научная статья по теме О НЕСОГЛАСОВАННОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ П.А. СОРОКИНА: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Социология

Текст научной статьи на тему «О НЕСОГЛАСОВАННОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ П.А. СОРОКИНА: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Хакимов Р. С. Тернистый путь к свободе (сочинения. 1989-2006). Казань: Татарское книжное издательство, 2007 г.

Худяков М.Г. Очерк по истории Казанского ханства. Казань, 1990 г.

Хузин Ф. О распространении ислама среди булгар (по археологическим источникам). Доклад на Общероссийской научно-практической конференции "Историческая роль Волжской Булга-рии в принятии, становлении и распространении Ислама в Поволжье и Приуралье" (Ульяновск, 13 февраля 2010). URL: http://oodrin.ru/?p=1464 (Дата обращения 18.10.2011).

Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе. Стр. 121-145/ Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002 г.

Horowitz D.L. Ethnic groups in conflict. Berkeley: University of California Press. 1985.

© 2012 г. М.Б. ГЛОТОВ

О НЕСОГЛАСОВАННОСТИ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЖИЗНИ П.А. СОРОКИНА:

ГЛОТОВ Михаил Борисович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии (Санкт-Петербург) (E-mail: glotov.m@mail.ru).

Аннотация. Рассмотрены расхождения в описаниях отечественными авторами событий жизни и деятельности П.А. Сорокина в России, включая даты. Прослеживается их несогласованность с его собственной автобиографией и с документальными источниками.

Ключевые слова: биографические исследования • исторические источники • издания работ • образование

Готовясь к чтению лекции, приуроченной к 120-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина и посвященной российскому периоду его жизнедеятельности, я обратился к справочной, учебной и специальной литературе. Оказалось, что отдельные биографические сведения у разных авторов не согласуются. Причины тому разные: неточность документов, использование случайных свидетельств, доверие к предшествующим публикациям, характеризующим жизнь и творчество П.А. Сорокина, трудности доступа к документальным источникам. Встречаются также случаи вольного сочинительства, недопустимого в научной работе.

В качестве основного источника биографических данных о российском периоде жизни П.А. Сорокина большинство авторов использовали его мемуары "Долгий путь", изданные в 1963 г. в США и опубликованные в русском переводе в 1991 г. с комментариями П.П. Кротова и А.В. Липского. Некоторые авторы учебных пособий по истории социологии опирались в качестве вторичного источника на исследования А.В. Лип-ского, П.П. Кротова, И.А. Голосенко, В.В. Сапова и А.Ю. Согомонова, не одно десятилетие изучавших жизнь и творчество П.А. Сорокина и имевших непосредственное отношение к изданиям его работ в России, начиная с 1990-х годов. Двум последним принадлежат статьи о П.А. Сорокине в словаре-справочнике "Русская философия"

(М., 1995), в "Социологической энциклопедии" (М., 2003), а также в издании: "Социология: Энциклопедия" (Минск, 2003). Но даже у них нет единства в изложении некоторых фактов из жизни русского социолога.

П.А. Сорокин в автобиографическом романе "Долгий путь" указал в качестве даты своего рождения 21 января 1889 года [Сорокин, 1991: 9]. В комментариях к этому изданию П.П. Кротов и А.В. Липский, ссылаясь на метрическую запись, обнаруженную ими в Воскресенской церкви села Турья, уточнили, что П.А. Сорокин родился 23 января 1889 г. (4 февраля по новому стилю) [Сорокин, 1991: 267]. За год до издания русского перевода этого автобиографического романа в статье "Зырянский след биографии Питирима Сорокина" они представили факсимиле метрической записи, а также факсимиле паспорта П.А. Сорокина, в котором проставлена дата его рождения - 20 января 1889 г. [Липский, Кротов, 1990: 119]. А.Ю. Согомонов в предисловии к сборнику работ П.А. Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество" (1992 г.) датирует рождение социолога 21 января 1889 г. и замечает: "Точную дату рождения Сорокина установить, по-видимому, уже не удастся. В одних документах указано 20 января, в других - 23. Сам Сорокин настойчиво указывал дату 21 января" [Согомонов, 1992: 5]. Эту же дату приводят Е.В. Осипова в словарной статье [Современная...: 315] и В.А. Тихонова в учебном пособии [Тихонова, 1999: 3]. Все авторы биографии П.А. Сорокина единогласны в отношении даты смерти социолога 10 февраля 1968 г. Исключение составляет, очевидно, описка или опечатка в статье В.В. Сапова, где указан 1969 г. [Сапов, 1996: 140].

До момента, когда было уточнено место рождения П.А. Сорокина - село Турья Яренского уезда Вологодской губернии, существовало несколько предположений, представленных в статье А.В. Липского и П.П. Кротова [Липский, Кротов, 1990: 117-118]. Село это находится в Княжьпогостском районе Республики Коми на правом берегу реки Вымь (приток Вычегды). Тем не менее, Т.Л. Рязанцева перемещает место его рождения на 400-500 км восточнее данного населенного пункта, заявляя, что "родился Питирим Александрович на Северном Урале" [Рязанцева, 2009: 115].

О своем отце Александре Прокопьевиче П.А. Сорокин сообщает, что он был русским, родился в Великом Устюге, где учился в одном из ремесленных цехов и имел диплом золотых, серебряных и чеканных дел мастера [Сорокин, 1991: 15]. Эти сведения воспроизводятся во многих публикациях, в том числе в монографии под ред. Ю.Г. Волкова [Социология: история и современность: 39], а также А.В. Воронцовым и И.А. Громовым [Воронцов, Громов: 370]. Однако следует учесть, что П.А. Сорокин готовил автобиографическое издание, ориентируясь на англоязычного читателя.

Для уточнения приведенного свидетельства авторам биографических исследований стоило обратиться к истории художественных ремесел Великого Устюга, в частности иконописного и иконостасно-резного ремесла, поинтересоваться работой действительно существовавшего в этом городе серебряного цеха, мастера которого владели секретами устюжской черни1.

Приводя сведения о профессии отца П.А. Сорокина, Т.Б. Сергеева ссылается на анкету, заполненную социологом в 1917 г. При этом она отмечает: "как бы предвидя, что в наступающей эпохе массового атеизма опасно быть сыном храмового художника", П.А. Соркин указал, что "его отец был ремесленником по металлу и маляром"

1 В Великом Устюге существовало восемь ремесленных цехов: иконописный, серебряный, портной, сапожный, чарошный, кузнечный, красильный и медный [Чебыкина, 2004]. После реформ Александра II в северных городах европейской России ремесленное производство находилось в ведении Ремесленных управ и Губернских кустарных комитетов. Чтобы ремесленника записали в цех мастером, ему надлежало выдержать экзамен (пройти экспертизу) у цеховых мастеров города. Великоустюжские иконописцы обслуживали преимущественно уездные церкви. Местные мастера по серебряному литью славились умением "накладывать чернь на серебро так прочно, что она сливалась с металлом и при ковке не отделялась от него, а тянулась вместе с ним" [Чебыкина, 1995: 76-78].

[Сергеева, 2004: 6]. И.А. Голосенко [Голосенко, 1992: 3] и вслед за ним Г.Е. Зборовский [Зборовский, 2004: 300] в указании профессии отца П.А. Сорокина предпочли информацию из документального источника. Е.И. Кукушкина об отце П.А. Сорокина пишет, что он "был мещанином" и занимался "главным образом ремесленными работами ... помогая крестьянам приводить в порядок предметы домашнего обихода" [Кукушкина, 2004: 567]. В статье Т.Л. Рязанцевой можно прочесть, что родители П.А. Сорокина были "бедными, неграмотными крестьянами" [Рязанцева, 2009: 115], хотя сам П.А. Сорокин об этом нигде не сообщает. В.В. Сапов отмечает, что будущий социолог "родился в простой, но вполне обеспеченной семье" и что в конце XIX века "зыряне по уровню грамотности населения стояли в России на третьем (!) месте после немцев и евреев" [Сапов, 1999: 6, 7].

В автобиографическом романе П.А. Сорокин ошибся с датой, когда сообщил, что окончил Гамскую школу в 1903 г. [Сорокин, 1991: 35]. П.П. Кротов [Сорокин, 1991: 271] и А.В. Липский [Липский, Кротов, 1990: 127] указали на эту ошибку и воспроизвели факсимиле свидетельства об окончании П.А. Сорокиным Гамской школы в 1904 г. Несмотря на это, В.П. Култыгин датирует начало обучения будущего социолога 1903 г., причем "в Хреновской церковно-учительской гимназии" [Култыгин, 2000: 424]. Не совсем понятно описание В.В. Саповым первых годов обучения П.А. Сорокина в зырянских школах. По его версии, "в 1901 г. будущий социолог окончил церковно-приходскую школу, а в 1904 - Гамскую второклассную школу" и затем "поступил в церковно-учи-тельскую школу в деревне Хреново" [Сапов, 1999: 7]. Далее он же пишет, что в Хреново в 1905 г. П.А. Сорокин вступил в партию социалистов-революционеров и за свою революционную деятельность в 1906 г. "как неблагонадежный <...> был отчислен из Гамской школы, т.е. сам себе противоречит. К тому же он предполагает, что "наверное, и Гамскую школу Сорокин окончил бы также успешно, как и две предыдущие" если бы не участие в революционном движении [Сапов, 1999: 7].

Нет ясности с точным и полным названием учебного заведения, в котором П.А. Сорокин учился после окончания в 1904 г. Гамской церковноприходской школы. Сам он называет его "Хреновской учительской семинарией" и "Хреновской школой" [Сорокин, 1991: 35]. В комментарии П.П. Кротов и А.В. Липский именуют это учебное заведение "Хреновской церковно-учительской духовной семинарией" [Сорокин, 1991: 271]. Заметим, что в дореволюционной России начала XX века существовало только два типа семинарий: духовные - средние учебные заведения для подготовки духовенства, и учительские - средние учебные заведения для подготовки учителей начальных классов. Поэтому более точное название приводят В.В. Сапов [Сапов, 2003: 440], а также А.Ю. Согомонов и Н.В. Александрович [Согомонов, Александрович, 2003: 933] - "цер-ковно-учительская семинария". Г.С. Батыгин и Д.Г. Подвойский обозначают ее как "церковно-учительскую школу" [Батыгин, Подвойский, 2007: 273]. Непонятно, какими источниками пользовались П.В. Агапов и В.В. Афанасьев, утверждая, что П.А. Сорокин "учился в Костромской це

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком