научная статья по теме О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV В. -НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV В. -НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ»

Из истории естествознания

Р. А. СИМОНОВ

О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV в. -НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ *

Данные о медицинской астрологии (ятроматематике) в русской книжной культуре сохранились с конца XV в. Существуют недостаточно изученные славянорусские источники, восходящие к более раннему времени, связанные с часовой хрономантией - частью астрологии, уходящей корнями в культуру Древнего Вавилона (и соответствующую древнегреческую традицию). Суть этой магии состояла в прогнозировании событий по сокровенной «окраске» часов как «добрых», «средних» и «злых»: для благоприятного исхода следовало начинать любое дело в «добрый» час, избегать его в «средний» и не предпринимать вовсе в «злой». Ятронаука, восходящая к врачебной деятельности эпохи Возрождения, характеризуется использованием часов. Связь установленных в Москве в 1404 г. общественных часов с ятронаукой обусловлена возможностью их использования в специфическом варианте славяно-русской часовой хрономантии.

Ключевые слова: Ятронаука, ятроматематика, час, часовая хрономантия, сокровенная «окраска» часа, «добрый» час, «средний» час, «злой» час, прогнозирование событий, книжная культура, исторический источник.

В интеллектуальной истории Средневековой Руси одной из наименее изученных проблем является проблема истоков ятронаучной стадии русской прото-науки1. Поскольку ятронаука в первую очередь была обусловлена врачебной деятельностью (1атрос< - греч. «врач» 2), то историками науки преимущественно выявляются и анализируются источники, непосредственно связанные с нуждами врачей 3. Однако такой «лобовой» подход ограничивает начало русской ятронауки примерно концом XV в., когда на Руси укреплялся институт придворных врачей-иноземцев.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 09-03-00633а.

1 См.: Симонов Р. А. Ятронаучный этап русской естественнонаучной книжности (конец XV -начало XVIII вв.) // ВИЕТ. 2007. № 1. С. 58-89.

2 Следует напомнить, что речь идет о герметической медицине эпохи Возрождения, имевшей своей методологической базой алхимию, астрологию, мантику и другие виды магической деятельности. См.: Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XШ-XIX вв. / Ред. И. Т. Касавин. М., 1999; Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., вступит. ст. и коммент. О. Ф. Кудрявцева. М., 1996; Рабинович И. М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. 1974. Вып. 19. С. 223-230.

3 Морозов Б. Н., Симонов Р. А. Датировка и атрибуция медико-астрологических расчетов, приписанных к Травнику 1534 года // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 4 (18). С. 5-21; Симонов Р. А. Тексты по практической ятроматематике в России XVI-XVП веков // Книга в пространстве культуры. 2005. Вып. 1. С. 31-42.

© Р. А. Симонов. ВИЕТ. 2009. № 2. С. 38-65.

Изображение часов 1404 г. в Лицевом летописном своде XVI в.

Был еще один, отмечавшийся И. М. Рабиновичем, критерий ятронауки -использование часов 4. На применение часов, как на важный феномен русской культуры, указывал и Д. С. Лихачев:

В XIV и XV вв. появляется сознание неповторимости эпох, событий, личности [...] Мир понимается и воспринимается во времени, и поэтому некий «сербин» устанавливает в Москве первые городские часы 5.

4 Рабинович И. М. О ятроматематиках... С. 227.

5 Лихачев Д. С. О филологии. М., 1989. С. 148-149.

До сих пор до конца не ясны причины, по которым великим князем Московским Василием Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского) в 1404 г. в Московском Кремле были поставлены упомянутые Лихачевым первые башенные часы 6. В летописной записи об их установке говорится следующее:

Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные, и не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно страннолепно, не како створено есть человеческой хитросью преизмечтано и преухищрено. Мастер же и художник сему бяше некий чернец, иже от Святые горы пришедший, родом сербин, именем Лазарь; цена же сему беяше вящьше полувтораста рублей 7.

Перевод:

Этот часник предназначается (для) часомерия. Каждый час (этот часник) ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные, и не человек ударяет, но человековидное, самозвонное и самодвижное изваяние, не человеческим умом придуманное и изобретенное. Мастер же и творец его (часника) был некий монах, с Афона пришедший, родом серб, именем Лазарь; цена же сему (часнику) была более полтораста рублей.

Миниатюра в Лицевом летописном своде, изображающая «часник» 1404 г., появилась спустя примерно 165-170 лет после его установления и 20-25 лет после инспирированных царем запретов Стоглавого собора 1551 г. на сокровенные знания и прогностические практики. Что именно могло исчезнуть из миниатюры за давностью лет и запретительных мер царя, показывает случай, связанный с поднесением в 1559 г. Ивану Грозному датским посланником часов, которые он отверг по той причине, что ему «как христианскому царю, нечего делать с планетами и знаками» 8.

Возможно, изображение «часника» 1404 г. на миниатюре Лицевого летописного свода утратило «планеты и знаки», которые «забраковал» на датских часах царь. Например, о первоначальном наличии на этом «часнике» Луны прямо говорится в летописи: «Чудны велми и с Луною» 9. Среди символических обозначений светил («планет») только знак Луны в виде полумесяца был похож на натуральную Луну. На миниатюре Лицевого летописного свода никакой Луны нет: она была удалена, возможно, вместе с другими знаками планет. О движущихся планетах (или знаках планет) «часника» 1404 г. писал И. Е. Забелин10, что получило отражение в историографии:

Часы («часник» 1404 г. - Р. С.) имели гиревые двигатели, были с механизмом боя, механической фигурой, воспроизводящей удары, на что указывает также Забелин, имели планетарный (выделено мной. - Р. С.) механизм 11

6 Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). СПб., 1913. Т. 18. С. 281.

7 Там же.

8 Базилевич К. Имущество московских князей в КТУ-КУХ вв. // Труды Государственного Исторического музея. 1926. Вып. 3. С. 38.

9 ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 232-233.

10 Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. 4-е изд. М., 1918. Ч. 1. С. 112-115.

11 Пипуныров В. Н., Чернягин Б. М. Развитие хронометрии в России. М., 1977. С. 12-13.

Предположение о наличии планет (или их знаков в виде антропоморфных аллегорий) на «часнике» 1404 г. будет вполне оправданным, если учесть, что существовали древние представления об «управлении» часовым временем семью светилами (Сатурном, Юпитером, Марсом, Солнцем, Венерой, Меркурием и Луной). Если, действительно, «часник» 1404 г. был связан с указанной эзотерической практикой, то могли существовать и сохраниться соответствующие магические тексты. По ним прогнозировались бы события в соответствии с часовой хрономантией, восходящей к Древнему Вавилону; с периода Античности она была известна под указанным названием. Смысл часовой хрономантии заключается в наделении каждого часа суток магическими качествами «доброго», «среднего» и «злого». При этом для достижения успеха в любой деятельности требовалось начинать и осуществлять дела в «добрый» час, избегая «среднего» и исключая «злой» 12.

В настоящее время к магии относятся большей частью как к суеверию. При этом не всегда учитывается историчность магических представлений. В момент их возникновения в седой древности они могли не быть суевериями в том случае, если оказывались в положении средства познания окружающего мира. В период Возрождения в Западной Европе интерес к древним магическим верованиям возродился, они стали изучаться и в университетах. В связи с этим на медицинских факультетах возникли связанные с магией ятронаправления, внутри которых развивались математика, физика, химия и прочие дисциплины, которые в Новое время превратились в науки современного типа. Существование в России в определенные периоды элементов ятро-науки порождает необходимость выделить в истории русской науки особую ятронаучную стадию 13.

При отнесении определенных источников к числу ятронаучных приходится опираться на реалии, которые питали ятронауку. Таковыми являются магические представления, которые возникли в начальный период истории Руси и в определенных формах существуют до настоящего времени. При рассмотрении этих представлений удобно воспользоваться недавно вышедшим на русском языке трудом известного британского ученого В. Ф. Райана 14, посвященной истории русской магии от появления первых сведений о случаях вохвования и колдовства на Руси до настоящего времени 15.

По убеждению Райана, русская магия заслуживает глубокого изучения не только сама по себе, но и из-за известной недооценки и превратного ее толкования обществом. Как он пишет:

12 Симонов Р. А. Первые московские общественные часы 1404 г. как символ историчности сознания на пути от Предвозрождения к барокко // Человек в культуре русского барокко / Отв. ред. М. С. Киселева. М., 2007. С. 345-366.

13 Симонов Р. А. Русская ятронаука - прорыв в истории науки // Румянцевские чтения-2007. М., 2007. С. 304-308.

14 Уильям Фрэнсис Райан - член Британской академии, президент Британского общества фольклористов, защитил диссертацию в 1970 г. (Оксфорд) «Астрономическая и астрологическая терминология в древнерусской литературе» на ученую степень доктора философии.

15 Райан В. Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России / Пер. с англ. под ред. А. В. Чернецова. М., 2006. См. рец.: Симонов Р. А. Неживая старина // Природа. 2007. № 8. С. 88-91.

Я не верю ни в магию, ни в гадания и считаю наблюдавшееся в настоящее время их возрождение и использование достойными сожаления; но тем не менее я считаю, что они играют чрезвычайно важную роль в социальной и культурной истории. При этом нередко приходится сталкиваться с недооценкой или превратным пониманием сущности этих явлений, которые окончательно не исчезнут никогда 16.

Сам феномен магии и ее востребованности отдельными слоями общества современного мира остается

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком