научная статья по теме НОВЫЕ НАХОДКИ ГЕММ И ИХ ОТТИСКОВ С ГОРОДИЩА СТАРЫЙ ТЕРМЕЗ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НОВЫЕ НАХОДКИ ГЕММ И ИХ ОТТИСКОВ С ГОРОДИЩА СТАРЫЙ ТЕРМЕЗ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 3, с. 57-65

НОВЫЕ НАХОДКИ ГЕММ И ИХ ОТТИСКОВ С ГОРОДИЩА СТАРЫЙ ТЕРМЕЗ

© 2013 г. Ш.Р. Пидаев

Институт искусствознания АН Республики Узбекистан, Ташкент (shakirdjan@mail.ru)

Ключевые слова: Старый Термез, геммы, печати, оттиски, иконография, техника изготовления, хронология.

The article covers the impressions on pottery and the engraved semi-precious gemstones from Old Termez site in Uzbekistan. The author gives detailed descriptions of the images (anthropomorphic figure of a ruler with attributes of power; sitting figure in possibly religious context, with Buddhist attributes; zoomorphic figures (winged stallion, scorpion, hare, and partridge); floral motif of tulip-shaped flower), and of their symbolism. The article offers analogies and datings and identifies the chronological stages within the period from the 3d to the 5th cc. on the basis of the iconography and technique of the images. The author advances the hypothesis that most of the engraved gems were of local manufacture, which indicates development of the jewelry craft in Old Termez in the Early Middle Ages.

Широкий размах археологических работ, развернувшихся в последние годы на городище Старый Термез, позволил получить разнообразные и интересные материалы, характеризующие материальную и духовную культуру населения Термеза в различные исторические периоды. Среди полученных здесь материалов особое место занимают геммы-инталии и их оттиски на керамических сосудах. Несмотря на малочисленность находок, они очень содержательны и проливают свет на многие неизвестные стороны института собственности, художественной культуры и религиозных воззрений населения Бактрии-Тохаристана доисламского времени, Термеза, в частности. Геммы - объект настоящего исследования - получены при изучении захоронений на Каратепа и Чингизтепа. Как известно, после того как эти памятники перестали использоваться по прямому назначению, многие из построек были превращены в городские некрополи (Пидаев, Като, 2006. С. 184, 185). Одна гемма найдена в ку-шанской крепости Таллитагора, расположенной на берегу Сурхандарьи, у головного сооружения канала, снабжавшего водой Тармиту-Термез.

Рассматриваемые геммы имеют антропоморфные и зооморфные изображения; изображения растительного характера редки. По технике изготовления все они относятся к группе гемм-инталий, резанных на различных полудрагоценных камнях. По назначению их можно разделить на типы. К первому типу относятся геммы, вправленные в перстни и кольца, которые служили одновременно

печатью и украшением. Ко второму типу относятся две геммы, так называемые ложные перстни, имеющие в разрезе округлую форму со срезом-зеркалом для изображения. Они имеют довольно большое отверстие для шнура. Геммы этого типа использовались только как печати. К третьему типу относятся геммы-бусины, служившие в качестве украшения и амулета. В пользу такого довода указывают их находки, как правило, вместе с бусинами от ожерелий.

Описание начнем с оттисков на керамике. Они были получены при раскопках монументального буддийского монастырского комплекса, открытого на Северном холме Каратепа.

Оттиск перстня или печати округлой формы размерами 29 х 25 мм был сделан на внутренней стороне венчика хума (рис. 1, 1). В центре щитка -изображение фигуры, стоящей прямо, в длинном поколенном кафтане с подтреугольным удлинением подола по бокам. Края кафтана от талии оторочены и переданы в виде рельефной линии. Голова фигуры слегка повернута влево. Черты лица читаются не совсем четко. На голове - крупный головной убор, вокруг - лучистый нимб. Ступни развернуты в стороны, на ногах - сапоги на высокой подошве. В левой, согнутой в локте руке, персонаж держит птицу с высоко поднятой головой и мощной шеей. У птицы крупные ноги, крылья слегка приподняты. По правую руку от персонажа - трезубец с длинным древком, конец которого упирается в каблук левого сапога. Древко трезубца на уровне локтя фи-

гуры повязано лентой, концы которой опускаются в виде двух прямых рельефных линий. На уровне ног с двух сторон изображены также рельефные кольца. В правой, согнутой в локте руке, персонаж держит, видимо, голову человека. Она изображена в профиль: отчетливо читаются нос с горбинкой, выступающий вперед, нижняя челюсть и уши. На

голове - шлем с двумя прямыми обращенными вперед острыми выступами в центре. Слева от фигуры персонажа, под птицей, на уровне полы кафтана изображен предмет с тремя массивными выступами (трилистник).

Несомненно, главный персонаж композиции -мужская фигура. Судя по всему, она представляет

собой идеализированный образ правителя: на это указывают наличие нимба, символа власти и божественности; изображение птицы (по-видимому, орла), символа света, силы, храбрости, победы, могущества, божественности и власти, особенно имперской. Полет орла воспринимался как предзнаменование военного успеха. Видимо, не случайно ювелир, изготовивший печать, которой был сделан оттиск, по велению заказчика изобразил орла со слегка приподнятыми крыльями.

Важный атрибут правителя - трезубец, также символизирующий власть. Он был обязательным атрибутом многих кушанских правителей, которые, однако, изображались держащими трезубец в левой руке в отличие от рассматриваемой композиции. В этом плане оттиск из Старого Термеза имеет сходство с монетами кушанского царя Васудевы, на которых правитель держит трезубец в правой руке. На реверсе монет этого правителя Шива также изображен с трезубцем в правой руке.

Еще одно веское доказательство в пользу предположения о царском происхождении центральной фигуры оттиска - изображение отрубленной головы. Этот образ - символ смерти и бренности жизни, средоточия интеллекта, жизненной энергии и духа, хорошо известен в культовых традициях Евразии (см., например: Литвинский, Седов, 1983. С. 98-100). Среди народов Средней Азии особенно широко практиковался культ, связанный с представлениями об отрубленных головах врагов, выставляемых в храмах. В частности, автор Х в. ат-Табари при описании событий, связанных с военными действиями основателя сасанидской династии в Иране Ардашира I Папакана (224-240 гг.), сообщает, что царь отправил отрубленные головы своих врагов в Истахр, в храм Анахиты. Около середины IV в. в этом же храме были развешаны отрубленные головы христиан (№Ыеке, 1879. S. 4. Апт. 2). Возможно, с представлением о культе выставления головы врагов были связаны и находки 48 черепов в одном из основных помещений храма, расположенного в центральной части Большого Чингизтепа в Старом Термезе. Судя по обнаруженным здесь отдельным формам керамики, это событие произошло в V в. В истории Среднего Востока таких примеров немало.

В рассматриваемой композиции, думается, также изображена голова побежденного противника. В пользу этого указывает наличие на голове шлема. По всей вероятности, это делалось, с одной стороны, с целью возвеличивания победителя и устрашения противников, а с другой - с представлением о том, что дух, энергия и власть побежденного отныне переходили к победителю. Однако нельзя исключить

и того, что данная деталь сюжета на печати могла быть связана с объектом почитания, распространенного в буддизме. По мнению М. Таддеи, медитация в связи с мертвыми была широко распространена в изобразительном искусстве Центральной Азии в эпоху поздних кушан (Taddei, 1979. P. 405-408). По представлению буддистов череп способствовал углублению медитации.

Важный символ - присутствующий на рассматриваемом оттиске трилистник, типичная и широко распространенная культовая эмблема на территории Центральной Азии и в Индии. Относительно его символики высказаны различные предположения (см. Roes, 1954. P. 66; Пугаченкова, 1957. С. 150; Борисов, Луконин, 1963. С. 43, 44. Рис. 4). Представляется, что трилистник - графическое изображение числа "три", одного из наиболее важных чисел не только в символике, но и в мифологии, религии, легендах и сказках у всех народов и во всех культурах во все времена. В данном случае трилистник может быть символом соединения трех величайших разноплановых божеств мировых стихий в Единое (например, древнегреческие Зевс, Посейдон и Гефест; индуистские Брахма, Вишну и Шива). В буддизме трилистник мог символизировать три части священного текста Трипитака.

Последняя деталь сюжета - концентрические рельефы с обеих сторон центральной фигуры на уровне ступней ног. Представляется, что это схематичное изображение колес, тогда фигура на оттиске условно едет на колеснице. Как известно, правитель на колеснице - широко распространенный в искусстве древнего мира образ.

Общий сюжет оттиска не находит прямых аналогий в изобразительном искусстве. Однако по иконографии рассматриваемый персонаж имеет много общего с изображениями кушанских правителей: фигура стоящего прямо правителя в поколенном, слегка расширяющемся по бокам кафтане; отдельные атрибуты, в частности, наличие трезубца с развевающимися лентами. Это дает возможность предположить, что изображенный на оттиске также принадлежал роду Кушан. Возможно, это кушанский наместник в Бактрии или, в крайнем случае, правитель самого города Тармиты-Термеза, который во время своего посещения буддийских храмов, расположенных на месте Каратепа, поставил свою печать на керамике, подаренной храму. Большие размеры печати также указывают на то, что ее владелец был богатым человеком с высоким социальным положением, а сюжет композиции - на его возможную приверженность буддизму.

Оттиск перстня на верхней части тулова кувшина с красно-коричневым ангобом (рис. 1, 2) нане-

сен на сосуд до обжига и имеет овальную форму размерами 14 х 18 мм. Поверх ангоба тулово сосуда оформлено полосчатым лощением. Рельеф довольно четкий. Это указывает на то, что резьба на щитке перстня была объемно-выемчатой. На зеркале оттиска - профильное изображение сидящей на тахте фигуры с согнутой спиной. Персонаж повернут влево, на нем головной убор в виде плоского тюрбана, повязанного лентой, концы которой видны за головой. Правая рука согнута в локте и поднята вверх на уровень лица. Пальцы руки растопырены. Ноги согн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком