научная статья по теме О ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Э. ГУССЕРЛЯ И НЕКОТОРЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЯХ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «О ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Э. ГУССЕРЛЯ И НЕКОТОРЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЯХ»

о ЯЗЫКОЗНАНИЕ

H. Л. СУХАЧЕВ

Санкт-Петербург

О теории познания Э. Гуссерля и некоторых лингвистических понятиях

В статье кратко характеризуется философское наследие Э. Гуссерля (^9—1938); приводятся отдельные понятия феноменологии, намечены точки их пересечения с лингвистическими терминами знак (сигнал сигналов И. П. Павлова), референт, актуальное значение (категоризация или предикация в логическом смысле).

Ключевые слова: феноменология; общее языкознание; теория знака; язык и сознание.

Здмунд Гуссерль (1859-1938) - один из самых выдающихся философов XX в., основатель феноменологии, «был бескомпромиссным искателем истины. От субъективистски окрашенного эмпиризма, который был присущ позитивизму того времени, Гуссерля оттолкнули следствия, из него вытекающие: глобальный релятивизм и безоговорочный скептицизм» [Слинин: 2001].

Э. Гуссерль родился в Австрии в еврейской семье (в 1886 г. он примет протестантское вероисповедание); начальную школу окончил в Проснице (ныне Про-стеёв, Чехия), гимназию - в Ольмюце (ныне Оломоуц). В 1876-1878 гг. Э. Гуссерль изучает астрономию, математику и физику в Лейпцигском университете, продолжив затем учебу в Берлине (с 1878 г.) и Вене (1884-1886 гг.), где встречается с Т. Масариком. По его совету юноша посещает лекции Ф. Брента-но, побудившие его обратиться к философии. В формировании исходных положений гуссерлианской феноменологии, ис-

Сухачев Николай Леонидович, кандидат филол. наук, ведущий научный сотр. ИЛИ РАН. E-mail: nsuh@inhox.ru

пытавшей также влияние Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма и других мыслителей, решающую роль сыграли именно идеи Брентано, последовательно проводившего грань между физическими и психическими феноменами, чью специфику он усматривал в их интен-циональности, т. е. в отношении к чему-либо реальному (или же нереальному), и различавшего психологию описательную, изучающую конечные элементы, которые образуют человеческое сознание, и генетическую, устанавливающую законы, которые определяют явления сознания, включая переживание сущего как истины.

Под руководством ученика Брентано К. Штумпфа Гуссерль подготовил и защитил II мая 1887 г. в Университете Галле габилитационную диссертацию «О понятии числа: Психологический анализ», которая стала основой для его первой книги «Философия арифметики» (Лейпциг, 1891), впоследствии признанной самим автором неудачной. В январе 1887 г. Гуссерль начинает университетскую карьеру1.

1 О жизни и деятельности раннего Гуссерля до 1916 г. см.: [Мотрошилова 2003: 23-83].

Он преподает в должности доцента в Галле (1887-1901), становится экстраординарным профессором в Геттингене (19011916) и возглавляет кафедру философии во Фрайбурге (1916-1935), где с 1928 г. служит в качестве заслуженного профессора. В апреле 1933 г. философ отстранен от преподавания, но в июле восстановлен в соответствии с разрешением «неарийцам» занимать академические должности, полученные до 1 августа 1914 г. Окончательно Гуссерля увольняют в 1935 г.

Славу самостоятельного мыслителя приносят философу «Логические исследования » (1900-1901. Т. 1-2) (см.: [Гуссерль 1909; 2001а]). Вокруг Гуссерля постепенно складывается круг последователей, положивших начало «феноменологическому движению». В разные годы его учениками были М. Хайдеггер, О. Финк, Р. Ингарден, А. Койре, Я. Па-точка. В 1912 г. Гуссерль основывает и возглавляет в качестве главного редактора выходивший до 1930 г. ежегодник «Jahrbuch fü г Philosophie und Phä no-menologische Forschung». Когда Нюрнбергский расовый закон лишает философа права преподавать, он продолжает научную деятельность и выступает в Вене и Праге с докладами, которые легли в основу книги «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия» (Белград, 1936 - части 1-2; полное нем. изд.: Husserliana 1954. Bd. 6; см.: [Гуссерль 2013]), где вновь пересматривает базисные понятия феноменологии. После смерти Гуссерля его рукописи (40 тыс. страниц, написанных стенографическим почерком) были переданы вдовой пастору Г. Л. Ван Бреда, который тайно переправил их в Бельгию, а впоследствии стал первым руководителем Архива Гуссерля в Лувене. С 1950 г. выходит собрание сочинений основателя феноменологии (см.: [Husserliana]; к настоящему времени вышло 38 томов).

Знакомство с трудами Гуссерля в России начинается относительно рано ( [Гуссерль 1909]), когда выходят его «Пролегомены к чистой логике» - «первый перевод работы Гуссерля на иностранный язык» [Молчанов 2001: XIII]. В 1910 г.

философ начинает сотрудничать в качестве редактора в русско-немецком журнале «Логос», в первом номере которого в переводе Б.В. Яковенко2 появляется «манифест феноменологии» - «Философия как строгая наука» (см.: [Гуссерль 1911]). Приверженцами феноменологии были А. Ф. Лосев, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, творчески развивавшие «науку о сознании», далеко неоднородную и в трудах западноевропейских последователей Гуссерля. Его влияние усматривается даже в супрематических полотнах и манифестах К. С. Малевича (см.: [Курба-новский 2006]). В советский период интерес к философскому наследию Гуссерля возобновляется во второй половине 60-х и более активным становится в 90-х гг. XX в. (см.: [Какабадзе 1966; Мотрошилова 1968; 2003; Ионин 1986; Слинин 2001; 2004; 2013; Молчанов 1994; 2001: XVI-XX]).

Для языковедов более важен, быть может, второй том труда Гуссерля «Логические исследования» (1900-1902. Т. 12; переизд.: Husserliana. 1984. Bd XVIII-XIX. Theil 1-2). Значительная часть объемистого тома «посвящена выявлению и описанию универсальных структур человеческого сознания» [Слинин 2001: 11]. В этом труде среди прочих сюжетов рассматриваются «Выражение и значение», «Абстракция и репрезентация», «Различие самостоятельных и несамостоятельных значений и идея чистой грамматики» (см.: [Гуссерль 2001 а]). Все же нельзя упускать из виду, что учение, которое Гуссерль задумывал как последовательное освобождение логики от эмпирического психологизма и позитивизма последней трети XIX в., постоянно им пересматривалось. Я. А. Слинин называет начальный этап феноменологии логическим: «Сам Гуссерль позднее предпочитал именовать учение, изложенное им в "Логических исследованиях", либо интенцио-нальной феноменологией, либо дескриптивной психологией» [Слинин 2001: 10]. Следующий этап - трансцендентальной феноменологии - полнее про-

2 О переводчике см.: [Степанова 2007].

S0

является в «Картезианских размышлениях» (завершены в 1929; см.: [Гуссерль 2001 б]) и развивается в последнем по времени «введении» в философию Э. Гуссерля -«Кризис европейских наук...» [Гуссерль 2013].

Приведем некоторые понятия, образующие строительный каркас феноменологии, несводимой к размышлению о вещах или сущностях, коль скоро феномен Гуссерлем понимается как реальность психическая - предмет мысли (понятие, идея). Поэтому феноменология вправе рассматриваться как наука о рефлектирующем сознании, о чем свидетельствует также понятие «интенциональ-ность» (лат. intentio 'напряжение, усилие, интенсивность; намерение'), влекущее за собой «воспринимаемый» интенцио-нальный объект, отличающийся от реального объекта схоластов - «самой вещи» (ср.: [Слинин 2004: 19]). Примечательно, что интенциональность как рефлексия о вещи - синтез ее «многообразных явлений» [Гуссерль 2013: 281], в какой-то мере соотносится с появившимся позже понятием «установка», подразумевающим в экспериментальной психологии непроизвольную реакцию: адаптацию восприятия к предшествующему сенсомотор-ному рефлексу (ср.: [Узнадзе 1961]). По существу, речь идет об ином аспекте (физиологическом) условного рефлекс а - явления скорее психической значимости. Что касается понятия «самой вещи», это одновременно и явный подхват кантовского Ding an sich «вещь, существующая сама по себе». Как сообщает Ц. Г. Арзаканян, при переиздании «Критики чистого разума» в переводе Н. Лосско-го (Пг., 1915) в серии «Философское наследие» (М., 1964) редакторам «было указано, что "вещь в себе" нельзя заменить ничем другим, так как его в таком виде употребляет В. И. Ленин» (см.: [Кант 1994: 546-547]).

Схоластически трактуемое противопоставление идеального и реального Гуссерль преодолевает следующей процедурой: «Те объекты, которые схоласты называют реальными, феноменологи выносят за скобки; что касается интенцио-

нальных объектов, то они остаются внутри скобок <...>. Иначе говоря, объекты, трансцендентные сознанию, существуют в действительности лишь проблематически, объекты же ему имманентные - аподиктически» [Слинин 2004: 20]. При этом «вполне возможно и то, что трансцендентальные сознанию предметы (выделено мной. - Н. С.) открываются ему именно такими, каковы они сами по себе. Тогда интенциональные и реальные объекты будут отличаться друг от друга только тем, что первые кем-то воспринимаются, а вторые никем не воспринимаются» [Там же: 25]. Здесь термин предмет употреблен в смысле «самой вещи».

Нельзя не заметить, что конечным объектом размышлений Э. Гуссерля является не сама по себе структура сознания, но проблема смысла и значения в их субъективной и интерсубъективной значимости. Отмечу, что коль скоро в отечественной психологической литературе значение обычно понимается как социа-лизованный личностный смысл, соответственно, значимость целесообразно рассматривать как непосредственное проявление этого «психического» смысла или, в иной терминологии, как актуализуемое значение. Напомню, к тому же, что само сознание в качестве высшей формы нервно-психической деятельности конституировано языком - это итог длительной эволюции человеческих предков в симбиозе их орудийной и символической деятельности. И нелепо рассматривать «изобретение» или как бы одномоментное «возникновение» языка вне сложного процесса антропосоциогенеза в целом, а тем более возводить человеческую речь к животным крикам, жестам, детскому лепету и прочим первопричинам.

По определению, интенциональный объект (или феномен) в чем-то сродни павловскому второму сигналу - слову, но интериоризованному индивидуальным сознанием. «Второй сигнал» (словесный) как понятие рефлекторной теории лишь условно соотносим и с философским

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком