научная статья по теме О НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В МАЭ РАИ “КУЛЬТУРА НАРОДОВ МАТЕРИКОВОЙ ЧАСТИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В МАЭ РАИ “КУЛЬТУРА НАРОДОВ МАТЕРИКОВОЙ ЧАСТИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ”»

Губогло М.Н., Смирнова С.К. и др. Феномен Удмуртии. Т. 2. Постижение суверенности: становление государственности Удмуртской Республики. Кн. 2. Сфера исполнительной власти. Москва; Ижевск, 2002. 712 с.

Губогло М.Н., Смирнова С.К. и др. Феномен Удмуртии. Т. 3. Идеология и технологии этнической мобилизации. Кн. 1. Удмуртское национальное движение. Надежды. Возможности. Реалии. Москва; Ижевск, 2002. 576 с.

Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002. 219 с.

Исследования по прикладной и неотложной этнологии

№ 160. Ситнянский Г.Ю. Русские в СНГ - "здесь" или "там": По поводу нового закона "О гражданстве Российской Федерации".

№ 161. Тишков В.А. Историко-антропологический анализ переписи населения.

№ 162. Миссонова Л.И. Остров Сахалин: Современные проблемы жизнедеятельности уйльта (ороче-нов).

№ 163. Заурбекова Г.В. Ваххабизм в Чечне.

№ 164. Аксянова Г.А., Давыдова С.С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян).

№ 165. Анайбан З.В. Хакасия в постсоветский период (проблемы адаптации к социально-экономическим преобразованиям).

№ 166. Устинова М.Я. Гражданское общество в Латвийской Республике (1980-е годы - начало XXI в.).

Б.Л. Пивнева

© ЭО, 2004 г., № 3

Б.В. Иванова, Л.Ю. Синицын

О НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В МАЭ РАИ "КУЛЬТУРА НАРОДОВ МАТЕРИКОВОЙ ЧАСТИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ"

В июне 2002 г. в МАЭ РАН после двухлетнего перерыва была открыта обновленная экспозиция "Культура народов материковой части Юго-Восточной Азии". Экспозиция была подготовлена сотрудниками отдела Восточной и Юго-Восточной Азии Е.В. Ивановой и А.Ю. Синицыным; дизайн экспозиции разработал Е.А. Спешилов. Первый вариант этой выставки был осуществлен в 1980 г. по инициативе заведующего сектором Зарубежной Азии А.М. Решетова1 (автор Е.В. Иванова, художники Т.Л. Юзепчук и В. Зверев) для создания, в интересах посетителей музея, полного "образа" историко-этнографической области Юго-Восточной Азии, до этого представленного лишь экспозицией по народам Индонезии. МАЭ располагает собраниями этнографических предметов из стран Индокитайского п-ова - более 1,5 тыс. единиц хранения, поступивших в музей на протяжении XX в.2

Первыми значительными поступлениями были подарки, преподнесенные цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) во время его путешествия по странам Востока, включая Сиам и Вьетнам, в 1890-1891 гг. Часть этих подарков была передана им в 1893 г. в МАЭ, среди этих предметов - фигура бога охоты из горных районов Вьетнама (ныне она украшает вестибюль Музея); художественное оружие, подаренное королем Сиама (Таиланда) Рамой V Чулалонгкорном, перьевые веера из Вьетнама и другие предметы.

Начавшиеся после ответного визита Рамы V в Россию в 1896 г. дипломатические отношения с Сиамом благотворно отразились на истории поступления этнографических предметов из этой страны. В 1902 г. Сиам принял участие в состоявшейся в С.-Петербурге Международной рыбопромышленной выставке и по ее окончании передал экспонаты своего отдела Российской Академии наук, откуда они попали в наш музей и были зарегистрированы как коллекция № 669 (из 140 предметов), единственная в своем роде в нашем музее.

В 1902 г. в С.-Петербурге прошли гастроли труппы сиамского балета, оставившей в подарок Дирекции императорских театров маски (8-ми персонажей), в которых выступали актеры. С 1957 г. они вошли в состав коллекции МАЭ (под № 6332).

Рис. 1. Парадный костюм вьетнамского губернатора XIX в. Из коллекции Г. Мейера

В 1906 г. директор МАЭ В.В. Радлов направил Н.И. Воробьева в ряд стран Азии для пополнения этнографических фондов Музея. Из Сиама Н.И. Воробьев привез отличную коллекцию, включавшую произведения тайской буддийской скульптуры, оружие, фарфор, плетение и т.д. (коллекция № 1041).

Эти три коллекции (№ 669, 1041 и 6333) содержат прекрасные вещи для экспонирования, дающие представление и о бытовой культуре сиамцев, и об особенностях их самовыражения в различных видах искусства.

Благодаря счастливому обстоятельству - проведению в 1903 г. в С.-Петербурге (в Таврическом дворце) Первой Международной выставки исторических и современных костюмов, а также энтузиазму немецкого ученого Ганса Мейера, бывшего корреспондентом МАЭ, наш музей обогатился исключительно ценным собранием (из 221 предмета одежды, обуви и украшений ряда этносов Вьетнама и Лаоса), присланным из Ханоя колониальными французскими властями для демонстрации на этой выставке. По окончании выставки Г. Мейер купил это собрание (при его участии и отобранное) и передал в МАЭ (коллекция № 732).

К сожалению, так удачно начавшийся в первые десятилетия XX в. процесс "стекания" в МАЭ этнографических артефактов из Индокитая на многие годы прервался и возобновился лишь в 1950-е годы, но как и прежде не имел регулярного характера. Сказывалась невозможность организации систематических целенаправленных этнографических экспедиций в страны Индокитая. Исключение составлял социалистический Вьетнам, куда ездил (и привозил коллекции!) сотрудник Музея (тогда Ленинградской части Института этнографии АН СССР) А.Н. Мухлинов. Контакты с учеными и общественными организациями этой страны также оставили заметный след в фондах МАЭ.

Небольшую коллекцию привез из Бирмы в 1956 г. Г.Г. Стратанович, в 1970-е годы ее пополнило собрание, подаренное Обществом Бирмано-Советской дружбы, а в 1990-е годы - дары профессора СПбГУ Ю.М. Осипова.

Новые поступления по народам Таиланда и Лаоса - заслуга московского востоковеда Л.Н. Морева, петербуржцев С.Е. Трифонова, преподавателя тайского языка на восточном факультете СПбГУ И.В. Данилина (главного редактора популярного петербургского журнала "Наш следопыт") и буддийского монаха из Таиланда Чатри Хемапандха (студента СПбГУ). Интересную коллекцию из Камбоджи привез И.Г. Ко-сиков, из Малайзии - проф. А.К. Оглоблин.

Стихийный характер поступления коллекций по Индокитаю определил и весьма неравномерную "репрезентативность" как самих обитающих на его территории этносов (далеко не по всем из них имеются даже минимальные коллекции), так и различных аспектов культуры тех из них, по которым коллекции имеются. (Вспоминается шутливое замечание Н.Н. Чебоксарова по поводу жалоб молодых коллег на однобокость и ограниченность имеющейся в их распоряжении литературы по народам Азии, о которых им предстояло писать в очередной том из серии "Народы мира": "Да-да, один народ пашет, а другой пляшет!")

Несмотря на фрагментарность, эти коллекции позволяют составить известное представление о традиционной культуре и быте народов, живущих в странах Индокитая. Для экспозиции было отобрано около 100 наиболее выразительных экспонатов. Учитывая то обстоятельство, что МАЭ - единственный музей России, в стенах которого можно с помощью демонстрируемых подлинных этнографических предметов рассказать посетителям об этническом составе населения Индокитая и об особенностях традиционной культуры его народов, устроители экспозиции постарались создать "опорные пункты" для нескольких тем, на которых желательно акцентировать внимание зрителя.

Следует признать, что высокую степень этнической пестроты и языковой полифонии, свойственную всем странам Индокитайского п-ова, трудно передать имеющимися в нашем распоряжении средствами, но несколько экспонатов экспозиции позволяют привлечь внимание к обстоятельствам, способствующим сохранению этнокультурного разнообразия (прежде всего, дисперсное расселение малыми группами в горных районах и полукочевой образ жизни).

Подавляющее большинство экспонируемых предметов характеризуют культуру больших равнинных народов, "титульных" этносов - бирманцев, тайцев, лаосцев, кхмеров, вьетов, составляющих большинство населения в "своих" странах.

Экспозиция начинается со вводных щитов, на которых помещена карта материковой части Юго-Восточной Азии и тексты, содержащие краткую информацию об истории заселения этой территории, о языке аборигенов и народов, мигрировавших сюда в разные исторические периоды, о численности и этническом составе современного населения стран, расположенных на этой территории, об его конфессиональном составе. Далее принят следующий принцип размещения экспонируемого материала: в половине шкафов (в первых четырех и в последнем - десятом ) демонстрируются вещи, относящиеся к традиционной хозяйственной деятельности жителей Индокитая (земледелие и рыболовство) и их материальной культуре, в 5-м и 6-м шкафах - предметы, относящиеся к театрально-музыкальному и прикладному искусствам, в 7-м и 8-м - к религиозным культам, а в 9-м выставлено оружие. Однако в нескольких шкафах допущена некоторая сюжетная вольность, и наряду с численно доминирующими экспонатами, иллюстрирующими определенные выше аспекты традиционной культуры индокитайских этносов, представлены предметы из другого "круга" (мраморная статуэтка Будды - среди произведений прикладного искусства в шкафу № 6, изделия из лака в шкафах № 3 и 10 и т.д.).

В странах Индокитая распространено как плужное, так и ручное земледелие. Плужное земледелие получило распространение в равнинных районах, где выращивается заливной рис; ручное - в горах, где выращивался преимущественно суходольный рис.

В шкафу № 1 выставлен традиционный кхмерский серп, представляющий собой железный нож, укрепленный на причудливо изогнутой бамбуковой "ручке". В этом же шкафу демонстрируется модель бирманской деревянной двухколесной повозки, в которую впряжены волы, наряду с буйволами служащие во всех странах Индокитая тягловыми животными.

Важнейшими продуктами питания многих народов Индокитая являются рыба и морепродукты. Рыболовство, как речное, так и морское, до настоящего времени остается одним из главнейших промыслов. Рыбу ловят при помощи сетей, плетеных вершей и разнообразных удочек.

В шкафу № 2 наряду с вершей из Таиланда экспонируются модели приспособлений для ловли рыбы -"саней", стоя на которых и отталкиваясь от дна ногой, рыбак продвигается на мелководье вдоль берега реки, собирая в корзину застрявшую в иле рыбу, а также бамбукового загона для рыбы, сиамски

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком