научная статья по теме О БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЯНОМ ХАРТМАНОМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЯНОМ ХАРТМАНОМ»

ЭО, 2013 г., № 3 © М. Кожевникова

О БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЯНОМ ХАРТМАНОМ

Магдалена Кожевникова: Уважаемый профессор, не могли бы Вы рассказать, что для Вас означает биоэтика?

Ян Хартман1: Биоэтикой называется совокупность междисциплинарных исследований, научных и социальных дебатов, посвященных вопросам общественного здоровья и лечения, профессии врача и другим медицинским профессиям, а также проведение научных исследований с медицинскими и другого рода целями.

М.К.: Существует ли в мире единое определение биоэтики, можем ли мы говорить о какой-то "глобальной" биоэтике? Или определения этой дисциплины, принятые другими странами - европейскими и неевропейскими, - отличаются друг от друга?

Я.Х.: Термин "биоэтика" (сокращение от "biomedical ethics") начал распространяться с 1960-х гг. сначала в США, а потом и на всем Западе. Изначально это понятие использовалось очень широко, поскольку оно охватывало, помимо вопросов, связанных с медициной, также экологическую проблематику и этику взаимодействия с животными. Однако сегодня принято использовать более узкое значение слова "биоэтика", поскольку мир медицины - обособленная институция по сравнению с другими социальными институтами, в частности, теми, что занимаются окружающей средой и экологией. Биоэтика в большинстве стран заняла место традиционной врачебной этики, у которой были несоизмеримо более узкие тематические рамки. Тем не менее, в некоторых странах до сих пор избегают этого слова, поскольку оно ассоциируется с доминированием американской культуры. Например, французы все еще неохотно говорят о "биоэтике". Однако слова не столь значимы. Важно, что была создана глобальная биоэтическая культура, стандарты надлежащей клинической практики, регулирование, защищающее такие ценности как безопасность, справедливость и независимость пациента. Они в значительной степени близки друг другу по всему миру, однако отдельные сферы, например, трансплантология, регулируются совершенно по-разному. Основа глобализации биоэтики - это общность ценностей, которые биоэтика помогает защищать и реализовывать. Каждый пациент хочет иметь доступ к качественному лечению, требует уважения к себе, нуждается в полноценном информировании и желает самостоятельно принимать решения в отношении своего

Ян Хартман - профессор, заведующий отделом философии и биоэтики в Институте наук о здоровье Ягеллонского университета в Кракове; e-mail: j.hartman@iphils.uj.edu.pl

Магдалена Кожевникова - выпускница Института этнологии и культурной антропологии Варшавского университета, аспирантка Института философии РАН (Москва); e-mail: kmagda-lena@yandex.ru

54

Этнографическое обозрение № 3, 2013

здоровья. Этообъединяет людей всехкультур и помогает заниматься биоэтикой вмировом масштабе.

М.К.: Религия влияет на понимание границ человеческой жизни, а также на отношение к человеческому телу. Какие примеры наиболее острых конфликтов между развитием медицины и биотехнологии и религиозными (христианскими, и не только) моральными нормами Вы могли бы привести? Как справляется с этим законодательство разных государств?

Я.Х.: Биоэтика предлагает стандарты, которые могут быть приняты всеми - она скроена под потребности многокультурного либерального общества. К сожалению, большинство обществ построено таким образом, что уважение к отличающимся обычаям и этическим убеждениям, а также к автономии личности являются ценностями, стоящими ниже, нежели обычаи и этические убеждения доминирующей группы и ее религии. В таких обществах некоторые биоэтические вопросы регулируются так, как этого желают религиозные власти. Однако обычно это касается избранных сфер, таких, например, как аборты и ЭКО. В такие проблемы как справедливое распределение общественных средств на здравоохранение или хранение медицинской документации религии не вмешиваются. Их интересует деторождение и, в какой-то степени, проблемы прекращения лечения в терминальных стадиях и эвтаназия. Однако я бы не преувеличивал влияние религии на биоэтическую культуру и медицинское право. За исключением проблемы абортов это влияние невелико. Фактически в половине стран мира аборты почти полностью запрещены по религиозным причинам, но, в общем, форма медицинского права и господствующих в данном государстве практик зависит в большей степени от того, насколько оно современно, богато и демократично. Чем выше цивилизационный уровень, тем меньше несправедливости и патернализма в медицине и больше качественного регулирования, прозрачности и социального контроля над здравоохранением. Религия не враждует с биоэтикой. Враг биоэтики - это авторитаризм и отсталость. Другое дело, что в отсталых и авторитарно управляемых государствах религия часто играет роль политической власти. Если речь идет о степени консерватизма отдельных конфессий, то в наибольшем конфликте с медицинской и технологической репродукцией, контрацепцией и абортами находится католическая церковь и некоторые неопротестантские общины. Православие в этом плане более гибко, сходных позиций придерживаются также ислам и иудаизм. Однако я не считаю себя специалистом в этой области.

М.К.: В какой степени разные мировоззрения рождают разные способы решения биоэтических проблем? Как надо вести диалог различных кругов, чтобы можно было выработать совместные решения?

Я.Х.: Это иллюзия, что взгляды на решения биоэтических вопросов зависят от каких-либо мировоззрений. Как может мировоззрение влиять на решение вопроса о согласии/отказе на трансплантацию органов умершего: следует ли по умолчанию считать, что покойный согласился бы на изъятие у него органов для пересадки или наоборот? Какая связь между мировоззрением и стандартами набора желающих участвовать в биомедицинских исследованиях? В биоэтике нет места мировоззренческим дискуссиям и конфронтации мировоззрений, вместо этого требуется решение конкретных вопросов. Биоэтика исполняет регулятивную функцию, т.е. подсказывает, каких правил следует придерживаться и каким способом приходить к конкретным решениям, чтобы в наибольшей степени сохранять ценности, которые никто не подвергает сомнению: безопасность, справедливость, уважение к автономии пациента. Роль играют аргументы и прагматизм, а если кто-то захочет навязать другим свои личные мировоззренческие предпочтения ценой равенства, свободы или безопасности, то он просто не найдет себе союзников в дебатах и ничего не добьется. Биоэтика - это явление демократическое и в этом смысле политическое, здесь нет места принуждению,

насилию, привилегиям одних и дискриминации других. Там, где царит либеральная культура, т.е. уважение к свободе и этическим убеждениям индивида и группы, развивается также и биоэтическая культура. У нее есть своя академическая часть, но она также распространяется на законодательство и СМИ.

М.К.: В Польше ведется множество биоэтических дебатов, вытекающих из существования разных мировоззренческих позиций, касающихся, например, абортов, эвтаназии, а с некоторых пор также ЭКО. Эта техника поддержки репродукции давно используется на Западе, а в Польше она вызывает множество споров. Расскажите, пожалуйста, на чем зиждется специфика польских дебатов об ЭКО, и какие социальные и религиозные факторы становятся препятствием для принятия закона, с которым согласилось бы большинство?

Я.Х.: В Польше не ведется никаких дебатов об ЭКО, существует лишь идеологическая борьба. Католическая церковь воспринимает несколько биоэтических вопросов, среди них ЭКО как плацдарм своей идеологической и политической власти. Церковь уже не может напугать тем, что мастурбация вызывает атрофию спинного мозга, а использование презервативов - это смертный грех, за который придется гореть в аду, поэтому она решила взяться за ЭКО. Костел выступает против любого правового регулирования этого вопроса (в Польше есть полная свобода в этом отношении, поскольку не существует соответствующего регулирования), за исключением полного запрета. Помимо политических ссор, которые устраивают вокруг ЭКО крайние правые, побратавшиеся с епископами, общество не разделено в вопросе допустимости методов экстракорпорального оплодотворения, большинство людей не видит повода его запрещать. Поэтому нет и споров. Разногласия могут возникнуть лишь в том, должны ли процедуры ЭКО финансироваться из национального бюджета. В общем, надо отметить, что биоэтическая культура в Польше находится пока в зачаточном состоянии. До серьезных общественных дебатов, отличных от идеологического писка, нам еще далеко.

М.К.: Профессор Хартман, спасибо Вам за интервью!

Москва-Краков, 5 июля 2012 г.

Примечание

1 Ян Хартман - автор более десяти книг, в том числе двух, посвященных биоэтике: Short Studies in Bioetics ("Краткие исследования в биоэтике") (2003) и Bioetyka dla Lekarzy ("Биоэтика для докторов") (2008, 2011). Проф. Хартман выступает также в роли публициста и политического комментатора.

М. Kozhevnikova. On Bioethical Culture: an Interview with Jan Hartman

The article is an interview with Jan Hartman, professor at Jagiellonian University, on a range of issues in the present state of bioethics and biomedical research.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком