научная статья по теме ОБ ЭТИЧЕСКОМ КОДЕКСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРХЕОЛОГОВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБ ЭТИЧЕСКОМ КОДЕКСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРХЕОЛОГОВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 4, с. 125-142

дискуссии

об этическом кодексе профессиональных

археологов (зарубежный опыт) © 2013 г. В.А. Кореняко

Государственный музей искусства народов Востока, Москва (korenyako@gmail.com)

Ключевые слова: этика, этический кодекс, профессиональные археологи, коммерциализация археологии, интеллектуальная собственность и авторское право в археологии.

This article considers the problem of establishing the Ethics Code for Russian archaeologists on the bases of the analysis of the Ethics Codes of the USA, Canada, European Union and the Ukraine. The Codes' texts are published in the translations of the author.

Основания для выработки кодекса. До сих пор в специальной литературе тема профессионального этического кодекса российских археологов практически отсутствует - как и сам кодекс. Но этические кодексы давно есть на Западе, а с недавних пор и на Украине. Нужен ли такой кодекс в России? Мысль о его необходимости порождена очевидностью кризисных явлений в современной российской археологии. В литературе последних двадцати лет их выявляют и анализируют все более активно (Косарев, 1994; Шер, 1999; Незаконные раскопки и археологическое наследие России, 2002; Смирнов, 2002; Сорокина, 2007; Кореняко, 2004; 2010; Энговатова, 2012). Кодекс нужен, причем он должен быть плодом коллективных усилий всего сообщества археологов-профессионалов, осознавшего опасность и готового ей противостоять. Такой кодекс в форме крайне общих рассуждений или представлений, конечно, существовал и раньше. Но его нормы, якобы всем известные, почему-то до сих пор не декларированы и в современных условиях России просто не работают: отсутствие кодекса профессиональной этики маскирует нарушения под общепринятое поведение.

Только кодекс даст возможность осознать то или иное поведение как нарушающее профессионально-этические нормы. Кроме того, принятый кодекс позволит судить о масштабах кризиса (до сих пор все выявленные нарушения выглядят случайностями, а разрозненные наблюдения рефлексирующих авторов кажутся неубедительными).

Важно, что принятие (или непринятие) профессионального кодекса археологами совершенно не зависит ни от государства, ни от представителей других научных дисциплин - это самостоятельный

и добровольный шаг научного сообщества, он прекрасно охарактеризует степень его зрелости и ответственности.

Строить этический кодекс предполагается по принципу ответов на конкретные вызовы и потенциальные опасности, чтобы перечень кодифицированных этических норм составил как бы зеркальную пару списку кризисных симптомов.

Ориентиром для разработки проекта этического кодекса могут быть кодексы, принятые в археологических сообществах зарубежных стран, где накоплен значительный положительный опыт по использованию кодексов для этического регулирования научного сообщества. Мы предлагаем ознакомиться прежде всего с рядом документов, принятых в 1990-2006 гг. Их восемь:

три действуют в США (Archaeological Institute of America в 1990 г. принял "Code of Ethics" (http:// www.archaeological.org/news/advocacy/130) и "Code of Professional Standards" (http://www.archaeological. org/news/advocacy/132); в 1996 г. Society for American Archaeology приняло "Principles of Archaeological Ethics" (http://www.saa.org/AbouttheSociety/Prin-ciplesofArchaeologicalEthics/tabid/203/Default.aspx);

два носят общеевропейский характер (European Association of Archaeologists в 1997 и 1998 гг. приняла "Code of Practice" (http://e-a-a.org/EAA_Code_of_ Practice.pdf) и "Principles of Conduct" (http://www.e-a-a.org/EAA_Princ_of_Conduct.pdf),

два приняты Canadian Archaeological Association ("Principles of Ethical Conduct" (http://canadianarchae-ology.com/caa/about/ethics/principles-ethical-conduct) и "Statement of Principles for Ethical Conduct Pertaining to Aboriginal Peoples" (http://canadianarchaeology.

com/caa/statement-prmciples-etЫcal-conduct-pertam-ing-aboriginal-peoples);

"Кодекс етики професiйного археолога" утвержден на заседании Ученого Совета Института археологии НАН Украины (Кодекс етики..., 2006).

Эти документы регулируют поведение профессиональных археологических сообществ и отдельных ученых на всей территории Северной Америки, Западной и Центральной Европы, а также части Восточной Европы, включая Украину.

Основные термины. Кодекс требует однозначно понимать используемые в нем опорные или часто употребляемые термины, поэтому необходимо их предварительно обсудить. Тем более, что в составе иноязычных кодексов есть термины, до сих пор практически не употребляющиеся в русском языке и не имеющие устойчивого русского аналога.

кодекс. Употребляется в единственном (и наиболее распространенном сейчас) значении - свод, сборник, система нормативных актов, в том числе законодательных. Под законом обычно понимается "нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом", роль которых в нашем случае играет научное сообщество или учреждение. При этом необходимо строго разделять сферу права как совокупности исходящих от государства правил и сферу нравственности (морали), принципы и нормы которой не зафиксированы в государственном законодательстве и воплощаются в нравах, обычаях, убеждениях, привычках. Изначальные значения слова "кодекс" в классической латыни (переплетенная книга, сборник, набор) также учитываются (см.: Бартошек, 1989. С. 71; Большая юридическая энциклопедия, 2005. С. 194, 195, 346, 420, 421, 448, 449, 537; Дворецкий, 1986. С. 153).

Этика, этический. В отечественной философской литературе утвердилось представление о том, что этика есть наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность. Мораль же - форма общественного сознания, точнее, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в поведении. В западной философии возобладала иная точка зрения, согласно которой этика и мораль (нравственность) суть практически тождественные понятия (Дробницкий, 1970. С. 582-588; Дробницкий, 1983. С. 387, 388; Дроб-ницкий, Иванов, 1983. С. 808-811; Морозов, 1964. С. 499-502). Так что словосочетания "этический кодекс" и "моральный кодекс" можно воспринимать как синонимичные, но первое из них в России стало сейчас практически общепринятым.

Профессиональный археолог. Соответствующее определение имеется только в украинском "Кодексе этики профессионального археолога" (I. 1.): "Профессиональным археологом является лицо, которое получило соответствующее (археологическое, историческое) специальное образование в высшем учебном заведении, постоянно работает в учреждении, задачей которого являются изучение, охрана, распространение и пропаганда знаний об археологических источниках". Определение не вполне бесспорное, но в общем приемлемое для проекта этического кодекса российских археологов.

Археологические данные (archaeological record). Термин фигурирует в этических кодексах. Развернутое определение содержится в "Принципах этического поведения" Канадской археологической ассоциации: "Археологические данные включают в себя находки и места раскопок, археологические коллекции, полевую документацию и отчеты". Археологическими данными считаются и результаты раскопок, и места раскопок (очевидно, подвергающиеся раскопкам археологические памятники), и неясная категория "находки". Кроме отчетов и археологических коллекций к археологическим данным следует отнести полевые чертежи, фотографии, рисунки - вообще все материалы - вторичные носители информации, связанные с археологическими разведками, раскопками, кабинетной обработкой их результатов.

стюард, стюардшип (steward, stewardship) -термины, не использовавшиеся до сих пор в России и не имеющие адекватного перевода. Они часто встречаются в англоязычных документах ("Принципы археологической этики" Общества американской археологии, принцип № 1; преамбула "Кодекса практики" Европейской ассоциации археологов; название раздела ("Стюардшип") в "Принципах этического поведения" Канадской археологической ассоциации). Стюардшип - многозначный термин. Он определяется как общий и главный принцип работы археологов, проявляющийся в сохранении (охране, защите) и управлении (заведовании, руководстве, надзоре, контроле, опеке, попечительстве) археологическим наследием. Возможно емкое и прямое, пусть и пафосное, толкование: служение памятникам. Сохранение археологического наследия - главная цель стюардшипа. Если полное сохранение памятника недостижимо, политика стюардшипа диктует поведение, обеспечивающее максимально осторожные раскопки с максимально точной фиксацией их результатов. Соответственно, стюард (попечитель) - лицо, осуществляющее политику и принципы стюардшипа.

Интерпретатор (interpreter - в значении "толкователь", "комментатор"). Понятие, сопряженное с понятием "стюард" (в преамбуле "Кодекса практики" Европейской ассоциации археологов: "археологи являются интерпретаторами и стюардами археологического наследия").

Коммодификация (commodification - превращение в товар (от commodity - товар, предмет или продукт потребления). Понятие, близкое современному русскому выражению "коммерциализация", но более широкое (ср. "утилитарный подход"). Этические кодексы толкуют то и другое негативно, осуждая (и даже прямо запрещая) любую деятельность, повышающую "коммерческую ценность археологических объектов" (См.: "Этический кодекс" Археологического института Америки, "Кодекс профессиональных стандартов" Археологического института Америки, - II. 3, "Принципы археологической этики" Общества американской археологии - принцип J№ 3, "Кодекс практики" Европейской ассоциации археологов - 1.6 и 1.7; "Принципы деятельности" Европейской ассоциации археологов).

Термины стюард (стюардшип), интерпретатор и коммодификация - и, главное, стоящие за ними понятия должны быть учтены при составлении текста этического кодекса профессионального российского археолога.

Обратимся к анализу содержания зарубежных кодексов, чтобы установить, какие из основных проблем профессиональных археологических сообществ они решают, а какие не решают (во всяком случае в том виде, который удовл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком