научная статья по теме О ПОЧИТАНИИ ВЕРБЛЮДА У НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О ПОЧИТАНИИ ВЕРБЛЮДА У НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ»

Морозова 1963 - Морозова А.С. Каракалпакский женский шлемовидный головной убор "сауке-ле" // Археология Средней Азии. Т. VI. Ташкент, 1963 (Науч. тр. ТашГУ. Вып. 200. Кн. 41).

Окладников, Запорожская 1970 - Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. II. Л.: Наука. 1970.

Петри 1918 - Петри Э.Ю. Орнамент кудинских бурят // Сб. МАЭ. Т. V. Вып. 1. Пг., 1918. С. 215-252.

Поездка... 1851 - Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740-1741 гг. Гладышевым и Муравиным, издана с приложением современной карты миллерова пути от Орска до Зюн-горских владений и обратно Я.В. Ханыковым. СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1851.

Сухарева 1954 - Сухарева О.А. Древние черты в формах головных уборов народов Средней Азии // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. I. М., 1954 (Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер. Т. XXI. С. 299-353).

Толстов 1952 - Толстов С.П. Археологические и этнографические работы Хорезмской экспедиции АН СССР (1945-1948). М., 1952.

Этнография каракалпаков... 1980 - Этнография каракалпаков XIX - начала XX в. (материалы и исследования) / Под ред. Т.А. Жданко, С.К. Камалова. Ташкент: Фан, 1980.

I.V. Bogoslovskaya. Ten Karakalpak Saukele

Keywords: Karakalpak, saukele, kiimeshek, totem, cloth, zhyga, kyran, saukele bur-shak, boidasy, tobelik, alaka

The Karakalpak female wedding headdress, saukele, may be seen as an example testifying to the superb skill of folk artists - jewelers and embroiderers - as well as to the unique cultural traditions of the Karakalpak which reveal the particular features of ritual practices of the people. The article is an attempt to present a comparative examination of these artifacts and explore their common traits and differences. Up until recently there were seven specimens of saukele known to researchers. All of them are currently in museum collections. The discovery of three new samples in a private collection has prompted the present research.

ЭО, 2014 г., № 4 © С.Х. Есбергенова

О ПОЧИТАНИИ ВЕРБЛЮДА У НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ

Ключевые слова: верования, обычаи, обряды, традиции, народы Южного Приаралья, культ плодородия, животные тотемы, почитание верблюда

Статья освещает проблему изучения реликтов верований, обрядов и культов народов Южного Приаралья, предлагает сравнительно-исторический анализ их связи с традиционными формами в хозяйственной деятельности, бытовом укладе и социальной организации. Осуществлены анализ и систематизация верований и обрядов с почитанием верблюда, сохранившихся в мифологии и фольклоре и бытовавших до недавнего времени у народов Южного Приаралья.

Светлана Хожакметовна Есбергенова - к.и.н., старший преподаватель Нукусского филиала Ташкентского университета информационных технологий (Узбекистан); е-таД: alpamys04@mail.ru

Актуальной задачей современных историко-этнографических исследований является изучение культурного наследия и духовных традиций, которые передавались из поколения в поколение. Особенно важно изучение традиционных взаимоотношений "человек - природа", которые проявляются в обрядах и верованиях, связанных с культом природы или животного мира. Исследование зоолатрии - почитания животных, представленных в мифологии, верованиях, фольклоре, среди орнаментов одежды, жилищ, ювелирных предметов, - предоставляет важные сведения об истории и культуре народов. Без их учета невозможно воссоздать и в полном объеме раскрыть самобытность какого-либо народа, выявить основы его духовно-нравственного возрождения в новых условиях, разработать сложную проблему этнокультурных связей.

При изучении верований и мифологических представлений велика роль изобразительного искусства. Оно может как дублировать данные, полученные из других источников, так и выступать единственным, но достаточно авторитетным, информативным источником. Изображения животных в орнаментах, видимо, выполняли функцию не только оберегов, но и талисманов для достижения желаемого. Культовое значение придавалось и нашедшему отражение в узорах вышивок мотиву, прототипом которого являлся верблюд. На старинных самаркандских вышивках розетки из листьев часто имели вид замкнутого кольца, украшенного пальметтами, сидящими на загнутом книзу стебле. Этот мотив назывался гардани шутур ("шея верблюда"). Сходный мотив туя муюн встречается в ковровом орнаменте киргизов Ферганской долины. По всему полю ковра располагались розетки пайпони шутур ("след верблюда"). Среди ковровых орнаментов в убранстве юрты (ак баскур - "ковровый палас юрты") и в других предметах приданого невесты каракалпаков встречаются орнаменты туйе табан ("верблюжья ступа") и изображение верблюда с верблюжонком на жанбау - ковровом убранстве юрты (рис. 1).

Традиция украшать трон правителя или даже почетное кресло изображением того или иного животного также известна с давних времен, что подтверждают многочисленные примеры. Корни этого явления можно искать в древних религиозных представлениях, связанных с зоолатрией. Первоначально почитали реальных животных (в Египте, например - священных кошек, ястребов), позднее они становятся символами тех или иных божеств (орел - Зевса, сова - Афины). Цари, чтобы подчеркнуть свое сверхчеловеческое, божественное происхождение, восседали на троне, изображающем священных животных. В дальнейшей эволюции такое кресло или сиденье превращалось в знак верховной власти или просто почетного положения. В советской научной литературе уже были попытки интерпретации символики зооморфных тронов. Причем исследователи исходили из того, что животные и птицы, поддерживающие трон, не просто являлись декоративными элементами, но и воплощали собой определенные божества. В.А. Шишкин, например, считал верблюдов, изображенных на троне из Ва-рахши, воплощением Веретрагны (Шишкин 1963: 203-204).

Приведенные выше соображения позволяют, как нам кажется, объяснить возникновение зооморфных тронов у среднеазиатских владетелей. Фигуру верблюда мы видим в наскальных изображениях, на геммах, на орнаментированной керамике, в виде бронзовой подвески, на предметах торевтики, найденных в Приаралье (Там же). О существовании культа верблюда-бактриана в низовьях Амударьи говорят монеты, отчеканенные в XIII в. правителем Кердера Хусравом. Корону правителя венчает фигура лежащего двугорбого верблюда (Вайнберг 1977: 25-27).

На протяжении многовековой истории человечества менялись идеи, а с ними менялись и культы, приобретая весьма сложные формы. Л.Я. Штернберг в развитии зоолатрии выделяет следующие уровни: во-первых, почитание всякого животного как сверхъестественного существа, превосходящего человека в физическом или умственном отношениях: это либо божество, благодетельствующее ему, либо враждебный демон (позднейшие боги добра и зла); во-вторых, почитание отдельных видов животных,

ГЛ1»|1Н111КГ11М^ Г/гП*тг

I Ч I 0 * 4 > 4 »,«»; I ^ 1

Рис. 1. Жанбау узорно-тканая (убранство юрты, часть приданого невесты) с изображением орнамента - верблюда с верблюжонком. Нитки х/б, шерсть, ткачество, рельефное ткачество. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (КП 4519). Из коллекции Х. Карачаевой. Фото Х. Карачаевой

которые выделяются как "носители душ предков, тотемы рода или отдельных лиц"; в-третьих, почитание как божества одного исключительного представителя вида животных, который рассматривается как "хозяин", а иногда и творец этого вида; в-четвертых, "животное-божество начинает терять прежнюю двойственность и превращается в чисто антропоморфного бога", который, однако, продолжает временами принимать животный облик и требует себе "в жертву или в виде посвящения тех животных, над которыми он в предшествующий период господствовал" (Штернберг 1936: 195-196). Хотя некоторые ученые XX в., оценивая научную деятельность Л.Я. Штернберга, высказывали сомнения в существовании у первобытных людей представлений о божествах, тем не менее черты культа отдельных животных, отмеченные Л.Я. Штернбергом, прослеживаются, в частности, в отношении культа верблюда.

Каракалпаки Южного Приаралья в силу историко-географических особенностей до недавнего времени сохраняли древние обычаи и верования, которые у других народов были утеряны или трансформировались. Основной причиной сохранения традиционных верований и обрядов в быту каракалпаков служила устойчивость идеологии патриархально-родового строя, которая отражается в общественных и семейных практиках, обычаях и мировоззрении большинства населения. При этом реликты почитания животных часто считаются мусульманскими или народными традициями. Верблюд у каракалпаков - одно из почитаемых животных, его изображения встречаются среди памятников археологии Южного Приаралья. Например, при раскопках поселения Алтын-Депе - памятника бронзового века, расположенного на территории Туркменистана, - обнаружены фрагменты моделей повозок: части кузова, колесо и голова верб-

люда, помещавшаяся перед повозкой. Стиль росписи на кузове позволяет датировать объект периодом позднего Намазгана IV (Массон 1981: 64). Во время археологического изучения античного памятника Кой-Крылган-кала (IV в. до н.э. - IV в. н.э.) обнаружен грубовато вылепленный фрагмент головы верблюда - судя по голой шее, дромадера, -очень верно передающий характерные черты животного (Кой-Крылган-кала... 1967: 191-192). В городище Ток-кала найдены оссуарии 1Х-Х1 вв. с изображениями верблюдов (Гудкова 1964; Толстое 1948: 84, рис. 2). Исследования А.В. Оськина в Кызылкумах на границе Каракалпакстана выявили петроглифы с изображением двугорбых верблюдов, датируемые им второй половиной I тыс. до н.э. (Оськин 1975: 102-107). Ценный артефакт нашли археологи Каракалпакстана при раскопках Ханка-калы: это оссуарий, выполненный в форме лежащего верблюда (Ш-У вв.), ныне хранящийся в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (ГМИ РК). Кости верблюда встречаются в ритуальных захоронениях, обнаруженных при раскопках могильников (Кузьмина 1986: 200-201). Наконец, на выставке "Мифы и ритуалы древнего Приаралья", развернутой с декабря 1997 г. по февраль 1998 г. в зал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком