научная статья по теме О ГЕНЕАЛОГИИ АРМЯНСКОГО РОДА МАМИКОНЯНОВ ПО ДАННЫМ «БУЗАНДАРАНА» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О ГЕНЕАЛОГИИ АРМЯНСКОГО РОДА МАМИКОНЯНОВ ПО ДАННЫМ «БУЗАНДАРАНА»»

© 2012 г.

И. Г. Семенов

О ГЕНЕАЛОГИИ АРМЯНСКОГО РОДА МАМИКОНЯНОВ ПО ДАННЫМ «БУЗАНДАРАНА»

В статье обосновывается точка зрения о том, что основатель рода Мамиконянов переселился в Армению в конце III в. Его правнук Артавазд II имел трех жен. Почти все дети Артавазда II погибли в ходе бурных событий в Армении и Иране во второй трети IV в. Более поздние Мамиконяны восходят к Арташену, младшему сыну Арта-вазда II от второй жены.

Ключевые слова: генеалогия, Мамиконяны, Фавстос Бузанд («Бузандаран»), Армения, чены.

Раннесредневековое армянское сочинение «Бузандаран патмутюнк» известно в историографии также как «История Армении П 'австоса Бузанда». Это связано с тем, что неизвестный автор приписал его «греческому историку-хронографу» по имени П 'австос (Фавст). Этимологии подлинного названия данного сочинения «Buzandaran patmut'iwnk'» посвящена специальная работа А.Г. Пери-ханян1. Согласно ее реконструкции, элемент buzan- отражает парф. *bozan, иран. *bava(t)-zanda(h) или *bava(t)-zanti, где первый компонент представлен причастием от *bav: büta «молва», а второй компонент можно сопоставить либо с авест. zanda-, которое могло иметь значение «песнопевец; заклинатель», либо с иран. *zanti «знание; весть; назидание; рассказ». Таким образом, иран. *bavat-zandah-/zanti-, парф. *bozan, арм. buzan, означают «песнопевец, сказитель, рапсод», а арм. buzandaran (с арм. суфф. -aran, придающим значение «вместилище» или «собрание, сборник», от иран. -a-dana- «вместилище, хранилище») - «сборник (рассказов) сказителей-рапсодов»2. Превращение же Фавста, мнимого автора сборника, в Фавста Византийского (P'awstos Buzand) было связано не только с указанием на его «греческую», т.е. византийскую, идентификацию, но и с созвучием арм. biwzand «византийский» и buzan3.

Жанр этого сочинения полностью отвечает данной этимологии: М. Абегян определял его как историко-эпический4, а в недавней работе В.А. Арутюновой-Фида-нян он квалифицируется как «вторичный эпос», под которым ею подразумевается инверсия устной и письменной традиций5.

Вероятнее всего, письменная фиксация «Бузандарана» относится к 30-40-м годам V в.6 Высказывались и другие точки зрения по этому вопросу. Так, например, Л. Хачикян связывал ее с обстановкой 470-х годов, когда в Армении шла подготовка к антиперсидскому восстанию 482-484 гг.7 М. Абегян подходил к этому вопросу более осторожно, указывая в качестве датировки этого сочинения более широкий

Семенов Игорь Годович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

1 Периханян 1986, 154-155. См. также Малхасянц 1896.

2 Периханян 1986, 154.

3 Периханян 1986, 155.

4 Абегян 1975, 107 сл.

5 Арутюнова-Фиданян 2004, 27.

6 Периханян 1986, 155.

7 История Армении Фавстоса Бузанда 1953, IX, XI.

хронологический диапазон - вторую половину V в.8 Такой же позиции придерживается В.А. Арутюнова-Фиданян9, а Н.Г. Гарсоян несколько расширяет указанную хронологию, предпочитая говорить о середине - второй половине V в.10

Основной темой «Бузандарана» является история армянского Аршакидско-го царства начиная с периода правления Хосроя II и заканчивая разделом этого государства между Римской империей и Сасанидским Ираном, состоявшимся в 387 г. (или 385 г.11). По словам В.А. Арутюновой-Фиданян, в этом сочинении «переплетены три основные сюжетные линии: 1) история царей; 2) история церкви; 3) история дома Мамиконянов»12.

Мамиконяны играли в политической жизни Армении настолько важную роль, что со временем за этим нахарарским родом была закреплена должность спарапе-та - главнокомандующего армянской армией. Как правило, на этот пост назначался старший из представителей данного рода. В «Бузандаране» деяниям Мамиконянов уделяется столь значительное место, что исследователи сходятся во мнении, что это сочинение было составлено в ближайшем окружении главы (др.-арм. тэр и, вероятно, близкое к нему в данном случае по значению наИапет) Мамиконянов.

О происхождении рода великих нахараров Армении Мамиконянов в раннесред-невековых армянских источниках приводятся различные легенды. Особого доверия заслуживает версия Мовсэса Хоренаци (V в.)13:

Арташир, сын Сасана, скончавшись, оставил царство своему сыну Шапуху. В его дни, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконеанов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно - ченов. Об этом имеются такие сказания.

В последние годы жизни Арташира был некий Арбок, чен-бакур, как на их языке называется царский сан, и двое сыновей его воспитателя, по имени Блдох и Мамгон - великие нахарары14. Блдох оклеветал Мамгона, и ченский царь Арбок повелел умертвить Мамгона. Проведав об этом, Мамгон не является на зов царя и бежит со всеми своими людьми и скарбом к персидскому царю Арташиру. Арбок посылает вестников требовать его [выдачи]. И так как Арташир не соглашается, ченский царь готовится идти на него войной. В это самое время умирает Арташир и на престол вступает Шапух.

При таких обстоятельствах Шапух, хотя и не выдает Мамгона его господину, однако и не оставляет его в Стране Ариев [т.е. в Иране. - И.С.]. Со всем его людом и скарбом он отправляет его в изгнание в Армению к своим управителям...

Далее Мовсэс пишет, что Шапух извещает об этом царя ченов, и тот, удовлетворившись, соглашается на мир. После этого следует рассказ о неимоверном богатстве «земли ченов», а затем автор снова переходит к биографии Мамгона (Мамгуна):

Мамгон, прибывший в нашу страну не по своей воле, застал (момент) возвращения Трдата, но не повернул обратно вместе с персидскими войсками, а со всем своим людом и скарбом, с большими дарами двинулся ему навстречу. Трдат принял его, но не взял с собой на войну в Персию. Он отвел место для его людей и назначил довольствие для прокорма и в течение многих лет переводил их с места на место15.

8 Абегян 1975, 106.

9 Арутюнова-Фиданян 2004, 12-13.

10 Гарсоян 1986, 53; The Epic Histories... 1989.

11 О пересмотре устоявшейся в современной историографии датировки раздела Большой Армении между Римом и Ираном см. Акопян 1987, 109.

12 Арутюнова-Фиданян 2004, 13.

13 См. Семенов И.Г. Восточный Кавказ в III - первой половине IV в. по сведениям Псев-до-Бардесана Эдесского // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 800. С. 115 (2006 г., рукопись).

14 Согласно уточнению Н. Адонца (1901, 90), у Мовсэса Хоренаци Белдох и Мамгон (Мамгун) названы «сыновьями матери» Ченбакура.

15 Мовсес Хоренаци 1990, гл. 2. 81 (здесь и далее ссылки даются на русские переводы армянских сочинений).

Доверие вызывает также хронологическая привязка появления Мамгона в Большой Армении к периоду, непосредственно предшествовавшему воцарению там Трдата III. Приводимая Мовсэсом Хоренаци дата восшествия этого царя на армянский трон совершенно несостоятельна - 3-й год правления императора Диоклетиана, т.е. 287 год. Наиболее точно это событие датируется более поздним армянским историком Себэосом (VII в.) - 15-й год правления императора Диоклетиана16, т.е. 298/299 год, что очень близко ко времени заключения римско-иранского мирного договора 298 г., в соответствии с которым Армения переходила под контроль римлян.

Мовсэс Хоренаци сообщает, что армянский царь Трдат III не сразу возвел Мамгона в нахарарское достоинство и что первоначально Мамгон был вынужден жить в разных частях Большой Армении. Ситуация изменилась около 315 г., когда северные кочевники (Мовсэс Хоренаци называет их басилами и хазирами, т.е. хазарами, но это явный анахронизм), воспользовавшись тем, что Трдат III отбыл в Константинополь, напали на Армянское царство. Трдат III, вернувшись в Армению, стал собирать войска для организации отпора северянам, но Мамгона к этой войне не привлек, поскольку не доверял ему как чужаку. Его он направил против нахарарского дома Слкуни, который отказался явиться в ставку царя со своим войском. Мамгон напал на владения Слкуни и истребил весь его род; в награду за это царь передал Мамгону бывшие земли рода Слкуни и возвел его в ранг нахарара17 (около 316-317 гг.18).

Любопытно, что Мовсэс Хоренаци, приводя пассаж о родоначальнике Мамико-нянов, не называет имен ближайших потомков Мамгона, а «Бузандаран», напротив, не упоминая имени Мамгона, дает подробные жизнеописания его потомков и их генеалогических связей. Материал, представленный в «Бузандаране», дает возможность достаточно детально реконструировать генеалогическую карту потомков Мамгона. Такая задача была осуществлена К. Тумановым в монографии, посвященной кавказским элитным родам19. Для составления генеалогической карты Мамиконянов он привлек данные не только «Бузандарана», но и более поздних источников, что позволило воссоздать полную карту этого рода со всеми его ветвями. Мною ставится значительно более узкая задача, а именно, основываясь на данных «Бузандарана», реконструировать генеалогические связи ранних Мамиконянов. Необходимость такой работы объясняется тем, что указанная карта Туманова нуждается в существенных уточнениях и детализации, а также тем, что его работа практически лишена комментария источниковедческого характера к представленному в «Бузандаране» материалу и описания методики реконструкции генеалогической карты этого нахарарского рода.

В связи с сообщениями «Бузандарана» о внутриродственных связях Мамиконянов нельзя не обратить внимание на замечание М.А. Геворгяна о том, что в этом источнике термин «брат» нередко употребляется как обозначение кровного родственника вообще20. Это наблюдение невольно наводит на мысль о необычайной разветвленности этого рода уже в первой половине IV в., однако такому заключению препятствует следующий факт. Как отмечалось выше, с опорой на данные Мовсэса Хоренаци, которым в данном случае можно полностью доверять, Мамгон переселился в Большую Армению из «страны ченов» (арм. Ченк') незадолго до воцарения в Армении Трдата III, т.е., приблизительно, в 297 г. Мовсэс Хоренаци

16 История епископа Себеоса 1939, гл. 2.

17 Мовсес Хоренаци 1990, гл. 2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком