектикой, вскрывающей всевозможные переходы явлений одно в другое. Философия Г. Гегеля с ее акцентом на вскрытие противоречий, из которых соткана паутина социальной жизни, является той базой, которая позволяет понять сущностные свойства современной капиталистической системы.

Вторая опора Жижека представлена учением Ж. Лакана и прежде всего его схемой «Воображаемое - Символическое - Реальное». Разумеется, через Лакана просматривается связь с идеями 3. Фрейда, Э. Фромма и других классиков психоанализа. Активное использование психологии позволяет расшифровать глубинные скрепы капитализма, которые ему не дают распасться.

И, наконец, в качестве третьего столпа анализа Жижека выступает социологическая концепция К. Маркса. Здесь следует напомнить, что еще И. Шумпетер воспринимал Маркса в трех ипостасях - как пророка, экономиста и социолога1. Как социолог Маркс проявляет себя прежде всего в своем учении о классах и классовой борьбе. Жижек заимствует основные схемы у Маркса и модифицирует их применительно к современности, что позволяет по-новому взглянуть на отношения между различными социальными группами в глобальном капитализме.

Как оказывается, перечисленных трех методологических оснований вполне достаточно для глубокого и оригинального анализа ликов и гримас современного капитализма. При этом большим достоинством текста Жижека является его относительная простота, равно как и прозрачность заложенных в нем идей.

Универсальный рыночный механизм. Жижек, следуя Гегелю, рассматривает в своей книге некоторые так называемые конкретные универсальности капитализма. Среди них первое место занимает вопрос о сущности капитализма. Здесь следует остановиться на следующих моментах.

Главным свойством капитализма является его поистине мистическая универсальность и эффективность.

Что заставляет постоянно развиваться капиталистическое общество? Ответ прост - логика капитала. Подлинная цель капиталистической системы состоит в самовоспроизводстве капитала путем его непрерывного кругообращения; главное в капитализме - приводящая сама себя в дви-

1 См.: Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. М.: Издательство Института Гайдара, 2011.

жение циркуляция капитала. Капитал должен возрастать путем получения с него процента (нормы прибыли) - в этом и состоит логика капитала. Данное требование обладает рядом свойств. Первое - анонимность, т.е. она не может быть связана с конкретными лицом, устранение которого привело бы к параличу логики капитала; главное требование капитала является безликим. Второе - системность, т.е. логика капитала является тотальной, пронизывая все элементы социальной системы; это требование не локализовано где-то в конкретном месте, где можно было бы его подавить, а встроено во все элементы социума. Третье - абстрактность, т.е. логика капитала выражается в самом общем виде и не предполагает никакой изначальной конкретизации, которая могла бы быть подвергнута критике; конкретизация возникает лишь при наложении абстрактного принципа на частные случаи обогащения (рис. 1). Четвертое - объективность, т.е. сама логика капитала не привнесена в систему кем-то конкретным, а объективно встроена в психику каждого человека на нейронном уровне; как только человек становится обладателем большого состояния, он сразу «слышит» призывный звон логики капитала.

Столкновение объективного движения капитала и субъективных интересов людей порождает все бесконечное разнообразие экономических событий в мире. Во многих случаях движение капитала выглядит бесчеловечным и даже абсурдным. Например, для мирового капитала страны, характеризующиеся разрухой, нищетой и экологическими проблемами, воспринимаются в качестве перспективных зон ведения бизнеса. Однако критике можно подвергнуть лишь конкретные действия держателя капитала, а не саму логику капитала (рис. 1).

В этой связи следует напомнить концепцию масштабируемости Н. Талеба, которая позволяет построить довольно элегантную теорию социальной эволюции1. Однако в этой схеме в качестве кантовской «вещи в себе» присутствует так называемый генератор событий, который «подпитывает» систему новыми явлениями, процессами и событиями, придавая ей необходимые сложность и разнообразие. Этот генератор событий представляет собой своеобразный кибернетический «черный ящик», работа которого нам совершенно не понятна, а может быть, и вообще непостижима для нас. Но за бортом рассмотрения Н. Талеба остался сакраментальный вопрос: что является источником работы этого пресловутого генератора событий? Ответ прост: круговорот капитала. Именно круговорот капитала и лежащая в его основе логика выступают в качестве неисчер-

1 См.: Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 2009; Балацкий Е.В. Концепция масштабирования социальных явлений Н.Талеба и ее приложение// «Общественные науки и современность», №4, 2010.

паемого горючего функционирования социальной системы. Как правильно отмечает С. Жижек, движение капитала стоит за всем прогрессом и всеми катастрофами в реальной жизни.

Рис.1. Логика капитала и ее реализация

Из сказанного автоматически вытекает, что капитал порождает насилие в отношении простых людей, которые вовлечены в орбиту его интересов. Причем это насилие также является анонимным, системным, абстрактным и объективным. А с таким насилием бороться очень трудно, если вообще возможно. Но коль скоро это так, то чем можно оправдать такую антигуманную систему?

Ответ Жижека абсолютно верен и безальтернативен: капитализм не имеет соперников в своей способности производить богатство. Можно даже добавить: капитализм - это единственный надежный способ производить богатство (социализм не продержался даже 100 лет по сравнению с капитализмом, возраст которого не меньше 500 лет). А богатство, как известно, основа жизни; высокая культура и великие цивилизации вырастали только в богатых сообществах. От большого общего богатства, в конечном счете, перепадает и бедным членам социума; эффективное производство порождает прогрессивные институты и социальный прогресс. Именно этим фактом и оправдывается существование капитализма.

Сказанное вскрывает колоссальную выживаемость капитализма. Однако это еще не все. Он обладает еще одним свойством - отсутствием идеологии. В этом его экзистенциальное преимущество. Отсутствие идеологии и каких-либо явных когнитивных координат порождает свойство поразительной приспособляемости капитализма к любым цивилизациям. Современный глобальный капитализм успешно внедрился в православные, католические и протестантские страны Запада, индуистские и буддистские страны Востока, иудейский Израиль, исламские государства Африки и Востока, атеистические режимы России, Китая и Вьетнама. Тем самым капитализм нейтрален ко всем религиям, духовным движениям и политическим режимам; он не несет никаких априорных идеологических установок в отношении того, кто и что должен делать и каким должен быть мир. Капитализм позволяет людям строить то общество, которое им нравится. Он может существовать в условиях демократии Европы и Северной Америки, в рамках фундаменталистских режимов Ирана и стран Северной Африки, диктаторских режимов государств Латинской Америки, авторитарного правления в Турции, государственного капитализма Китая и России.

Таким образом, глобальный капитализм - это просто-напросто глобальность рыночного механизма и рыночной логики капитала. Это, по точному выражению Жижека, истина без значения. И именно этот факт приводит к беспрецедентной цивилизационной пластичности капитализма. Без этого свойства понять успехи современного глобального капитализма нельзя.

Новый формат диалектики частного и общественного. Еще одно поразительное свойство капитализма состоит в том, что логика капитала почти сверхъестественным способом «склеивает» частные интересы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком