научная статья по теме О СИМВОЛИКЕ СТРЕЛ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О СИМВОЛИКЕ СТРЕЛ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

© ЭО, 2004 г., № 1

Ю.С. Худяков

О СИМВОЛИКЕ СТРЕЛ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ*

Стрела - метательный снаряд, предназначенный для поражения цели на расстоянии с помощью выстрела из лука. Данному снаряду свойственны две основные функции - аэродинамическая, благодаря которой он за короткий отрезок времени преодолевает значительное расстояние по воздуху, сохраняя устойчивость в полете, и проникающая, за счет которой обеспечивается эффект поражения намеченной цели. Лук и стрелы были основным орудием охоты и оружием у многих народов мира со времени своего изобретения в эпоху мезолита и до того как были вытеснены и заменены огнестрельным оружием (позднее средневековье и новое время). У древних и средневековых кочевников Центральной Азии они служили основными видами оружия дистанционного боя со времени освоения на рубеже раннего железного века верховой езды и распространения тактики рассыпного строя в конном бою1.

Важная роль лука и стрел в военных действиях и охоте способствовала их знаковой функции в качестве символов или атрибутов власти, дипломатии, религиозных культов и обрядов в культурах древних и средневековых кочевников.

К анализу символического значения луков и стрел в культурах разных народов Северной Евразии2, в том числе кочевников, обращались многие отечественные исследователи: археологи, этнографы, фольклористы.

Некоторых аспектов этой темы коснулся Н.И. Веселовский. Он считал, что стрелы средневековых кочевников, имевшие символическое значение, разделялись на властные и курьерские3. Первые символизировали полномочия, вручаемые верховным властителем своим наместникам и вассалам, вторые - полномочия, которыми наделялись посланники, выполнявшие дипломатические поручения кочевого владыки. "Отсюда, кажется, понятно, - писал Н.И. Веселовский, - почему изображение стрелы могло появиться на пай-цзы, которые, по-видимому, уже при Гиньской династии стали выполнять функции, принадлежавшие прежде стрелам"4. Он полагал, что у кочевников стрелы служили верительными знаками дипломатов до того, как в начале XII в. на Дальнем Востоке воцарилась чжурчженьская династия Цзинь. Н.И. Веселовский отрицал наличие у разных народов представлений об "одушевленных" стрелах. Он утверждал: "Стрела, как острый колющий предмет, подобно иголке, ножу, топору, сабле, мечу, копью, а также колючему растению, наводит страх на злого духа. В этом единственно и заключается свойство стрелы и ее значение в обрядах, ничего другого в ней нет, ни человеческой души, ни плодородия, ни тем более любви, один только страх"5. Использование стрелы в обрядах Н.И. Веселовский связывал с охранительной функцией, отверстиям в некоторых наконечниках стрел он не придавал какой-либо символической функции. Отрицая предположение, что эти отверстия могли служить для пропитывания стрелы ядом, ученый высказался в пользу мнения, что такие отверстия могли вызывать при полете свист6. Это предположение было связано с сигнальным назначением некоторых стрел. Оно основывалось на сведениях китайских источников о хуннах: в них изобретение стрелы-свистунки приписано шаньюю Модэ7. Однако, как было установлено В.Г. Карцовым в ходе экспериментов, проведенных в 1920-х годах, стрелы с отверстиями в лопастях

о

не издают свиста в полете.

Представление о свистящей, сигнальной или морально подавляющей противника функции стрел закрепилось в историко-археологической литературе за теми нако-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 01-01-00289).

нечниками, которые были снабжены костяными шариками с отверстиями. Такие стрелы, появившиеся у кочевников в хуннское время9, продолжали использоваться номадами вплоть до этнографической современности. Однако, некоторые костяные шарики на древках стрел не имели отверстий и не могли издавать свиста в полете; они служили муфтами, соединявшими торцевую часть древка с черешком наконечника10.

Как было отмечено Е.В. Черненко, отверстия в скифских бронзовых стрелах (которые по предположению Н.И. Веселовского предназначались для свиста) возникают при недостаточно точной центровке стержня, вставляемого в литейную форму для образования втулки11.

В последние десятилетия минувшего века исследователями обращено особое внимание на символическое значение стрел. Важным источником для изучения данной темы служат материалы фольклора тюркских и монгольских народов.

Сведения о луках и стрелах в произведениях хакасского фольклора были проанализированы В.Я. Бутанаевым. Им отмечены различные формы, названия и назначение стрел, выделены мифические "глазастые" и "волшебные" стрелы, способные не только поражать врагов, но и исцелять воинов от ран12.

Разные типы луков и стрел, упоминаемых в алтайском эпосе, описаны В.И. Со-еновым13. Бурятские стрелы, известные по этнографическим и фольклорным материалам, охарактеризованы В.А. Михайловым14. Все исследователи при анализе фольклорных сведений сопоставляют их с археологическими находками.

В обобщающей работе Р.С. Липец подчеркнуто, что в эпических повествованиях для описания оружия богатырей, в том числе луков и стрел, характерна гиперболизация их реальных форм, размеров и функциональных свойств15. Отмечено также, что помимо своего основного назначения, стрелы в эпосе иногда предстают в качестве послания или средства доставки письма адресату16.

Археологами обращено внимание на знаки или метки на стрелах в культурах древних и средневековых кочевников на территории Саяно-Алтая, Монголии, Забайкалья, Восточного Казахстана. Одни исследователи считают подобные знаки, нанесенные на грани костяных наконечников стрел, применявшихся населением Западной Сибири и Горного Алтая в скифское время, "явными знаками собственности"17. Другие ученые, исходя из того, что в Горном Алтае в памятниках пазырыкс-кой культуры наконечники стрел с разными знаками-метками найдены в одном погребении, а стрелы с одинаковыми метками - в разных могилах на одном или нескольких могильниках, придерживаются мнения, что "знаки эти можно считать символами родовой или этнической принадлежности"18.

На сохранившихся деревянных древках стрел и их моделях в памятниках кокэль-ской и древнетюркской культур в Туве С.И. Вайнштейном отмечены цветные пояски-метки19. Подобная раскраска служила для безошибочного распознавания наконечника, когда стрелы хранились в колчанах закрытого типа, наконечниками вниз, оперением вверх20.

Автором настоящей статьи были проанализированы наконечники редкой формы, относящиеся к эпохе развитого средневековья. Один из них происходит из Забайкалья. Он имеет двухлопастное сечение, обособленный боек, широкие крылья с фигурными вырезами и завитками, украшенными чеканным орнаментом21. Другой, серебряный, наконечник с полой головкой, отверстиями и ступенчатыми лопастями был найден на памятнике Часовенная Гора под Красноярском22. Автором настоящей статьи было высказано предположение, что это "символическая" стрела, аналогичная древнетюркским стрелам "с золотым копьецом и восчаною печатью", слу-

23

жившая пай-цзой .

Ю.А. Плотников рассмотрел вопрос о назначении отверстий в лопастях стрел. Проанализировав большое количество различных вариантов оформления прорезей на лопастях наконечников стрел, он пришел к выводу, что наконечник с отверстиями символизировал "шайтанскую рожу" - тамгообразный знак, распространенный у

разных народов Сибири. Знаки на стрелах изображали личину антропоморфного мифологического персонажа. Стрелы с такими изображениями воспринимались как одушевленные, что должно было увеличивать их убойную силу, вместе с тем они часто использовались для передачи различных посланий. В Сибири подобные стрелы в

24

качестве сигналов к военным действиям применялись вплоть до нового времени . Например, известно, что хан Кучум, получив сообщение о приходе отряда Ермака, разослал своим подданным "вместо царских грамот стрелы свои золоченые", которые служили знаком мобилизации всех военных сил25. Подобным образом поступила и вдова кодского князя Игичея, Анна, которая послала своим бывшим подданным в качестве знака, призывающего к восстанию, "изменную" стрелу, на которой были "нарезаны одиннадцать шайтанов с рубежи, а поперек шайтаны резаны, и железо стрельное стерто". Сведущие служилые люди пояснили властям, что и до кодской княгини "такие стрелы ходили промеж остяков для измены"26.

Довольно своеобразную трактовку семантики лука и стрел в мифологии многих народов Евразии и объяснение находок стрел в пещерах, гротах и скальных нишах дал в своих публикациях И.Л. Кызласов27. Его гипотеза о символике стрел и выстрела из лука по пещере во многом опирается на высказанное им ранее предположение о том, что в мифологии многих народов "плодоносящая гора воспринималась как некое женское естество", а горная пещера как "детородный орган священного каменного чрева"28. К такому заключению ученый пришел на основе анализа некоторых сюжетов хакасского фольклора и находок в одной из бирюсинских пещер "os penis медведя и собаки" и их имитаций, которые, по его мнению, являются свидетельствами "каких-то происходивших в них (пещерах. - Ю.Х.) обрядов, обозначавших акт оплодотворения горы, совершаемый с использованием символов мужского

"29

производящего начала .

В своих последующих работах И.Л. Кызласов развил высказанное предположение: стрела является символом "активного оплодотворяющего мужского начала", а ритуальная стрельба по карстовым полостям означала "плодородное соединение мужского и женского начал"30. Ритуал оплодотворения" пещер с помощью выстрелов из лука должен был стимулировать биологическую плодоносящую деятельность "находящегося в горных недрах центра", от которого зависела численность населения, поголовья диких животных и домашних стад31. Эти представления о стреле, как символе "мужского оплодотворяющего начала", а выстреле из лука, как символическом "акте оплодотворения", по мнению И.Л. Кызласова, имеют универсальный характер и восходят к эпохе палеолита, когда мужскую потенцию символизировало копье или дротик32. А в последующие "незапамятные времена" выстрел из лука "мог символизировать собой акт, необ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком