научная статья по теме О.В. КУЛИШОВА. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В АФИНАХ V В. ДО Н.Э. СПБ.: ИЦ «ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ», 2014. 320 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О.В. КУЛИШОВА. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В АФИНАХ V В. ДО Н.Э. СПБ.: ИЦ «ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ», 2014. 320 С»

24. Lerner J (in press): Which Way North? Retracing Alexander's Route to Marakanda in the Spring of 328 B.C.E.

25. LyonnetB. 2013: La céramique de la maison du quartier sud-ouest d'Aï Khanoum // Lecuyot G. L'Habitat (MDAFA. T. XXXIV. Fouilles d'Aï Khanoum. IX). P., 179-192.

26. Sellwood D. 1980: An Introduction to the Coinage of Parthia. 2nd ed. L.

27. SverchkovL.M. 2008: The Kurganzol fortress (On the history of Central Asia in the Hellenistic Period) // ACSS. 14, 1-2, 123-191.

28. Zavyalov V.A. 2007: The Fortifications of the City of Gyaur Kala, Merv // After Alexander. Central Asia before Islam / J. Cribb, G. Herrman (eds.). Oxf., 313-329.

Gennadiy A. Koshelenko, Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

koshelenko@mail.ru

Г.А. Кошеленко, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии РАН

© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 2, с. 212-215

О.В. КУЛИШОВА. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014. 320 с.

Античный театр - тема, которая никогда не утрачивала популярности в мировом антиковедении. Не стал исключением и XXI в. - за последние полтора десятка лет был издан ряд монографий, сборников и справочников по различным вопросам, связанным с происхождением, развитием и ролью театра в античности1. В современном отечественном антиковедении данная тематика пользуется меньшей популярностью: комплексные исследования античного театра отсутствуют, однако есть несколько работ, посвященных отдельным политическим и религиозным аспектам2.

Монография профессора Санкт-Петербургского государственного университета О.В. Кулишовой посвящена проблемам происхождения и функционирования древнегреческого театра, затрагивает некоторые вопросы, связанные с содержанием отдельных трагедий и комедий, а также рецепцией. Автор сразу предостерегает читателя от заданных заглавием книги ожиданий всеохватности в рамках обозначенного периода и тематики: разделы, носящие «более общий, обзорный характер», перемежаются более детальным анализом «отдельных, оказавшихся наиболее интересными и привлекательными для нас проблем» (с. 6). Такой подход вполне оправдан: каждая из тем, заявленных в качестве названий глав, могла бы стать предметом отдельного масштабного исследования, О.В. Ку-лишова же сосредотачивает свое внимание преимущественно на политическом контексте обсуждаемых ею аспектов функционирования афинского театра.

Первый раздел главы I («Театр в античных свидетельствах и современных исследованиях») посвящен античному театру в новейшей научной литературе. О.В. Кулишова, справедливо отмечая невозможность полного обзора новейших публикаций в рамках данной монографии, предпринимает попытку охарактеризовать лишь наиболее влиятельные направления исследований (с. 9-22): традиционный филологический подход и так называемая «новая критика», структуралистский подход, сценическая реконструкция (performance-analysis, reconstruction), анализ аттической драмы в социальном и политическом контексте. О.В. Кулишова обозначает наиболее дискуссионные темы последнего направления, возвращаясь затем к ним на протяжении всей книги. Связь между афинским театром V в. и политической жизнью Афин несомненна, однако исследователи спорят, насколько фундаментальной и определяющей для формирования театра была эта связь. Так, С. Голдхилл подчеркивает влияние демократии на организацию и структуру театрального праздника, тогда как

1 Из новейших работ назовем: Gregory 2005; Hall 2006; Wiles 2007; Wilson 2007; Hall, Goldhill 2009; Hall 2010; Scodel 2010; Fontaine, Scafuro 2014; Revermann 2014.

2 Например, Бондарь 2009; Суриков 2002.

П.Дж. Родс3 считает, что влияние на театр полиса в целом сильнее, чем влияние собственно демократии: афинский театр «приспособил к демократическим институтам традиционную практику, унаследованную от эпохи Писистрата и/или характерную для греческого полиса в целом», и «сохранил черты аристократического прошлого» (с. 19-20). Второй раздел первой главы перечисляет основные источники современных представлений о театре классических Афин.

Вторая глава («Рождение античного театра») состоит из двух разделов: «Происхождение и особенности древнегреческой драмы» и «Состав и структура театральных агонов». В первом разделе кратко затрагиваются проблемы происхождения трагедии и комедии и приводятся ключевые для этой темы цитаты из античных источников. Более подробно автор рецензируемой книги останавливается на критике гипотезы о связи происхождения трагедии с формированием демократического полиса в Афинах, соглашаясь с мнением П.Дж. Родса о том, что подобная передатировка зарождения афинского театра неправомочна и противоречит свидетельствам античных авторов (с. 56). Что касается структуры театральных агонов, то О.В. Кулишова придерживается мнения, что «основы организации драматических представлений вовсе не были связаны исключительно с демократической традицией; они имели глубокие аристократические корни и во многом определялись древними религиозными обычаями и представлениями» (с. 62). Аристократическая система ценностей оказала влияние и на агональность театральных представлений, и на принципы, лежащие в основе хорегии.

Глава III («Участники драматических агонов») достаточно разнородна по тематике. Первая часть («Драматический хор: его сценические функции и политическая символика») относится к обзорным разделам монографии: на с. 75-95 затрагиваются вопросы происхождения хора, трансформации его роли в трагедии, количества хоревтов в трагедии и комедии, функции корифея и дидаскала, сценических действий хора, костюмов и проч. Вторая часть посвящена организации постановок («Хореги: проблема финансирования театральных представлений») и содержит анализ хорегии с социально-политической точки зрения. По словам О.В. Кулишовой, «большинство современных исследователей... считают хорегию исключительно демократическим институтом», однако, «по мнению П. Родса, которое... имеет много приверженцев, афинская драма и организация театральных представлений оказывается фактически традиционным делом аристократической элиты» (с. 96-97). Поддерживая точку зрения Родса, О.В. Кулишова упоминает «теорию дара», применявшуюся к литургиям в работе Л.П. Маринович4, как подтверждение более раннего, по сравнению с афинской демократией, возникновения системы литургий. Третья часть главы III («Актеры в древнегреческом театре») посвящена особенностям подбора актеров для участия в постановке, а также требованиям, которые предъявлялись в древности к актерскому мастерству. Четвертая часть («Театральная публика в Афинах») рассказывает об устройстве зрительских мест в античном театре, о составе зрительской аудитории, ее поведении и привычках, о выплатах «зрелищных денег».

В первом разделе главы IV («Пространственное и эстетическое оформление древнегреческой драмы»), «Мифологическое и реальное пространство древнегреческого театра», вкратце сообщается об активизации изучения функций пространства в античной драме во второй половине XX в. (с. 153-154), о религиозной основе сценического действия в античном театре (с. 154) и о театральном пространстве как воплощении пространства мифологического (с. 156, 164-165, 172). Значительно больше внимания уделяется реальному пространству. Речь идет о связи театрального сооружения как с природным, так и с городским ландшафтом, о главных элементах театрального здания, о технических приспособлениях и декорациях, о возникновении и истории театра Диониса в Афинах.

В разделе «Маска в древнегреческом театре: ее происхождение и основные контексты функционирования» прослеживается история возникновения маски, демонстрируются ее первоначальные сакральные функции (на примере погребальных и зооморфных масок). Появление театральной маски также связано с религиозными практиками - культом Диониса. Помимо религиозного обряда О.В. Кулишова указывает на такой источник оформления эстетики театральной маски, как живописная и скульптурная традиция греческой культуры, но отмечает и стремление к изображению конкретного узнаваемого персонажа в комедии. Раздел сопровождается иллюстративным материалом.

3 Родс 2004. Концепции Родса, по-видимому, оказали большое влияние на автора рецензируемой монографии.

4 Л.П. Маринович рассматривает дар как типичное для большинства архаических обществ «универсальное средство установления отношений». «Становление и дальнейшая эволюция демократического полиса существенно изменили это явление, особенно после введения литургий..., ориентированных не на отдельных индивидуумов, а на коллектив граждан в целом, однако сама идея обязательств, возникающих при даре, сохранилась» (Маринович 1998, 295-362).

Глава V («Некоторые проблемы духовной жизни Афин в отображении драмы») посвящена двум независимым сюжетам. В первой части речь идет об обряде жертвоприношения в древнегреческой трагедии: на примере «Орестеи» Эсхила и «Электры» Еврипида автор сопоставляет сценическое действие и религиозную практику. Помимо того, что театральные постановки были частью ритуала, подразумевавшего жертвоприношение, они, как и религиозные обряды, «являлись определенным выражением гражданской идентичности» (с. 195). О.В. Кулишова обозначает общие черты и в структуре, и в пространственных и временных характеристиках ритуала и драмы. Жертвоприношения включены в сюжет многих трагедий; автор задается вопросом, отражали ли они реальные религиозные практики или же претерпевали некую «литературную обработку», и приходит к выводу (впрочем, не подкрепленному сколь-нибудь убедительными доказательствами), что «трагедия... содержала аллюзии на существующую практику», однако «ритуалы, являющиеся частью сценического действия, зачастую имели отличия от реальности, оказывались для драматурга несущим смысловую и символическую нагрузку средством обращения к аудитории».

Вторая часть пятой главы («Литературные споры в Афинах V в. до н.э.: «паратрагедия» в комедиях Аристофана») посвящена анализу литературной полемики, содержащейся в комедии Аристоф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком