научная статья по теме О ЧЕРТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «О ЧЕРТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Музыкальное искусство

Чжоу Чжэнмао (Цзилиньский университет, Китай)

О ЧЕРТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ

В 60-е годы девятнадцатого века школа российской национальной музыки, представляющая собой важную составную часть в романтической музыке, постепенно сформировалась. Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в своё время выразил свою мысль, что нет такой музыки, в которой бы не было национальности. В своём развитии русская музыка прошла в различных полосах России через разные влияния. На музыке Великороссии, вследствие монгольского ига, отразилось отчасти влияние Востока, на музыке же Малороссии - влияние Польши и через её посредничество отчасти Запада, что и выразилось в той остроте ритма, которая отличает позднейшую малороссийскую мелодию от великорусской.

Со времён Петра вместе с общим распространением западной культуры начинает сказываться влияние и в области русской музыки. Культурная же Россия начала ограничиваться чуждой музыкой.

Естественным последствием этого было развитие так называемой псевдонародной музыки, созданной русскими музыкантами, проникнутыми инстинктивным стремлением к национальной русской музыке.

Особенно огромное влияние на русскую музыку оказывает русская литература, именно она предоставляет русской музыке множество тем, образов личностей, сюжетов и жанров. В то время русские музыканты сознательно претендовали на выражение национального менталитета. Они ставили себе цель избавиться от скованности зарубежной музыки, создать свою национальную музыку. Они прилагали усилия в области оперы, симфонии и концерта для фортепиано, в них воплощали национально-свойственные черты, открыли путь творчества национального характера, они развили национальный стиль на основе национальной мелодии, применяя народные и танцевальные песни как мелодию, тем самым подчеркивали музыкальную национальность, и образовались лад, мелодия, аккорд и музыкальные конструкции. Сложился живой новейший стиль под их усилием. Национальность их произведений не ограничена музыкальным языком. Они уделяли внимание выборам сюжетов, в их произведениях демонстрируется история Родины, описывается пейзаж природы, выражается русский характер, они взяли сюжеты из народных сказок и литературных произведений, и таким образом способствовали усилению национальной гордости и патриотизма.

Россия - многонациональная страна. Ей свойственна славная традиция любить музыку, она богата народной музыкой, характерной только для России.

Современным самобытным народным направлением русская музыка обязана М.И. Глинке (1804-1857), русскому композитору,основоположнику русской классической национальной музыки, который своими гениальными произведениями изменил весь строй музыкального творчества в России, создав почву для всего дальнейшего развития как в области мелодики, так - ещё важнее - и в области гармонизации и ритмики.

Творчество М.И. Глинки развивается под влиянием прогрессивных российских идей и народного искусства, он унаследовал культурные традиции, извлекая европейский опыт и технологию, он положил основу школе российской музыки. Он сказал, что народ - это творец народной музыки, а композитор просто составляет мелодию. Его творчество глубоко уходит в народные массы. Две его оперы разных сюжетов открыли путь развития русской оперы. Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явле-

ний, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый жизнеутверждающий тонус. Он жил в период, когда романтизм был в разгаре, и на его творчестве неизбежно лежала печать романтизма. Но М.И. Глинке, придал стремительному воображению романтизма строгую классическую форму, что позволило национальной музыкальной традиции, созданной «отцом русской музыки» М.И. Глинским получить развитие.

Музыканты - члены «Могучей кучки» - кружок российских национальных композиторов - унаследовали традиции Глинки, придерживались принципа реализма, агитировали национальный стиль на основе народной музыки и открыли путь его развития. Их произведения отражали мысли и чаяния русского народа. И созданные ими оперы, симфония музыка для различных инструментов и песни отличаются ярким образом и популярностью. С самого начала они тянутся к изучению народного творчества, и в инструментальной и вокальной му-зыках прямо употребляется язык народной музыки, и мелодия полна народном стиле и духе. Они стремятся сочетать идейное содержание творчества с совершенной художественной формой. Они играли важную роль в развитии музыкального национального стиля.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - величайший русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Рано начал изучать народную музыку, обогащал своё творчество мелодией русского народа. В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью второй половины XIX века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней по-новому раскрываются произведения русской литературы - А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и других русских писателей. Во множество его произведений слышны мотивы русской народной музыки, тесно сочетающиеся с профессиональным мастерством. Можно сказать, что творчество кружка «Могучая кучка» через выраженную национальность отражает личность композиторов, а творчество Чайковского через личное выражение отражает национальность, его произведения открывают глубину русской национальности, он человек большего русского характера.

После них появился Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - один из известнейших пианистов и дирижёров конца XIX и начала XX веков. Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы Петербургской и Московской композиторских школ и создал новый национальный стиль, оказавший впоследствии значительное влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Крупнейший пианист мира, Рахманинов утвердил мировой приоритет русской пианистической школы и её эстетико-художественных принципов.

Рахманинов впервые вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов один из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Произведение Рахманинова поддерживает неразрывную связь с традиционной литературой и искусством русской нации. Мелодия его музыкальных произведений прекрасна и трогательна, полна чистоты, удали, оживлённости и свежести русского характера. Для его романтического творчества характерен русский стиль. Рахманинов - композитор, твердо идущий по традиции русской музыки и все время сохраняющий романтизм, он стремится выражать идеи и чувства рядового человека простым, легко понятным способом. Он сопротивляется влиянию современной европейской музыки, развивает лиричность и театральность Чайковского. Гениальным творчеством, строгой конструкцией, замечательной мелодией, богатым и изменяющимся языком аккорда и ладами, тонкими и многоцветными дополнительными музыкальными инструментами создает музыкальные образы. Музыка Рахманинова насыщена и резкими контрастами героиче-ско-драматических образов и романтической возвышенной лирикой, раскрывающими сложную

духовную жизнь человека, она полна мечтания и воспевания пейзажей Родины. Рахманинов служит Родине, где он родился и вырос, чистой русской музыкой.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком