научная статья по теме О РУССКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О РУССКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИВАН СПИРИДОНОВИЧ ПОЛИЩУК

кандидат исторических наук (Тверь),

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Тверской государственной медицинской академии

О РУССКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

Понимание менталитета органично связано с осмыслением социума с точки зрения образа мыслей (интеллектуальной деятельности, качества сознания, психологии), совокупности умственных навыков (ума, мышления) и духовных установок (идеологических, культурных, религиозных, этических, эстетических императивов), присущих как отдельному человеку, так и общественной группе, сословию, классу и т. п.

При изучении ментальности личности и общества речь идет прежде всего о системах, связанных с индивидуальным и коллективным сознанием, сочетающих логическое с интуитивным, рациональное с иррациональным, подчас с мистическим. Обращение к менталитету познавательно с точки зрения ощущения духовности нашего бытия, позволяет глубже понять характер, ролевые функции и механизмы человеческого существования и взаимодействия.

***

Менталитет человека традиционного общества определяется общим уровнем его развития. Социокультурный и психоментальный мир человека органично связан с природой, окружающей средой и знанием о них. Политеизм мифологического мира несет в себе некие архетипы социального поведения. В славянском многобожии имеется внутренняя иерархия, оно имеет различные функции и нравственные императивы.

Н.М.Карамзин писал: «В России... первую ступень... занимали Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме... и в Новгороде над рекою Волховом... Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога и Микоша. В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись россияне в верности, имев к нему особое уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства»1. Кроме того, Перун был еще покровителем князя и дружины, считался мужским божеством. Из упомянутых богов - Хоре, как бог солнца и небесного огня выступал и под именем Дажбог; Стрибог-покровитель воздушных стихий (ветра, бурь и т. д.); Микоша (Мокошь) - женское

божество. В пантеоне божеств восточных славян находились: Сварог - бог неба, отец Джабога и Сварожича - покровителя земного огня; Ярило - бог плодородия; Купала -бог земных плодов; Коляда - бог торжества и мира; Ладо - бог веселия и любви и др. Кроме божеств, верования славян наполнялись и другими персонажами (духами): лешими (лесовик, лешак, лесной дядя) - духи леса, враждебные людям; кикиморы (шишимора, мара) - злой дух, малютка-невидимка, занимавшаяся прядением и тканьем и другие (чугайстеры, конюшие, домовые, водяные, русалки и т. д.).

Таким образом, верования славян были многообразны: там и боги, отражающие в своих обликах различные образы жизни (ее природно-животного цикла) и смерти, а также многочисленные отрицательные силы, воплощающие уровни и ступени зла. Все эти образы несут функции своеобразных социальных регуляторов, предписаний и запретов, формируя ментальное пространство древнеславянского мира.

В изучении менталитета населения Древней Руси важное значение имеет проблема соотношения дохристианской, политеистической (языческой) народной культуры традиционного общества и культуры, развивавшейся под влиянием новых конфессиональных, экономических, социальных, военных и иных отношений.

Еще М.В.Ломоносов выделил в качестве особой темы вопрос о славянской культуре дохристианского периода. Он впервые попытался осмыслить политеизм (многобожие или язычество) как самостоятельный (дохристианский) тип развития национальной культуры и самосознания (на наш взгляд, здесь следует уточнить понятие дохристианской культуры -язычество, которая так определена с христианско-идеологических позиций). Известно, что христианизация Руси осуществлялась насильственно, с помощью огня и меча. Надо было идеологически развенчать прежний религиозный культ, разрушить его святилища, ликвидировать его жречество (волхвов) и т. д. Поэтому принижалась дохристианская культура, духовность, как этап развития славянства. Мы считаем термин «язычество», сточки зрения научности и историзма, несостоятельным. Дохристианскому этапу развития культуры (образа жизни, социальных связей, верований и т. п.) славянства более соответствует определение «политеизм», «многобожие»2.

С научной точки зрения, трудно отделить глухой стеной этап славянского политеизма от процесса христианизации. Этот процесс сопровождался как вытеснением, разрушением старых верований, так и синтезом (приспособлением, освоением, наслаиванием одного на другое). Это позволяет видеть историю русского народа в преемственности развития его культурных и социоментальных традиций, верований, обычаев, а также в современном угадывать, усматривать отголоски минувшего.

Большое значение в развитии культуры славянского, а затем христианского периодов Древней Руси имело устное поэтическое творчество. Оно выразилось в историческом предании, обрядовой песне, поэтической сказке, сказаниях, былинах, хороводах, играх и т. д. В богатую

устно-поэтическую традицию входят и такие памятники, как, например, «Слово о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха, летописи и т. д. В афористической форме в них выразилась народная мудрость, философия древнерусского общества, определяющая нормы, стандарты и правила поведения.

Культура древнерусского государства в ее повседневности стала гораздо лучше известна благодаря знаменитым новгородским берестяным грамотам. Они характеризуют те стороны жизни народа (хозяйство, быт, личные взаимоотношения людей и т. д.), которые не в полной мере отражены летописными сочинениями. Наконец, они рисуют картину жизни Новгородской феодальной республики. В этом аспекте лингвистический анализ берестологии позволил изучить народную речь, ее насыщенность специфическими новгородскими языковыми особенностями.

Все ранее упомянутое явилось формирующим фактором русского менталитета. Имеющиеся источники позволяют судить о том, что менталитет людей Древней Руси был многослойным, включая в себя как древнеславянские ценности, так и христианские.

Для цивилизационных пространств того времени религия (политеистическая, христианская как этапы развития общества) играла определяющую роль в формировании ментального облика его обитателей. Вообще ментальный и религиозный миры тесно переплетались между собой, образуя общий духовно-мировоззренческий и поведенческий стереотип.

Духовный облик Древней Руси определился под влиянием нескольких специфических факторов. Прежде всего, древнерусский менталитет в основной своей части сформировался под влиянием византийско-православной духовности, поскольку Русь с конца X в. занимает свое прочное место в обитаемом восточно-христианском мире.

Однако на протяжении нескольких веков на духовную жизнь накладывало сильный отпечаток наследие восточнославянского политеизма, которое имеет свою собственную, длительную историю. Поэтому можно полагать, характерной чертой древнерусского менталитета являлось двоеверие. Отдельные элементы политеизма сохранились вплоть до XIX в., преимущественно в деревенской, более консервативной среде.

Православное христианство всегда проповедовало приоритет общественных ценностей над личными, что, в общем, соответствовало и коммунистической идеологии.

Разделение христиан на православных и католиков (1054 г.) привело к формированию разного менталитета вплоть до острых противоречий, о чем свидетельствует русский религиозный философ, один из основоположников славянофильства И.В.Киреевский. Это выглядит примерно так:

Таблица 1.

Черты ментальности

Характерные для православных Характерные для католиков

Внутренняя цельность духа Рассудочная отвлеченность

Стремление к живой совокупности сил Раздвоение сил разума

Движение к истине посредством внутреннего Движение к истине через логическое

возвышения самосознания сцепление понятий

Церковь и государство не смешаны Церковь смешалась с государством,

мирскими целями и устройством соединив духовную власть со светскою

Стремление к внутреннему, живому Искание наружного, мертвого единства

Стремление к живому и цельному познанию Рассудочное изучение высших истин и т.

Между тем православие не мешало обширным контактам Руси с Западной Европой. Православные церковные иерархи и монастырские книжники хорошо знали античное наследство, были осведомлены и о культурных процессах в Западной Европе, а интеллектуально просвещенные люди в монастырских библиотеках, содержащих переводные произведения античных и западных авторов, также получали стимул к деятельности на просветительском поприще.

***

Новое время, оставляя нередко традиционную оболочку, несет в себе, по сути, новые ментальные измерения. Происходит известное раскрепощение общества. Однако новые веяния коснулись преимущественно привилегированных сословий, которые жили по своим социокультурным нормам. В эпоху абсолютизма (Петр I и др.) правящий класс быстро приобщался к европейской культуре. Это вызвало глубокий раскол с «низами», отчуждение европеизированной культуры «верхов» и традиционалистской - широких народных масс. Узкий дворянский слой смог добиться для себя относительной свободы, некоторой независимости от монарха. Но существо господствовавшего типа феодализма осталось в целом неизменным. Его основные черты - самодержавная власть, «государственный феодализм» и крепостничество сохранялись.

Одной из характернейших черт менталитета российского дворянства, и других социальных групп являлась верноподданническая психология, возведенная в ранг высшей добродетели, идея служения царю как помазаннику Божьему. Упование не на себя (в отличие от западноевропейцев), а на власть определяло отечественную ментальность и в последующем. Россиянин привык полагаться на государство, его регулирующие механизмы, а не на рынок, как это было и есть в странах Запада.

Государство в России и на Западе по-разному влияет на общественную организацию, а, следовательно, и на формирование ментальности народа. В России социальная орган

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком