научная статья по теме О месте философии в современном мире: уроки философских форумов в контексте актуальных проблем Философия

Текст научной статьи на тему «О месте философии в современном мире: уроки философских форумов в контексте актуальных проблем»

И.Ф. ПОНИЗОВКИНА кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова'

О месте философии в современном мире: уроки философских форумов в контексте актуальных проблем

Полноте, до философии ли ныне? Сегодня, к сожалению, так думают многие - от государственных мужей до студентов. Апеллируют, как правило, к крайнему прагматизму современной цивилизации, сложной политической ситуации в мире, быстрому темпу сегодняшней жизни и кризису самой философской мысли.

В преддверии очередного Российского конгресса (Уфа, октябрь 2015) и по прошествии двух лет со времени участия в последнем Всемирном Философском конгрессе хочется пристальнее взглянуть на содержательность его проблем и итоги, чтобы ответить на волнующие вопросы и извлечь важные уроки на будущее.

XXIII Всемирный Конгресс (август 2013 г.) впервые проводился в Афинах - колыбели европейской цивилизации, а также в год 2400-летия основания Академии Платона. Форум оказался самым грандиозным в истории его проведения (2000 представителей и около 1000 гостей из 105 стран).В условиях назревающего кризиса в Греции, казалось, что это может вылиться в знаменательное, но формально-торжественное мероприятие. Однако оно реально стало важным событием не только для самой Греции, жители которой были весьма осведомлены и горды мероприятием, но и для современного мира в целом. К сожалению, для России, где «мода» на философию еще не обрела европейского масштаба, это мероприятие прошло почти незамеченным. Тем не менее социально-политическая актуальность философских дискуссий конгресса по прошествии двух лет стала более очевидной. Философия уловила самые болевые точки в человеческом сообществе и предугадала смутные тенденции его развития. Стоит ли удивляться, ведь среди участников были настоящие знаменитости - Ю. Хабермас, Э. Агацци, А. Нехамас, Л. Скарантино, У. Эко (заочно) и другие.

Генетически присущий грекам дух демократии и рациональности положительно сказался на организации Конгресса. Работа форума, всех его 75 секций и служб (волонтерской, транспортной, информационно-справочной), несмотря на грандиозность мероприятия, была четкой и отлаженной. При этом не было излишней пафосности, суеты, заорганизованности и формализма, которые так знакомы российскому

' Понизовкина Ирина Федоровна, e-mail: irina-ponizovkin@mail.ru

сообществу. Все участники форума независимо от регалий и званий находились в «зоне доступа», и каждый голос участника имел право быть услышанным. Для этого количество выступающих на секционных заседаниях было ограничено (не более 4-5), но каждый докладчик имел в своем распоряжении не менее 20-25 минут, столько же времени отводилось для обсуждения выступления. Порой и этого времени не хватало для развернувшихся дискуссий и заинтересованных мнений. Однако, чтобы донести идеи и найти своего слушателя на конгрессе, участники должны были владеть английским языком хотя бы на среднем уровне. Поскольку перевод на все официальные языки конференции был предусмотрен лишь на пленарных заседаниях. Это первый урок...

Впечатляющий дух афинской демократии, который сегодня явлен миру в отношениях с ЕС, участники конференции ощутили в первый же день на официальном открытии Конгресса. Несмотря на торжественность момента, выступление министра П. Панайотопулоса о том, что «надо протянуть руку Европе», а "греки могут прожить и с меньшим", было решительно «захлопано» и освистано греками. Зато бурные аплодисменты сорвал английский философ С. Кричли, призвавший Великобританию вернуть Греции мрамор Парфенона.

Теперь о главном - идейном наследии Конгресса. Его основная тема - «Philosophy a sin quiry and way of life» («Философия как познание и образ жизни») - оказалась полностью соответствующей потребностям и вызовам времени. Президент ВФК У. Мак Брайд увидел роль Конгресса в том, что «это окно, которое он открывает в целом мире мысли, включая различные культурные подходы к этому миру, которые обретают новую реальность, .будучи воплощены в личностях настоящих философов, стекающихся со всех сторон земного шара», приобретающих «чувство общности, чувство глобального понятия

л

«мы»1. И эти культурные различия и несовместимость идеологических установок по многим вопросам были очевидны.

Поэтому российская делегация с тревогой ожидала выступления на пленарном заседании директора ИФ РАН, академика РАН А. А. Гусейнова на тему «Философия как этический проект». Доклад был сделан в русле классической русской философии: без излишней наукообразности, но с широтой подходов к проблеме.«Философия... стремится добродетель понять как истину и истину желать как добродетель»2.Ученый выделилпозиции, которые ставят сегодня философию перед необходимостью качественно новых решений: а) путь к нравственному совершенству не пролегает через науку и обусловленный ею материальный прогресс; б) отказ философии от формулирования общезначимых этико-нормативных программ

1

XXIII World Congress of Philosophy "Philosophy as Inquiry and Way of Life" / Programme: Athens 04 -10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013,Р. 12.

2 Гусейнов А. А. Философия как этический проект //Вестник Российского философского общества,2013, №3,с.11.

релятивируют понятие моральной нормы. Было сомнение, будут ли подходы, привычные для российских философов, поняты остальными слушателями. Но опасения оказались напрасными, публика с воодушевлением восприняли идеи российского исследователя, злободневные для всего человечества.

Вообще этические проблемы заняли прочное лидерство по числу докладчиков в Афинах. Участники стремились нащупать точки соприкосновения в различных подходах, чтобы «достигнуть согласия между верованиями, теориями, концепциями и тем образом жизни, которому мы должны следовать как существа с повышенным чувством моральной ответственности»3 и прийти «к воссозданию веры ...в философию как наставницу жизни» (К. Будурис)4.

Главным событием Конгресса стало выступление немецкого философа Ю. Хабермаса, посвященное философским проблемам международного права. Его волновал вопрос легитимности действий цивилизованной политической власти за пределами национального государства. Известный мыслитель предвосхитил остроту проблем, которые сегодня в связи с многочисленными политическими конфликтами и войнами (Украина, Сирия и т.п.) выходят на первый план. Им также была затронута главная тема- о роли философа: «Философы пишут книги и учат. Может быть, они могли бы сделать больше, рассказывая о своих взглядах в прессе. Они могут помочь гражданам лучше понять современный образ жизни»5.

Большинство лекторов, приглашенных для пленарного доклада, были из США. Американская делегация чувствовала себя уверенно, была активной и дружно поддерживала своих соотечественников на выступлениях. Но наиболее организованной и сплоченной была группа из Китая. На форум они приехали в одинаковых футболках, с подарками и настойчивым желанием отвоевать право проведения следующего всемирного Конгресса в Пекине. У них это получилось.

Обсуждаемые на пленарных заседаниях проблемы были разнообразны - от методологических до частных, влияющих на восприятие мира в целом (например, «Философия и наука после катастрофы на востоке Японии» и др.).Все чаще в обсуждениях речь заходила о религии как образе жизни и мышления, рассматривались самые разные и неоднозначные аспекты этой проблемы («Является ли религия препятствием для осуществления прав человека?» и т.п.). Такая тенденция явилась отражением реальных межконфессиональных противоречий. Американская делегация в своих выступлениях нередко обращалась к теме Интернета, позиционируя его как ключ к демократии.

3

XXIII World Congress of Philosophy "Philosophy as Inquiry and Way of Life" / Programme: Athens 04 -10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013, c. 13.

4TaMwe, p. 12.

5 1

Jürgen Habermas Plea for a constitutionalization of international law // www.wcp2013.gr/files/items/6/649/habermas.pdf?rnd=1375884436.

Но при этом избегала обсуждения его негативной роли в насаждении «нужных» стереотипов и возможности манипулирования массовым сознанием. Тем не менее, последние события на Украине показали, что политтехнологи США сегодня опираются на новейшие исследования в этой области. В связи с этим закономерным видится их живой интерес к проблеме социального мифотворчества6.

По сравнению с прошлыми конгрессами нынешний привлек большое количество экономистов, медиков, биологов и обогатился секциями прикладного характера. Среди них наиболее популярными были Philosophy of Economy и Business Ethics7. Представители развитых

о

стран8 рассматривали, в основном, вопросы философских принципов и критериев достоверности экономического знания. Участников из развивающихся стран и Китая в большей степени волновали аксиологические проблемы равенства, справедливости и добродетелей в экономическом развитии9. Российских представителей на экономических секциях почти не было. Удивило отсутствие россиян на круглых столах «Есть ли будущее у марксизма?» и «Капитализм, рыночный социализм или плановая (командная) экономика?», в работе которых безраздельно главенствовали американцы. Чего только стоит название доклада D.Schweickart (USA) «Yes, Marx was right»! Зато российские участники явно преобладали на секции «Философия образования».

Греки удивили глубоким знанием философии П.А. Кропоткина и других представителей русского анархизма, который ныне очень популярен в Греции.

Японский ученый К. Ноэ обратил внимание на тревожную тенденцию в мире науки и философии: погоня за грантами транснациональных корпораций, различных фондов с не совсем ясными уставными целями не способствует беспристрастности исследований.

Таким образом, форум стал не только праздником свободной мысли, но проанализировал насущные проблемы международного сообщества и верно определил перспективные направления его развития.

Понизовкина И.Ф. О месте философии в современном мире: уроки философских форумов в контексте актуальных проблем. Статья на примере итогов XXIII Всемирного фил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком