научная статья по теме НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ШОПЕНГАУЭРЕ Философия

Текст научной статьи на тему «НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ШОПЕНГАУЭРЕ»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Новые исследования о Шопенгауэре

Недавно в Германии вышли две книги о Шопенгауэре. Первая из них - "Руководство по Шопенгауэру: Жизнь. Работа. Влияние" 1 -подготовлена совместными усилиями почти полусотни специалистов по философии Шопенгауэра со всего мира. Она может послужить началом нового периода в изучении философии "франкфуртского затворника"2.

Книга состоит из предисловия и пяти отделов, каждый из которых представляет свою тематическую группу (биография Шопенгауэра, анализ его трудов, влияния, которые он испытал, и его собственное влияние, приложения). Каждый отдел поделён на главы и параграфы, оканчивающиеся списком наиболее релевантной и авторитетной литературы по теме.

В первом отделе ("Жизнь") представлена краткая биография мыслителя. Это, пожалуй, самая короткая и наименее содержательная часть книги.

В отделе "Работа", помимо введения в главные труды Шопенгауэра и их краткого анализа, освещаются рукописное наследие философа, его переписка и его перевод с испанского "Карманного оракула" Балтасара Грасиана. Особенно следует упомянуть краткий анализ первого издания диссертации Шопенгауэра "О четверояком корне закона достаточного основания" (1813), сильно измененной автором для второго издания (1847), и уже упомянутое рукописное наследие Шопенгауэра (прежде всего, его манускрипты и студенческие конспекты времен формирования собственной системы, а также конспекты собственных берлинских лекций, неуспех которых окончил его академическую карьеру), поскольку эти тексты нечасто привлекаются исследователями, а частью и вовсе остались неопубликованными, хотя представляют большой интерес для прояснения эволюции мысли Шопенагуэра.

1 Schopenhauer-Handbuch. Leben - Werk -Wirkung. Hrsg. von Daniel Schubbe, Matthias Koßler. Stuttgart; Weimar: J.B. Metzler, 2014. 436 S. + VII.

2 В нашей стране исследования по философии Шопенгауэра отчасти подытоживает недавнее издание: Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т. М.: Республика: Дмитрий Сечин, 2011.

В главе, посвященной генезису воззрений Шопенгауэра до публикации его главного труда, показана его эволюция как философа и концептуальная связь его философии с современными ему системами мысли - связь, которую он сам несправедливо отрицал и которая вскрывает неожиданные источники его собственного развития. Ту же цель прояснения интеллектуальной эволюции мыслителя преследует разбор отклонений между различными прижизненными и посмертными изданиями основных произведений Шопенгауэра, из которого становится ясно, что постоянное развитие шопенгауэровской мысли не прекратилось после публикации "Мира как воли и представления", а постоянно видоизменялось, привнося в его систему новые элементы (подчас несогласованные друг с другом) и устраняя старые. Авторы соответствующих глав также проводят нетривиальный анализ воззрений философа и в контексте современных ему идей, а также делают попытку актуализировать наследие Шопенгауэра, указывая на ходы мысли, которые и сегодня могут быть полезны в решении определенных концептуальных проблем философии, психологии и этики.

Интересен отдел, посвященный влияниям, которые испытала шопенгауэровская философия, и контекст, в котором она формировалась. Несмотря на то, что этот отдел занимает только шестую часть книги, он является, возможно, и самым информативным, поскольку представляет собой попытку синоптического взгляда на основные влияния, приведшие Шопенгауэра к формированию его философии, и включение её в качестве полноценного элемента в контекст истории идей. В частности, анализируется ключевое влияние индийской философии на формирование доктрины Шопенгауэра, сходства и различия ключевых аспектов учений Шопенгауэра и Платона и многочисленные переклички учений Шопенгауэра и Спинозы. Также описываются отношения шопенгауэровской философии со средневековой, в особенности что касается проблемы универсалий и такого ключевого для него понятия, как ргширшш indivituationis, а также с христианством вообще, христианской мистикой и широко понятым "морализмом" (прежде всего нововременным). Естественно, рассмотрена рецепция Шопенгауэром философии Канта, этапы

его полемики с кёнигсбергским мыслителем, в том числе с учетом первых критических эссе Шопенгауэра и первого издания "Мира как воли и представления" - до знакомства с первым изданием "Критики чистого разума".

Предпринята попытка связать с важными составляющими философии Шопенгауэра психологизм Фриза (в качестве переходного звена между Кантом и Шопенгауэром в смысле смены кантовской трансценденталистской парадигмы в теории познания на психологическую), скептицизм Г.Э. Шульце (критика немецкого идеализма и непоследовательности кантовской эпистемологии которого была воспринята Шопенгауэром и стала неотъемлемой частью его учения), христианский платонизм и фидеизм Якоби (учение о религиозной двойственности мира которого оставило свой след в раннем учении о так называемом "Лучшем сознании").

Помимо этого, в книге сравниваются эпистемология Шопенгауэра и философские начинания Гёте в деле разработки кантовской теории познания в неидеалистическом ключе и делается вывод об их сходстве в придании "созерцанию" (Anschauung) первостепенной важности. Констатируется и уточняется мощное влияние на юного Шопенгауэра в годы его студенчества и вплоть до 1814 г. системы наукоучения Фихте в том виде, который оно приняло в "Фактах сознания", лекциях позднего периода и его "Системы нравоучения". Анализируется также концептуальная близость Шопенгауэра с Гегелем (тенденция, начавшаяся с ранней рецепции Шопенгауэра в XIX в. и поддержанная Дж. Рой-сом, Э. Блохом и М. Хоркхаймером) и сильное впечатление, которое на Шопенгауэра уже после публикации "Мира как воли и представления" произвели психологи-виталисты Пьер Кабанис и Франсуа Биша; констатируются также материалистические тенденции, берущие начало в этих "психологистских" штудиях и зафиксированные в сочинении "О воле в природе" (1836).

В отделе, занимающем почти треть книги, рассматриваются самые значимые влияния, которые Шопенгауэр оказал на отдельных философов и людей искусства, а также на различные направления академической и неакадемической философии. Анализируется концептуальное сходство некоторых его центральных положений с таковыми философии Фейербаха и его личное отношение к последнему, а также восхищённые и полемические заметки о Шопенгауэре, написанные Кьеркегором в последний год его жизни. В историко-философском отношении особенно примечателен экскурс в историю возникновения и так называемой "Шопенгауэровской школы" (Schopenhauer-Schule) в узком смысле (непосредственные ученики философа) и широком смысле (такие мыслители, как Э. фон Гартман,

Майнлендер, Хелленберг, Банзен, Ницше, Рее и даже Зиммель, Хоркхаймер и Альфред Шмит). Сделана попытка проследить влияние Шопенгауэра и "Шопенгауэровской школы" на раннего Дильтея, в особенности в отношении герменевтического метода и понятий опыта и жизни, а также рецепцию философии Шопенгауэра молодым К.Г. Юнгом и уже зрелым Фрейдом, в особенности проблемы смерти, отношения к религии и понятия счастья. Также отмечаются сходства шопенгауэровского понятия "воли" с бергсоновским понятием "жизненного порыва".

Обсуждается также соотношение философии Шопенгауэра с такими философскими направлениями, как феноменология и экзистенциальная философия, аналитическая философия (понятая как антиметафизическая философия языка), герменевтика, а также с современными нейронауками. Дан обзор рецепции философии Шопенгауэра в литературе Европы, Америки и России, в изобразительных искусствах и музыке (помимо Вагнера названы Малер, Шёнберг и Г. Пфинцер). Отдельная глава посвящена рецепции философии Шопенгауэра в целом в США, Италии, Англии, Франции и Индии.

В "Приложении" даны указания "наиболее общепринятых" способов цитирования Шопенгауэра, авторитетнейшие введения в философию Шопенгауэра, биографии, периодические издания, посвящённые Шопенгауэру, библиографии, лексиконы и регистры к его трудам. Дана краткая информация о существующих институциях, связанных с наследием и изучением Шопенгауэра. Следует отметить сводную таблицу всех немецкоязычных полных собраний сочинений философа (вместе с его рукописным наследием) со сверкой пагинации. Необходимость такой "гекзаплы" вызвана отсутствием действительно полного собрания сочинений Шопенгауэра и разногласиями между различным изданиями, а следовательно, огромными трудностями при нахождении и проверке цитат. Таким образом осуществлена попытка установить "канонический" способ цитирования трудов Шопенгауэра.

Итак, "Руководство по Шопенгауэру" предлагает содержательный и максимально возможно общий взгляд на личность, философию и влияние мыслителя. Оно обобщает интерпретации и издания его работ, приводит разные точки зрения на ключевые аспекты понимания его философии и даёт информацию об основных дискуссиях, ведущихся вокруг фигуры мыслителя, иначе говоря, фиксирует и, в свою очередь, задает некую "нормативную" повестку так называемым "исследованиям Шопенгауэра" (SchopenhauerForschung). Недостатком издания, на мой взгляд, является неровный стиль и различные методы, применявшиеся при написании разных частей книги, что можно объяснить и отчасти извинить

большим количеством авторов и различием их предпочтений и недостаточной унификацией их работ со стороны редакторов.

Другая книга - работа Мартина Бондели "Рейнгольд и Шопенгауэр. Две мыслительные системы в плену представления и воли"3 - посвящена анализу сходств и различий философских систем Карла Леонарда Рейнгольда и Артура Шопенгауэра.

Вначале автор отмечает, что материалом книги служит ограниченный корпус текстов определенного периода творчества обоих мыслителей. В отношении Рейнгольда Бондели ограничивается периодом создания и разработки "Элементарной философии", хотя нередко делает экскурсы и в более поздние этапы эволюции мыслителя; в отношении Шопенгауэра автор останавливается главным образом на его диссертации "О четве-рояком корне закона достаточного основания" и первом томе "Мира как воли и представления".

М. Бонд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком