научная статья по теме О ПСИХОЭЛЕКТРОННОЙ МОДИФИКАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «О ПСИХОЭЛЕКТРОННОЙ МОДИФИКАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Лк&цальнб

О ПСИХОЭЛЕКТРОННОЙ МОДИФИКАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Сфера преступного насилия в современных условиях остается чрезвычайно многогранной и широкой. Она включает как простое с точки зрения уголовного права бытовое насилие, так и сложное политическое, вооруженное насилие, применяемое для решения межгосударственных проблем, продвижения «идеалов» демократии, наказания строптивых стран-изгоев, подавления очагов международного терроризма. И если юридическая природа преступного насилия обычно не вызывает особых сложностей, то вопрос о социально-психологических факторах насильственных преступлений традиционно является сложным в силу обширности и неоднородности самих социально-психологических реалий1.

В 60-е годы прошлого столетия большую популярность на Западе приобрела нейрофизиологическая трактовка социального насилия, в которой в качестве детерминирующего это явление фактора выдвигаются механизмы деятельности нервной системы и мозга человека.

Сторонники этого направления (X. Дельгадо, Б. Скиннер, Дж. Макконэл) считали необходимым дифференцировать понятие «насилие» и подразделить его на два вида. К первому виду, носящему, как правило, индивидуальный характер, предлагалось относить все проявления «естественного», или, как они его именовали, «эмоционального» насилия.

Называя этот вид насилия физиологической агрессией, они считали, что в его основе лежат бессознательные факторы, выражающие такие органически присущие человеческой натуре неизменные чувства и потребности, как соперничество, страх, честолюбие, любовь, эгоизм, стремление к благополучию, счастью, власти, наслаждению, познанию, красоте и т.п.

Этот вид человеческой агрессивности, по их мнению, не только не представляет опасности для общества, а, наоборот, служит важнейшим фактором развития и совершенствования всех областей социальной жизни, стимулирует и двигает общественный прогресс. Проявлению данного вида «агрессивной тенденции» в людях не следует препятствовать и создавать искусственные помехи, ибо это бесполезно и даже вредно. Данные тенденции можно только в разумных пределах регулировать и контролировать, направляя их на благо всего общества.

Второй вид насилия, определяемый как антисоциальное насилие, согласно этой концепции является сознательной поведенческой реакцией индивида, таким волевым актом, который преднамеренно и целеустремленно направлен против чьих-либо интересов, свободы, здоровья или жизни. Именно этот вид насилия и представляет опасность для интересов личности и общества, социального порядка, мира и общественного благосостояния, служит помехой для развития цивилизации.

Совершать только рациональные (справедливые и гуманные) действия, отказаться от применения насилия второго вида человек может лишь обладая свободой выбора. А достижение такой свободы связывается с «осознанием многообразия факторов», которые влияют на поступки. Только тогда эти поступки превратятся из автоматических в обдуманные и рациональные.

«Наше поведение слагается в значительной степени из автоматических реакций на сенсорное раздражение, — пишет X. Дельгадо, — но если бы нам были известны генетические факторы, элементы воспитания и интимные механизмы мозга, участвующие в различных поведенческих актах, то мы смогли бы лучше понять истинные причины наших поступков»2.

По мнению X. Дельгадо, эту задачу можно решить путем искусственной переделки нейрофизиологических механизмов агрессивного поведения, а также созданием специальной системы воспитания, способной формировать такую личность и такие стандарты ее общественного поведения, для которых применение насилия будет в принципе невозможно. «Хотя индивидуальные и коллективные акты насилия и кажутся нам очень далекими от электрических потенциалов нейронов, — пишет он, — мы должны помнить, что поведение зависит не столько от внешней среды, сколько от состояния нервной ткани»3.

Психофармакологический и электронно-хирургический контроль над мозговой деятельностью — единственный реальный, по его мнению, путь к «психоцивилизованному обществу», в котором не будет бунтов, конфликтов и насилия. Только «изучив морфологическую и функциональную основу» определенных видов поведенческой деятельности людей, например агрессивности и враждебности, мы будем в состоянии искусственным путем «подавлять актив-

dfcföqaAbHö

ность нейронов, ответственных за их возникновение»4, и тем самым управлять поведением людей в обществе.

Проблема насилия выступает, таким образом, как проблема индивидуального поведения личности в общественной жизни.

«Человеческую агрессивность, — утверждает Дель-гадо, — можно рассматривать как поведенческую реакцию, для которой характерно применение силы с целью нанести повреждение людям или предметам».

Согласно данной теории в мозгу участника любого конфликта определенные группы нейронов реагируют соответствующим образом на сенсорную информацию, в результате чего и возникают поведенческие реакции, представляющие собой насилие.

Сторонники этой точки зрения постарались найти ответ на вопрос о причинах социального насилия в области эмоциональных реакций человека, формирования его сознания и психики. Устранить «агрессивное насилие» из жизни общества, по мнению X. Дельгадо, возможно лишь в том случае, если «взглянуть на наше поведение не со стороны, а изнутри, оттуда, где возникают спайковые потенциалы нейронов, где происходит осознание информации и зарождаются реакции»5, т.е. посредством искусственной модификации человеческого поведения.

Однако возникают вопросы, на которые данная теория не дала ответа: в зависимости от чего мозг человека «толкует» поступающую в него информацию; почему он при совершенно разных возможностях интерпретирует ее именно так, а не иначе; что является определяющим при разной оценке различными людьми одной и той же информации?

Думается, что освобождение человека от всех пороков и противоречий современного общественного устройства, его господство не только над природой, но и над созданными им самим общественными связями надо искать не только в искусственных манипуляциях с человеческим мозгом, в воздействии на механизмы волевого поведения личности, в переделке ее внутреннего мира, а в большей степени в познании и овладении социальными закономерностями существующего общества.

Кроме того, нельзя забывать того факта, что если «психиатрия применяется в юридической и социальной областях, она на самом деле в большинстве случаев служит средством подавления»6.

Учитывая это, сам X. Дельгадо и его сторонники сочли своим долгом указать на серьезный риск и реальную опасность (как с медико-генетической, так и с общественно-политической точек зрения) любых искусственных манипуляций с человеческим мозгом, неконтролируемого применения психотропных

средств воздействия на сознание и психику людей вне рамок науки.

«Опасность уничтожения человеческой индивидуальности в результате медицинского вмешательства или, что еще хуже, возможность целенаправленного управления личностью многие считают более ужасной угрозой, чем всемирная ядерная катастрофа... Возможность какого бы то ни было управления сознанием с помощью физических методов вызывает возражения как с моральной, так и с этической и философской точек зрения, потому что это затрагивает такие вопросы, как свобода воли, чувство ответственности, механизмы самозащиты, а также угрожает сохранению индивидуальности»7.

Одно дело, когда медики и биологи воздействуют с помощью физических и химических средств на патологический строй и извращенное сознание с целью лечения людей с больной психикой, стремятся таким путем изменить или предотвратить антиобщественные поведенческие реакции этих людей, а также проводят научные исследования и эксперименты в данной области. Практика лечения больных методами и средствами психотерапии, фармакологии, хирургии успешно действует в настоящее время в клиниках и лабораториях всего мира.

И совершенно другое дело, когда кто-либо попытается обосновать и доказать правомерность и полезность использования указанных средств и методов для целенаправленного воздействия на сознание и психику нормальных людей, на их эмоции и поведенческие реакции.

Осуществление таких манипуляций над нормальными людьми, причем в массовых масштабах и без учета мнения и желания самих объектов этих манипуляций, если бы оно когда-либо произошло, стало бы, несомненно, самым изощренным преступлением против прав и интересов личности, гуманизма и свободы в истории человечества.

А.Б. КИРЮХИН, кандидат юридических наук, доцент

1 Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В Наумова. М.: Спарк, 1997. С. 39.

2 Дельгадо X. Мозг и сознание / Сокр. пер. с англ. Под ред. и со вступит. статьей Н.С. Мисюка. М.: Изд-во АН СССР, 1971. С. 135.

3 Там же. С. 135.

4 Там же. С. 175.

5 Там же. С. 124.

6 Цит. по: Burton M. Atkins and Henry R. Glick. N.Y., 1972. P. 156.

7 Дельгадо X. Указ. соч. С. 135.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком