научная статья по теме О ВКЛАДЕ БЕЛОРУССКИХ ЕВРЕЕВ В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ США ДАВИД МЕЛЬЦЕР. БЕЛОРУССКИЕ ЕВРЕИ В АМЕРИКЕ. NEW YORK: RFN, INC (PRINTING & MULTIMEDIA GROUP), 2014. 372 С Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «О ВКЛАДЕ БЕЛОРУССКИХ ЕВРЕЕВ В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ США ДАВИД МЕЛЬЦЕР. БЕЛОРУССКИЕ ЕВРЕИ В АМЕРИКЕ. NEW YORK: RFN, INC (PRINTING & MULTIMEDIA GROUP), 2014. 372 С»

Книжная полка

УДК 601.12

О ВКЛАДЕ БЕЛОРУССКИХ ЕВРЕЕВ В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ США

ДАВИД МЕЛЬЦЕР. БЕЛОРУССКИЕ ЕВРЕИ В АМЕРИКЕ.

New York: RFN, INC (Printing & Multimedia Group), 2014. 372 с.

В рецензии даётся комплексный анализ книги видного учёного Давида Мель-цера «Белорусские евреи в Америке», изданной в Нью-Йорке в 2014 году.

Ключевые слова: антисемитизм, Давид Мельцер, евреи, иммигранты, Республика Беларусь, США, элита, эмиграция, иммиграция.

Земля Белоруссии дала миру множество талантливых людей, которые прославились не только в родной Беларуси, но и во всём мире. Среди них - сотни знаменитых американцев. Их усилиями США обогатились экономически, интеллектуально и духовно.

Белорусские евреи, их дети, внуки и правнуки внесли огромный вклад в процветание США, в самые разные сферы американской жизни - науку, бизнес, культуру, обществоведение и религию, дали немало талантливых специалистов.

Этой теме посвящена книга Давида Борисовича Мельцера «Белорусские евреи в Америке», вышедшая в Нью-Йорке в 2014 году.

Автор исследования родился в 1925 г. в городе Мозыре (БССР), был участником Великой Отечественной войны. В октябре 1943 г. он становится студентом исторического факультета Белорусского государственного университета, который находился тогда под Москвой - на станции Сходня. Почти полвека (1943-1992 гг.) Мельцер работал профессором кафедры истории южных и западных славян исторического факультета БГУ. В 1993 г. эмигрировал в США и в настоящее время является вице-президентом Белорусского землячества Ассоциации восточноевропейских евреев, членом правления нью-йоркского отделения Американской ассоциации евреев из бывшего СССР.

Рецензируемая книга состоит из очерков о знаменитых американцах еврейского происхождения, имеющих белорусские корни, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю США. Это плод 20-летней работы Д. Мельцера по исследуемой проблеме. Автор прочитал и проанализировал огромное количество источников - книг, журналов и газет, энциклопедий, энциклопедических словарей и различных справочников, имеющихся в Интернете материалов на

русском, белорусском и английском языках. Одно из достоинств рецензируемой книги - не пересказ интересных биографий, а приведение автором фактов, неизвестных широкому читателю, деталей, которые способствовали началу карьеры того или иного знаменитого американца.

Первый очерк - «Евреи на белорусской земле» - это краткая история белорусских евреев с XII по XXI век. Волнам эмиграции белорусских евреев с конца XIX по начало XXI века посвящён второй очерк.

Многие имена широко известны, о других читатель узнаёт впервые. Например, жизнь и деятельность Давида Сарнова (1891-1971 гг.) составляет содержательную сторону очерка «Гений бизнеса из белорусского местечка Уз-ляны». Его жизнь стала классическим примером «американского чуда». Д. Сарнов создал широкую систему радиовещания и телевидения в Соединённых Штатах Америки. Авторитетный журнал «Форчун» в январе 1975 г. включил его в число двадцати самых знаменитых американских менеджеров, внёсших наиболее существенный вклад в деловую и общественную жизнь страны, наряду с Джорджем Вашингтоном, Генри Фордом, Джоном Рокфеллером, Томасом Эдисоном. Свой трудовой путь Д. Сарнов начал с 15 лет в качестве младшего радиооператора в телеграфной компании Г. Маркони. Через некоторое время Маркони назначил Сарнова старшим оператором мощной радиостанции, расположенной на крыше одного из универмагов в Манхэттене. Случай помог Давиду прославиться и войти в историю: 14 апреля 1912 г. во время дежурства он первым уловил радиосигналы бедствия с тонущего «Титаника» и в течение 72-х часов, не снимая наушников, непрерывно поддерживал радиосвязь с моряками судов, спешивших к месту бедствия, и передавал прессе информацию о результатах спасательных работ, а его портрет не сходил с первых полос американских и зарубежных газет. Эти дни стали поворотными в судьбе компании «Маркони» - 1 декабря 1919 г. президент США В. Вильсон подписал закон о создании единой Радиовещательной корпорации (Radio Corporation of America, RCA), а через полтора года Д. Сарнов был назначен её генеральным менеджером.

Организаторские и креативные способности Д. Сарнова были столь зримы, а успехи столь ощутимы, что в 1929 г. его назначают вице-президентом, а через четыре года - президентом Радиовещательной корпорации Америки. Став во главе одной из крупнейших в мире электронных компаний, он много энергии уделяет внедрению в стране системы телевидения, сначала чёрно-белого, а затем и цветного. Когда талантливый инженер-эмигрант из России Владимир Зворыкин, который занимался созданием электронной телевизионной аппаратуры, в 1929 г. запатентовал кинескоп, Сарнов сразу же оценил перспективность этого изобретения и уговорил Зворыкина возглавить исследовательскую лабораторию. Первая прямая телепередача чёрно-белого изображения состоялась 30 апреля 1939 г. и была приурочена к открытию Всемирной выставки в Нью-Йорке. На ней присутствовал президент Ф. Рузвельт. Летом 1942 г. Сарнов в звании бригадного генерала был назначен главным советником корпуса связи Армии США. За боевые заслуги и успешное руководство связью его наградили военным орденом - «Легион почёта» (Legion of Merit).

В 1954 г. Д. Сарнов стал председателем Совета директоров Радиовещательной корпорации. Он был членом Национального института социальных наук, Британского королевского общества, почётным доктором 26 американских и ев-

ропейских университетов и институтов. Его именем назван научно-исследовательский центр Радиовещательной корпорации в Принстоне.

Ещё одним героем книги Д. Мельцера стал уроженец Пинска, выпускник Пинского реального училища Семён Кузнец - Саймон Смит (1901-1985 гг.), внёсший весомый вклад в американскую и мировую экономическую науку. В 1922 г. 21-летний Семён Кузнец вместе с младшим братом Соломоном прибыл в США, где их ждал отец. Здесь он сменил имя и фамилию на американский манер, став Саймоном Смитом. Окончив в Нью-Йорке Колумбийский университет, С. Смит уже через пять лет возглавил Национальное бюро экономических исследований. Когда разгорелась Вторая мировая война, американское правительство назначило его председателем Бюро планирования и статистики Комитета военной промышленности. В послевоенные годы С. Смит возглавил Комитет по экономическому росту при правительстве США, где проработал до 1968 г. Одновременно он являлся советником и консультантом правительств Китая, Тайваня, Индии, инициатором создания Института экономического поиска в Тель-Авиве. В 1971 г. Нобелевский комитет присудил С. Смиту премию по экономике. В своих исследованиях учёный сумел объяснить, как влияют неумолимые законы экономики на технический прогресс и развитие общества и что самое ценное - это человеческий капитал. Первым в мире из учёных-экономистов он определил роль капиталовложений в человеческий фактор - по его словам, для страны «самым большим капиталом являются её люди с их мастерством, опытом...». Среди его многочисленных учёников - два лауреата Нобелевской премии - Милтон Фридмен и Роберт Фогель.

Совсем в другой сфере прославился известный американский композитор Ирвинг Берлин (1888-1989 гг.), который появился на свет в Тюмени, но вскоре после его рождения семья вернулась в местечко Толочин Могилёвской губернии, откуда родом были отец и мать. Мальчика назвали Изей (Израилем). Его родители в 1893 г. приехали в США, где Изя выучился музыке и стал композитором. В 1907 г. он написал песню «Мэри из солнечной Италии», на титульном листе по ошибке наборщика было указано, что её автор - Ирвинг Берлин. Под этим именем он и вошёл в историю американской музыкальной культуры. В 1911 г. Ирвинг создал джазовую композицию «Оркестр джазового ритма Александра» (Alexander's Ragtime Band), принесшую автору оглушительный успех. Он стоял у истоков бродвейских шоу и мюзиклов. Профессор университета в Беркли Мэл Гордон отмечал, что И. Берлин «принёс с собой музыку улицы, музыку разных стилей и, пропустив через себя, вывел на концертную эстраду и на театральный Бродвей». После Первой мировой войны И. Берлин открывает на Бродвее свой театр «Музыкальная шкатулка». Каждая его новая песня становилась сенсацией, и её распевала вся страна. Но самым важным своим сочинением он считал песню «Боже, благослови Америку» (God Bless America). Когда 11 ноября 1918 г. певица Кэйт Смит впервые исполнила её по радио, песня стала неофициальным гимном. Всего И. Берлин написал музыку для 19 театральных мюзиклов и 15 художественных кинофильмов, был удостоен многочисленных наград США и Франции.

Одним из отцов мировой столицы кино - Голливуда - по праву считают героя очерка книги Д. Мельцера «Пионер американской киноиндустрии» Лазаря Меира (Луиса Бурта Майера) (1885-1957 гг.). Когда Лазарю (Элиэзеру) было два года, его семья переехала из Минска в канадский городок Сент-Джонс,

а в 1904 г. 19-летний Лазарь Меир переехал в Бостон, где стал Луисом Майе-ром, на американский манер. Как и отец, Луис занялся сбором утильсырья. И вот неожиданный подарок судьбы, который сыграл свою роль в биографии этого человека: «Женившись, Луис стал подыскивать более престижную работу... Как-то в утильсырье, в кармане старых брюк, которые принадлежали ранее местному банкиру, он обнаружил кошелёк с крупной суммой денег. Когда Луис вернул кошелёк его хозяину, тот был потрясён честностью юноши. В знак благодарности банкир устроил Луиса на работу в кинотеатр!» Энергичный, умный, талантливый, он уже тогда понял перспективы кинематографа и осенью 1907 г. арендовал старое здание кафе и переоборудовал его в кинотеатр, а к 22 годам Майер владел уже целой сетью кинотеатров. Те художественные фильмы, которые он выкупал у режиссёров, не всегда удовлетворяли его вкусу, и Луис решил создавать собственную кинопродукцию, отражающую прежде всего доброту и справедливость, осуждающую насилие над личностью. В 1915 г. мечта 30-летнего Луиса Майера была воплощена в жизнь: он приобрёл небольшую студию, получившую название «Луис Б. Майер пикчерс корпорейшн». Майер был первым продюсером, при создании кинофил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком