научная статья по теме О ЧЕМ ПОВЕДАЛИ КУКЛЫВЫСТАВКА В РГБИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «О ЧЕМ ПОВЕДАЛИ КУКЛЫВЫСТАВКА В РГБИ»

НАТАЛИЯ АВАНЕСОВА

О чем поведали

Выставка в РГБИ

У современного человека слово «кукла» ассоциируется, прежде всего, с детской игрой. Для ребенка она — игрушка. Но так было не всегда. Выставка в Российской государственной библиотеке по искусству (РГБИ) рассказывает о тысячелетней истории куклы.

Наталия Михайловна Аванесова, ведущий библиотекарь Российской государственной библиотеки по искусству, Москва

В «ГОЛУБОМ ЗАЛЕ» Российской государственной библиотеки по искусству в рамках конференции «Четвертые международные Михо-элсовские чтения» состоялась выставка «Есть ли национальность у кукол?». Эта тема стала продолжением конференции 2003 года «Национальный театр в контексте многонациональной культуры: архивы, библиотеки, информация». Отсюда и задача выставки - через разнообразие кукол, в облике которых отражается самобытность и характерные черты создающих их народов, показать все богатство культурных традиций, выраженное в одежде, прическах, украшениях, типах лиц. Выставку составили книги из фондов РГБИ, экспонаты из московских музеев, частных коллекций, а также работы студентов Российского заочного института текстильной и легкой промышленности.

Такие разные куклы

Самые первые куклы создавались не для игры. Они были тесно связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения древних людей. Это были кумиры, идолы, истуканы и божества в виде человеческих фигур. Позже куклы-чучела стали приносить в жертву богам вместо человека. В то же время куклы служили оберегами, талисманами от несчастий, болезней.

На выставке можно было увидеть стенды с реконструированными русскими обрядовыми куклами (автор - Ж. Шварц, сотрудница РГБИ). Все они - без лица, поскольку у славян считалось, что если кукла будет походить на человека, в нее вселится злой дух. У каждой куклы - свое имя: «столбушки», «неразлучники», «мировое дерево», «покосница», «пеленашка», «кострома» и т. д. По поверьям, эти куклы принимали на себя удары злых сил и дарили человеку покой, здоровье, бла-

гополучие. Например, куклу «пеленашку» мастерили без иголки и ножниц перед появлением в семье ребенка. При ее изготовле-

Куклы в костюмах народов России. Работы студентов Российского заочного института текстильной и легкой промышленности (руководители — доктор искусствоведения И. Н. Савельева и кандидат искусствоведения А. М. Упине)

нии в нее вкладывали силу материнской любви и заботу, которые должны были в дальнейшем беречь младенца. Игрушку помещали в пустую колыбельку, чтобы она ее «обжила», «обогрела». Когда малыш рождался, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Такие обереги делали не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток.

Од ни из самых уни каль ных экс по натов выставки - деревянные куклы из Сергиева Посада, созданные более ста лет тому назад. Это «Ведучка» (баба с ребенком) и «Кресть я нин» из Все рос сийс кого музея де -

Л Л О #12 [36] *2005

Шаман. Автор: 0. Ивойлова Московский музей кукол «Кукольный дом» им. С. В. Образцова

коративно-прикладного и народного искусства.

Сергиев Посад долгое время был центром игрушечного промысла России. Монахи местного монастыря еще в XIV веке вырезали из дерева фигурки, расписывали их и дарили богомольцам. С XIX века производство этих фигурок перешло на «промышленные рельсы». При этом на кукол надевали платьица из бумаги и дешевого ситца. Сегодня в Сергиевом Посаде по-прежнему производят игрушки; кроме того, здесь действует единственный в России Институт игрушки, где конструируют новые виды этих изделий.

Московский музей кукол «Кукольный дом» предоставил для выставки авторские куклы. Одна из них изображает шамана из Восточной Сибири. Его костюм полностью соответствует подлинному шаманскому одеянию: с этнографической точностью воспроизведены подвески, хвостики, амулеты и прочие атрибуты. Другая кукла - перчаточная; это известный всем Петрушка - популярный персонаж русских ярмарок. В Россию он «пришел» из Италии, где появился в XVI веке и назывался «Пульчинелла». Его имя означает «петушок», поскольку он и впрямь своим крючковатым носом и заносчивым видом похож на эту птицу. Кукла «перекочевала» во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила необычную внешность и неугомонный характер. Во Франции она называлась Полишинель, в Англии - Панч, в Германии - Кас-перле.

Множество ку кол на выстав ке бы ли представлены студентами Российского заоч-

ного института текстильной и легкой промышленности (руководители - И. Савельева, А. Упине). Они смастерили кукол, изображающих представителей разных народов России. Национальные костюмы были воспроизведены ими с точностью до мелочей. Особенно стоит отметить фигуры казахов, одежды которых сшиты из тех же материалов, из которых шьют одежды для людей.

Ми ни атюр ные ев ро пейс кие суве нир ные куклы расположились в одной из витрин на фоне книг, рассказывающих об истории кукол в Англии, Франции и Германии. Здесь можно увидеть английского короля Генриха VIII (прообраза Синей бороды), стража Тауэра «йомена», испанскую танцовщицу, маленькую эльзаску, француженку в розовом платье. А немецкие «щелкуны» стоят на полках рядом с русскими солдатиками.

Театральные куклы

Куклы-актеры тоже имеют очень древних предков. Первые упоминания о кукольном театре относятся к 1600-м гг. до н. э. и связаны с празд не ства ми, пос вя щен ны ми египетским богам природы и плодородия Осирису и Исиде. Во время представлений, рассказывающих о жизни богов, актеры-кукловоды управляли большими куклами, похожими на людей.

В Древней Греции во время таких мистерий огромных кукол передвигали с помощью пара и приводных ремней. Там же, в Элладе зародился переносной кукольный театр, который позднее назвали «вифлеемским ящиком». Он представлял собой коробку в виде двухэтажного дома без передней стенки и символизировал мироздание: на верхнем этаже жили боги, на нижнем - люди. В прорези на дне ящика кукловоды вставляли кукол на стержнях и играли ими. В средние века, с принятием христианства, в таких коробках ставили спектакли о рождении Христа и царе Ироде.

На открытии выставки. Наталья Кострова, гл. хранитель музея Театра кукол им. С. В. 0бразцова, демонстрирует куклу «Китаянка».

Русская девушка. Спектакль «Дон Жуан» ГАЦТК, Москва. Из фондов музея ГАЦТК им. С. В. 0бразцова

На выставке в РГБИ можно увидеть более 30 театральных кукол в национальных костюмах, изготовленных в разных странах - во Франции, Вьетнаме, Японии, Китае, Индии, Монголии, Мексике, Татарстане, Беларуси, США и др. Их отобрала Наталья Андреевна Кострова, главный хранитель музея Театра кукол им. С. В. Образцова. Уникальные экспонаты - три куклы - «Провизор», «Гость» и «Гостья на свадьбе» - когда-то хранились в Киевском еврейском кукольном театре, который перестал существовать в 40-е годы XX столетия.

Провизор. Гостья и Гость на свадьбе. Еврейский театр кукол, Киев (Украина). Из фондов музея ГАЦТК им. С. В. 0бразцова

Марионеточные куклы

Марионетки - одни из самых древних в мире кукол. Они существовали еще в Древнем Египте. Это были небольшие статуэтки из слоновой кости с подвижными руками; ими управляли, дергая за ниточки. В Древ-

'¿А

#12 [36] *2005 Л -Ю

Мексиканка. Театр кукол «Розете Аранда»,

Мехико (Мексика). Из фондов музея ГАЦТК им. С. В. Образцова

ней Греции марионетки были весьма почитаемы, так как считалось, что боги сначала создали кукол на веревочках, а затем уже по их образу - человека. В Древнем Риме они принимали участие в религиозных шествиях. В средние века в католических храмах Италии и Испании наряду со скульптурой встречаются куклы, изображающие Деву Марию, Младенца и апостолов. Во время религиозных процессий фигура Девы Марии как бы плыла над толпой, поднимая руку и благословляя верующих. Фигуру Богоматери называли «Марион», а кукол на веревочках стали именовать «марионетками».

На выставке марионетки были представлены музеем Театра кукол им. С. В. Образцова. Одна из них - американский ковбой -подарок театра Билла и Коры Бэрд (США). Артисты приезжали с гастролями в Москву, и после спектакля Билл собственноручно ввел «коровьего мальчика» в музей. Напротив ковбоя расположились небольшие карикатурные марионетки «мексиканцы» - клоун, музыканты, старик и девушка со скалкой. Рядом с ними можно увидеть авторскую куклу-марионетку - знойную мексиканскую красавицу-индеанку. Кстати, в Мексике яркие, пестро наряженные куклы становятся непременными участниками многочисленных шумных и жизнерадостных праздников.

Японские куклы и...

матрешка

Из множества японских кукол можно выделить «хугетсу» - куклу для любования.

Традиция любования - одна из удивительных традиций японцев. Зимой они любуются снегом, весной - цветами, осенью - луной. Для постижения красоты у них существуют даже особые дни. Объектом любования стали куклы - настоящие произведения искусства и предмет роскоши. Такая кукла -одна из самых дорогих семейных реликвий, передающихся по наследству.

Экспонировались на выставке и скромно оформленные традиционные японские куклы «кокэси». Эти куклы родились в глубокой древности на острове Хонсю. Круглая вращающаяся головка «кокэси» посажена на цилиндрическое деревянное туловище. Каждая кукла «кокэси» красиво разрисована: тонкой кисточкой написано лицо, на цилиндре-фигурке изображено кимоно с узорами из листьев и цветов, а иногда - и целые пейзажи.

Посетители выставки не раз отмечали, что японские «кокэси» по форме напоминают русских матрешек. Между тем, оказывается, что матрешка, которую мы привыкли считать исконно русской игрушкой, пришла

Зухра. Спектакль «Черный змей на белом платье». Казанский Театр кукол (Татарстан). Из фондов музея ГАЦТК им. С. В. Образцова

других странах, однако знаменитой на весь мир стала именно русская игрушка.

На выставке была представлена необычная «матрешка-ходилка» - старинная работа сергиево-посадских мастеров. Такая кукла с подвижными руками и ногами, обутыми в лапти, сама, без всякой помощи, может ходить по наклонной плоскости.

Куклы-тени

Японские куклы. Хугетсу (кукла для

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком