научная статья по теме О ЧЕМ ГОВОРИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ? Физика

Текст научной статьи на тему «О ЧЕМ ГОВОРИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ?»

О чем говорили наши далекие предки

Ю.Е.Березкин, С.А.Боринская

Многие тысячелетия могут пролежать в земле предметы материальной культуры из камня или обожженной глины. По ним археологи реконструируют облик культуры для отдельных ареалов и периодов, датируя находки точными методами (например, по содержанию в образцах радиоактивного углерода). Однако даже самая изощренная обработка археологического материала не поможет восстановить истории, которые рассказывали создатели этих культур. Тем не менее, устные повествования тоже не исчезают бесследно, только детали их сохраняются не в земле, а в фольклоре, передающемся из поколения в поколение*. Вопрос лишь в том, как выделить в совокупности современных записей «отложения» разных эпох**.

Сто лет назад английский ученый Джеймс Фрэзер, автор

Юрий Евгеньевич Березкин, доктор исторических наук, заведующий отделом народов Америки Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Основные научные интересы: заселение Америки, становление ранних цивилизаций Старого и Нового Света, создание электронных каталогов фольклорно-мифологических мотивов.

Светлана Александровна Боринская,

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им.Н.И.Вавилова. Основные научные интересы: генетическое разнообразие человечества, антропогенез, биологическая и социальная эволюция, генетика в междисциплинарных исследованиях.

* Подробнее см.: Ю.Е.Березкин. Мифы глубокой древности // Природа. 2005. №4. С.55—61.

** Изложенные в статье результаты получены на основе анализа огромного массива материалов по фольклору и мифологии народов мира, содержащегося в текстах, разбросанных по многим сотням разноязычных публикаций. Каталог фольклорных и мифологических мотивов, выявленных в этих публикациях, доступен на сайте http://www.ruthenia.ru/ folЫore/berezkm.

© Березкин Ю.Е., Боринская С.А., 2014

одной из самых популярных книг начала и середины XX в., «Золотой ветви», искал в легендах и мифах разных народов параллели сказаниям, содержащимся в Библии [1]. Он считал, что в ней сохранились реликты древних преданий, некогда характерных для всего человечества. Среди прочего его заинтересовала история грехопадения, в которой, как известно, действует змей, соблазнивший Еву. Истории с участием змея он обнаружил у народов Африки, Индокитая, Южной Америки. Только речь там шла не о грехопадении, а об утрате бессмертия.

За время, прошедшее после издания этой знаменитой книги, похожие истории обнаружены у десятков народов. Во многих из них говорится, что змеи бессмертны потому, что меняют кожу и омолаживаются. В предании эфиопского народа, отмеченном еще Фрэзером, рассказывается: «Бог послал птицу сказать людям, что, состарившись, они будут менять кожу и возрождаться. По пути птица увидела змею и обещала передать весть ей, если та поделится пищей. Змея со-

гласилась. Тогда птица сказала, что змеи будут сбрасывать кожу и молодеть, а люди — стариться и умирать безвозвратно. С тех пор так и повелось». А вот сказание народа луба в Конго, говорящего на языке банту. «Вначале Бог предложил на выбор женщине и змее орех со смертью и орех с бессмертием, женщина взяла смерть, змея — бессмертие. Теперь змеи не умирают, а лишь сбрасывают кожу» [2].

В некоторых рассказах присутствует мотив непослушания, как, например, у бирманских нага: «Люди жили до старости, а змеи меняли кожу и были бессмертны. Один из духов спросил людей, не хотят ли они жить вечно, как змеи, но вождь отказался его слушать, сказав, что люди обойдутся без его советов. Поэтому люди не возрождаются, сбрасывая кожу, как змеи».

Иногда змею заменяет ящерица, креветка или сверчок, либо людей сравнивают с деревьями, меняющими кору, как в мифе народа атаял, живущего на Тайване: «Бог попросил людей вымыть его, обещая, что они станут сбрасывать кожу, как мирт меняет свою кору, и не будут стариться и умирать. Но люди отказались. Тогда бог сказал, что теперь умирать станут все, даже дети».

Все перечисленные тексты записаны этнографами и фольклористами в Х1Х—ХХ вв., сохранившихся чаще всего благодаря изустной передаче. Но сам сюжет гораздо древнее. Есть письменные свидетельства того, что история утраты бессмертия, связанного со сменой кожи, была известна 3 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Она записана на аккадских клинописных табличках, датированных VII в. до н.э. (раскопки в Ниневии): там рассказывается, что Гильгамеш после смерти своего друга Энкиду добыл цветок бессмертия, но его украла змея, которая сбросила старую кожу и стала бессмертной. Судя по более ранним фрагментам, эпос о Гильгаме-ше сложился в конце 3-его тысячелетия до н.э. Но есть основания полагать, что история со сменой кож гораздо древнее. Определить эпоху, в которой сюжет пересказывался, можно по географическому ареалу его современного распространения.

Отметим важную особенность. В приведенных выше примерах явно имеются общие детали, но не идет речь об идентичности или сходстве длинных и сложных рассказах. Цепочки эпизодов, из которых они состоят, вряд ли сохраняются в неизменности на протяжении многих тысячелетий. Мы сейчас говорим о самих эпизодах, о более или менее компактных элементах, своего рода кирпичиках, из которых построены длинные тексты и ко-

Оттиск аккадской печати конца III тыс. до н.э. Согласно месопотамскому мифу, после смерти своего друга Энкиду Гильгамеш добыл «цветок бессмертия», но его украла змея, сбросила старую кожу и стала бессмертной.

торые можно использовать в разных сочетаниях. Такие «кирпичики» мы будем называть мотивами.

Если мы можем исключить независимое появление сходных мотивов в разных концах света, то распространение какого-либо мотива по обширному ареалу должно соответствовать потокам миграций, с которыми он мог быть принесен его носителями. Благодаря успехам генетиков и археологов, мы знаем основные пути и даты заселения человеком различных континентов*. История расселения человечества поможет нам определить историю появления и распространения описанного выше мотива «бессмертие и смена кожи».

Как люди заселили Землю

Согласно генетическим данным, примерно 70 тыс. лет назад люди покинули Африку, переправились через узкий пролив, отделявший ее от Аравии, и стали двигаться на восток вдоль берега океана, используя богатые пищевые ресурсы береговой полосы [3]. В то время уровень моря был на несколько десятков метров ниже современного (максимально на 130 м около 20 тыс. лет назад), поэтому археологи до сих пор не нашли следов самых ранних мигрантов. Ясно лишь, что не позже чем 50 тыс. лет назад люди современного типа появились в Австралии. Об этом говорят исследования ДНК народов, живущих сегодня в Южной и Юго-Восточной Азии, Меланезии и Австралии.

Центральные и северные районы Евразии люди освоили на 20—30 тыс. лет позже. На севере они столкнулись с совершенно другими, непривычными для них природно-климатическими условиями. Заселение Нового Света произошло не позже, чем

* Подробнее см. Н.КЯнковский, С.АБоринская Наша история, записанная в ДНК // Природа. 2001. №6. С.10—17.

14—15 тыс. лет назад. Об этом говорит современная датировка стоянки Монте-Верде на юге Чили.

Еще недавно археологи предполагали, что самыми древними в Америке были создатели культуры кловис. Считали, что пришли они через Берин-гию, располагавшуюся на месте нынешних Чукотского и Берингова морей, а затем по долинам рек Юкон и Маккензи, где тогда был свободен ото льдов узкий коридор между Лаврентийским и Кордильерским ледниковыми щитами. До открытия этого коридора проникнуть к югу от Бе-рингии можно было только вдоль южной Аляски, переплывая от одного острова к другому. Предполагается, что, как и при освоении Евразии, в Америке первые мигранты устремились вперед вдоль побережья, где пищевые ресурсы наиболее обильны. Но затем прибрежная полоса ушла под воду, и потому археологические следы этих береговых миграций недоступны. Позже всего была заселена высокая Арктика — туда, в Гренландию, в середине III тысячелетия до н.э. устремились люди из Старого Света, в котором остальные пригодные для жизни территории уже были заняты.

Как полагают генетики, источником первоначального заселения Америки было древнее населения Евразии, потомки которого сейчас живут в Южной Сибири, Восточной и Юго-Восточной Азии [4]. Таков исторический сценарий, знание которого поможет нам определить возраст эпизода со сменой кожи и утратой человеком бессмертия.

так, что он остался узнаваемым через десятки тысячелетий, преодолев путь в десятки тысяч километров?

Такая невообразимо древняя датировка мотива о смене кожи непривычна для фольклористов и историков литературы, мыслящих обычно в масштабе десятилетий и столетий, в крайнем случае — немногих тысячелетий. И, конечно, Дж.Фрэзеру, изучавшему древние реликты в фольклорных текстах в начале ХХ в., трудно было представить, о каком возрасте преданий может идти речь. Какие возражения можно выдвинуть против 50—70 тысячелетней древности рассматриваемого мотива?

Мотив со сменой кож мог возникнуть независимо в разных регионах, и тогда сходство между преданиями разных народов о бессмертии случайно. Однако во всех областях, где эти истории зафиксированы, некоторые повествования включают дополнительную подробность — старика или старуху побеспокоили в тот момент, когда они меняли кожу, и именно поэтому люди перестали омолаживаться. Сочетание таких деталей делает независимое появление подобных историй в Африке, Азии и Америке маловероятным.

Читатель вправе спросить: а не попал ли наш миф в Южную Америку не через Восточную Азию и Северную Америку (где он почти не встречается), а прямо из Африки, вместе с рабами, которых во множестве завозили в Бразилию и Гвиану в XVII— XVIII вв.? Нет, эту гипотезу можно отвергнуть. Хотя

География записей фольклорного сюжета

Согласно детальному анализу, более 50 тыс. мифологических и фольклорных текстов, записанных у народов всего мира, история со сменой кожи совершенно неизвестна в северной и континентальной Евразии, но весьма популярна в А

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком