научная статья по теме О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КУВЕЙТА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КУВЕЙТА»

ВОСТОК (ORIENS) 2008 < 5

93

ОБЗОРЫ, ИНФОРМАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КУВЕЙТА

© 2008 В. Э. ШАГАЛЬ

Литература стран Аравийского полуострова - органичная часть современной арабской литературы, представляемой писателями около 20 арабских стран. В XX в. литература этих стран пережила настоящую революцию, ломку веками сложившихся форм и канонов. В силу религиозного и этнического единства Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара, общности их культуры и национальных традиций, характера происходящих в них социальных перемен наблюдается относительное единообразие в развитии литературы этих государств, достигшей художественной зрелости всего за несколько последних десятилетий.

С середины 1950-х гг. благодаря росту добычи нефти страны Аравийского полуострова переживали мощный экономический подъем. Усилились процессы вестер-низации, которые воздействовали на многие черты национальной самобытности, отражавшие реалии жизни населения. Менялся традиционный жизненный уклад, стиль жизни определялся бытовыми и индустриальными новшествами, а также мощными миграционными потоками из различных регионов мира.

Становление литературы в этих странах происходило под влиянием многовековой арабской литературной традиции, литератур других арабских стран, в первую очередь Египта, Ирака, Сирии, и, конечно, все активнее проникавшей в эти страны западной культуры. Однако новеллистика стран Персидского залива складывается в иной культурной ситуации, чем в остальных арабских странах, и в ходе своего становления обращается в первую очередь не к адаптации европейских образцов, как часто было свойственно литературам других арабских стран, а преимущественно к освоению опыта собственно арабского рассказа. Заметную роль в развитии арабской прозы сыграла периодическая печать, на страницах которой публиковалось большинство произведений этого жанра.

Зарождение и развитие художественной прозы в странах региона Персидского залива происходило неравномерно. Если в Саудовской Аравии годом рождения художественной прозы можно считать 1930 г., когда Абд аль-Каддус аль-Ансари издал свою повесть "Полная гармония", то в Бахрейне первые публикации появились в 1939 г. Первая кувейтская повесть была напечатана в журнале "Аль-Кувейт" в 1929 г. В Объединенных Арабских Эмиратах первые рассказы были опубликованы только в начале 1970-х гг., а в Катаре - в конце 1970-х. Рождающийся жанр отражал отношение современников как к старым, так и к новым, ранее не освещавшимся проблемам. Писатели по-разному выражали недовольство правящими режимами, осуждение вооруженных конфликтов, социального неравенства, морально-этических ценностей Запада, устаревших бытовых и религиозных традиций. Как и прежде, самыми излюбленными темами произведений были любовно-семейные отношения, положение женщин в мусульманском обществе.

До обретения независимости странами Персидского залива наиболее видные прозаики группировались вокруг первого периодического издания в этом регионе - журнала "Аль-Кувейт". Однако в 1956 г. журнал был закрыт, как и другие периодические издания в Кувейте и Бахрейне. Видимо, правящие режимы увидели в литературе один из потенциальных источников опасных для себя социальных перемен. Тем не менее с полным основанием можно утверждать, что именно писатели Кувейта сыграли авангардную роль в развитии литературы в странах Залива.

В последующий период новеллистика стран Залива развивалась, обретая свое лицо, чему способствовало возобновление старых и появление новых периодических изданий, общественно-литературных клубов, любительских театров. Рассказы тех лет отличались примитивностью изложения, новеллистика испытывала тяготение к реализму, была нацелена на критику общества и призывала к его реформированию.

До начала 1950-х гг. художественная проза Кувейта развивалась преимущественно на страницах периодики. Автор первой кувейтской повести "Мунира", опубликованной в журнале "Аль-Кувейт" в 1929 г., "поэт всего Залива" Халед аль-Фарадж (1898-1954) одним из первых поднимает ряд серьезных проблем - показывает, как под влиянием социально-экономических преобразований происходит становление новых отношений между людьми, разоблачает лицемерие, ханжество, насилие и утверждает, что счастье в семье возможно только на основе духовного и гражданского равноправия супругов. Творчеству подавляющего большинства прозаиков Кувейта присуща четко обозначенная тенденция рассматривать жизненные коллизии в социальном контексте. С именем Халеда аль-Фараджа и деятельностью журнала "Аль-Кувейт" в кувейтском литературоведении связывают первый этап в развитии кувейтской художественной прозы.

Новый импульс всей жизни Кувейта, как и других стран зоны Персидского залива, дало открытие там огромных запасов нефти. Но "черное золото" вместе с баснословными доходами принесло и новые заботы. Писатели Кувейта, каждый по-своему, откликались на преобразования в обществе, они задумывались над участью человека в собственническом мире, размышляли о переменах в традиционном укладе жизни, сопоставляли традиции и прогрессивные нововведения, которые появлялись не без влияния литературы и культуры стран Запада.

Расширявшийся круг социальных проблем, развитие самой арабской литературы требовали поиска новых принципов художественного решения рассказа. Так, главная задача, которую ставил в своем творчестве Фахд ад-Дувейри (род. в 1924), - передать ощущение жизненной правды. Первый рассказ он опубликовал в декабре 1982 г. Своим творчеством он как бы разрушал преграду между реальностью и художественным вымыслом. Ад-Дувейри все еще испытывал тяготение к реализму в первоначальном его понимании - к правдоподобному изображению окружающего. Для его творчества характерен набор приемов сюжетосложения, описания, идейной акцентировки, а также разнообразие стилистических приемов.

Ад-Дувейри не только поднимал проблемы, возникавшие в кувейтском обществе (бедность, засилие бюрократии, угнетенное положение женщины), но и откликался на события, будоражившие общественность других арабских стран. Речь шла в первую очередь о взаимоотношениях между различными арабскими странами, прежде всего странами Персидского залива, а также арабами - выходцами из разных стран. И как многих в арабском мире, особенно глубоко его беспокоила судьба арабского народа Палестины.

Проявив высокое мастерство в своем творчестве, ад-Дувейри придал особый импульс развитию кувейтской новеллистики. С творчеством ад-Дувейри в кувейтском литературоведении принято связывать второй этап развития кувейтской литературы. Творческие установки ад-Дувейри были восприняты многими кувейтскими про-

О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КУВЕЙТА

95

заиками, склонными не только показывать социальные условия жизни своих героев, но и пропагандировать идеи общественных преобразований. Это характерно, в частности, для таких прозаиков, как Абд аль-Азиз Хусейн (род. в 1920), Сулейман аш-Ша-ты (род. в 1941), Сулейман аль-Хулейфи (род. в 1942) и др.

Новеллисты 50-70-х гг. ХХ в. рассказывали о жизни простых людей в годы иностранного господства, о борьбе за независимость. Они писали о том, как бедуины переходили на оседлый образ жизни, как уличные торговцы и феллахи познавали азы борьбы за счастливую жизнь, как с открытием нефти в стране складывались новые социальные отношения. Большинству кувейтских писателей была свойственна несколько одноплановая манера повествования, однако им удавалось доносить до сознания читателей самые тонкие нюансы сложных социальных отношений в обществе, показывать, что мир необъятен, что борьба за лучшее будущее ведется повсюду и требует совместных действий всех прогрессивных сил человечества.

Для творчества Сулеймана аш-Шаты, одного из популярных кувейтских новеллистов, характерны умелый отбор деталей, четкая композиция, лаконизм. С выходом в свет в начале 1960-х гг. его рассказов начался третий этап развития кувейтской литературы. Сулейман аш-Шаты, Сулейман аль-Хулейфи, Лейла Осман (род. в 1945), Су-рейя аль-Баксами (род. в 1952), Исмаил Фахд Исмаил (род. в 1940) существенно обогатили кувейтскую новеллистику.

Так, Сулейман аль-Хулейфи, который несколько лет провел в Москве, будучи студентом ГИТИСа, полагал, что равнодушное, безучастное усвоение литературы читателем, воспринимающим ее поверхностно, не пробудит его душевного жара и, следовательно, не окажет на него должного воздействия. Поэтому аль-Хулейфи предпочитал влиять на читателя косвенными средствами, включающими недоговоренности, недомолвки, недоуменные вопросы, что побуждало читателя вникать в смысл произведения и своим умом доходить до сути сказанного писателем. Аль-Ху-лейфи волнуют проблемы нравственности, отношения мужчины и женщины, их равенства, социальной справедливости. Писатель тщательно исследовал то или иное явление, не страшился развернуть перед взором читателя неприглядные картины жизни. Погружение в подробности - главное качество поэтики аль-Хулейфи. Другой особенностью его стиля является отказ от линейного повествования, последовательного изложения событий.

По многообразию стилистических приемов, художественному мастерству и философскому осмыслению действительности с аль-Хулейфи вполне может соперничать Исмаил Фахд Исмаил, имеющий репутацию "плодовитого" среди кувейтских авторов. С 1965 по 2000 г. Исмаил Фахд Исмаил выпустил в свет 27 книг. И сегодня он полон творческих планов. Поднимая в своих произведениях проблемы нравственного начала, духовного развития личности, живущей в исторически конкретный период, Исмаил Фахд Исмаил ставил своего героя перед необходимостью выбора между добром и злом ради блага индивида и общества.

Видное место в творчестве писателя занимают рассказы на морскую тематику -реалистические и фантастические. В них сплавлены воедино элементы фольклора, средневековой дидактики, поверий и религиозных обрядов. Цикл его рассказов ("А небо оставалось голубым" 1970; "Веревка", 1978 и др.) отображает духовную эволюцию мелкой буржуазии под влиянием событий на Арабском Востоке 19501960-х гг.

Многие социальные проблемы современ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком