научная статья по теме О ПРОСТОТЕ ИСТОРИИ И ХИТРОСТИ МИРОВОГО РАЗУМА Философия

Текст научной статьи на тему «О ПРОСТОТЕ ИСТОРИИ И ХИТРОСТИ МИРОВОГО РАЗУМА»

К 75-ЛЕТИЮ ВОССОЗДАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Семьдесят пять лет назад, в сентябре 1940 г., был воссоздан философский факультет в Ленинградском университете.

С открытием факультета на нем было три кафедры (диалектического и исторического материализма, истории философии, педагогики). В 1944 г. добавилась кафедра психологии, а в 1947 - кафедра логики. В конце ХХ в. на факультете функционировали уже восемнадцать кафедр. Философскому факультету обязаны своим становлением, по крайней мере, еще три факультета университета: в 1967 г. был создан факультет психологии, в 1989 - факультет социологии, а в 2009 - факультет политологии. В феврале 2014 г. философский факультет был преобразован в Институт философии, в котором в настоящее время ведется подготовка по направлениям: философия, культурология, религиоведение, конфликтология, прикладная этика и музеология.

Семьдесят пять лет факультет хранит традиции и вносит вклад в становление отечественной философии. Какая философия нужна современному обществу - покажет будущее, которое мы сами строим и за которое отвечаем. Во всяком случае, нам необходимо сохранить лучшее. Как и все, мы переживаем нелегкие времена, но надеемся, что реформа науки и образования будет способствовать подготовке в Институте философии Санкт-Петербургского университета талантливых философов, продвигающих достижения российской философии на международный уровень.

Ниже мы публикуем серию статей преподавателей Института философии СПбГУ.

Вопросы философии. 2015. № 10. С. 21-29

О простоте истории и хитрости мирового разума*

С.И. Дудник, В.М. Камнев

В статье рассматриваются идеологические искажения идеи Гегеля о "хитрости мирового разума". Показано, что эти искажения закономерно ведут к архаизации исторического сознания, создают благоприятную почву для мистической трактовки исторических событий. Раскрыта связь идеи Гегеля о "хитрости мирового разума" и марксистского учения о равнодействующей приложения сил исторических деятелей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история, историческое событие, мировой разум, идеология.

ДУДНИК Сергей Иванович - доктор философских наук, профессор, директор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

КАМНЕВ Владимир Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Цитирование: Дудник С.И., Камнев В.М. О простоте истории и хитрости мирового разума // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 21-29

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 21-29

About Simplicity of History and Ruse of World Reason

Sergey I. Dudnik, Vladimir M. Kamnev

In article ideological distortions of Hegel" s idea about "cunning of world reason" are considered. It is shown that these distortions naturally lead to archaization of historical consciousness and create favourable conditions for mystical interpretation of historical events. As a result connection of Hegel's idea of "cunning of world reason" and the marxist doctrine of equally effective applications of forces of historical figures is revealed.

KEY WORDS: history, historical event, world reason, ideology.

DUDNIK Sergey I. - DSc in Philosophy, Professor, Director, The Institute of Philosophy, Saint-Petersburg State University.

s.i.dudnik@mail.ru

KAMNEV Vladimir M. - DSc in Philosophy, Professor, The Department of History of Philosophy, The Institute of Philosophy, Saint-Petersburg State University.

kamnevvladimir@yandex.ru

Citation: DudnikS.I., Kamnev V.M. About Simplicity of History and Ruse of World Reason // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 21-29

© Дудник С.И., Камнев В.М., 2015 г.

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект "Историософия социальных преобразований в России" (№ 14-03-00361). The article is written with the support from RFH, project "Historiosophy of social transformation in Russia" (№ 14-03-00361).

Редакция, редакционная коллегия и международный редсовет журнала "Вопросы философии" поздравляют с 60-летием Сергея Ивановича Дудника, директора Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. Сергей Иванович является одним из организаторов деятельности петербургского философского сообщества, в том числе ежегодных "Дней философии в Санкт-Петербурге". Желаем ему здоровья и творческих успехов.

О простоте истории и хитрости мирового разума

С.И. ДУДНИК, В.М. КАМНЕВ

В статье идет речь об истории одной идеи, которой было суждено сыграть роковую роль в формировании того пейзажа в мире идей, который мы сейчас вокруг себя обнаруживаем. Это знаменитое представление Гегеля о "хитрости мирового разума", прошедшее, разумеется, подобающую обработку в недрах советской идеологической машины и ставшее, в соответствии с заветами Маркса, "материальной силой". Это представление на наших глазах овладевает массами, доказывая свою достоверность аё Ъоттеш. И хотя история любых идей такого рода требует развернутого исследования, даже та общая панорама, какая только и возможна в рамках статьи, позволяет много понять и объяснить в современном состоянии не только отечественной философии, но и самого русского духа, вдруг на удивление всем оказавшегося увязшим, подобно диковинному насекомому, в клейких смолах языческой и православной архаики.

Вот как формулируется это представление на рубеже советского и постсоветского периодов нашей истории: «Довольно скоро обнаружилась неправомерность перенесения схемы целерационального действия, выработанной применительно к индивидам, на коллективных субъектов, на массы людей и на общество в целом. <...> Еще более важным оказалось признание принципиальных несовпадений между целями и результатами исторических действий. "Принципиальных" в данном случае означает, что несоответствия их не случайны, не порождены только лишь формулировкой нереальных целей и неадекватным подбором средств и способов их осуществления, а имеют другой, более фундаментальный источник. Философия истории открыла "историческое бессознательное", типичный для истории механизм, когда люди поистине "не ведают, что творят". <.> Ответ, данный на этот вопрос Гегелем, заключался в формулировке знаменитой "хитрости разума" в истории. <.> Как оказалось, смысл и значение истории (не только в целом, но и отдельных действий), как правило, недоступен участникам. Признание несовпадения целей с результатами в истории, несоизмеримости намерений участников ходу истории создало предпосылки для поиска смысла истории и исторических событий, исходя не из целей, не из "начала" действий, а из их результатов, из "конца" истории. <...> Цель поставлена в конец всемирной истории, и одновременно она же осуществляет саму себя в процессе, является истинно деятельным началом в нем, двигателем. Все существовавшее и существующее в истории обретает свое значение и смысл только в соотнесении с целью - как с конечной целью истории, так и с историческими целями каждой ее ступени» [Перов, Сергеев 1993, 28-29, 31]. Эти формулировки оптимальны в том смысле, что, с одной стороны, было бы затруднительно найти в них несоответствия текстам самого Гегеля, а с другой - они в полной мере коррелируют с идеологическими конструктами, в функционировании которых "хитрость мирового разума" играет хотя и не решающую, но все же очень заметную роль.

Конечно, бросается в глаза явный анахронизм выражения "историческое бессознательное" и странное утверждение, что философия истории (достигшая кульминации в гегелевской системе) открыла механизм, в силу действия которого люди не понимают, куда движется история и что в ней вообще происходит, иными словами, механизм, работа которого нацелена на сокрытие и искажение подлинных целей их собственных действий. Стремление представить "хитрость мирового разума" чем-то вроде коллективного невроза уже не укладывается в существовавшие идеологические схемы и может быть расценено как попытка избавиться от их власти. Но это единственная попытка, однократная и далее не подтверждаемая, и поэтому приведенная выше цитата может послужить исходным пунктом для того, чтобы реконструировать идеологические функции, возлагавшиеся на представление о "хитрости мирового разума". Эффективность этих функций не связана с истинностью или ложностью самого этого представления, как и с аутентичностью его воспроизведения. На рынке идеологий, где истина, по словам Ницше, есть лишь удобная ложь, идеи привлекают к себе внимание не истинностью, а удобством.

И в этом отношении представление о "хитрости мирового разума" оказалось весьма привлекательным. Укажем для начала лишь на два потребительских свойства этого представления. Во-первых, оно способно выполнять роль своеобразной "исторической теодицеи". Если "все существовавшее и существующее в истории обретает свое значение и смысл только в соотнесении с... конечной целью истории...", то любые невзгоды дня сегодняшнего можно оправдать указаниями на эту конечную цель. То, что история имеет смысл, можно истолковать как позитивно (как медленное, требующее немалых усилий, постепенное раскрытие пока лишь в знамениях дающей о себе знать конечной цели истории), так и негативно (как отрицание бессмысленности актуального потока событий от имени никому не ведомой конечной цели). В первом случае абсурд реальности изживается, во втором - усугубляется видимостью рационального решения. Понятно, что для эффективной работы идеологической машины второй аспект представления о "хитрости мирового разума" будет востребован гораздо чаще, чем первый.

Во-вторых, это представление, как, возможно, никакое другое, способно нейтрализовать любые нравственные оценки политических деятелей и совершаемых ими деяний. В упрощенных интерпретациях "хитрость мирового разума" стала преподноситься в качестве механизма, посредством которого для достижения конечной цели истории могут использоваться в равной мере как подвиги героев, так и преступления злодеев. Если движение к конечной цели является необходимым, то все, что происходит сегодня, все, что происходило в прошлом, в равной мере необходимо для приближения к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком