научная статья по теме ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА»

ЭТНОС И ИСТОРИЯ

ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА

© 2011 Р. МАХМАДШОЕВ

В нынешних условиях всеобщего "пробуждения " народов мира особенно возрастает актуальность этнических исследований. Этнизация и национализация политической жизни, конфликтногенность межэтнических и межнациональных отношений в мире с каждым годом возрастают. Такого рода конфликты и противоречия на протяжении долгого времени являлись частью этнополитической жизни Афганистана. Отношения между различными народностями страны, особенно между политически доминирующим пуштунским этносом и непуштунскими этническими общностями, зачастую становились напряженными, и особую важность приобретает изучение особенностей этногенеза и этнических процессов различных народов Афганистана, особенно самого крупного из непуштунских - таджикского.

Ключевые слова: Афганистан, таджики, пуштуны этнос, этногенез, этническая история.

Отправной точкой исследования является период распространения арийских племен в пространстве, охватывающем обширные регионы от отрогов Урала до современной Индии, во времени, исчисляемом 3-1-м тыс. до н.э. Само название или термин арья, ария, ориё зафиксировано в древнейших индоиранских письменных памятниках "Ригведа" и "Авеста". Позднее этот термин становится основой географического названия региона - "Ариана- вайджах", "Ориёно". До этого на этой территории или, по крайней мере, в той ее части, где впоследствии формировался таджикский народ, существовали другие, более древние этнические общности, локализованные в трех регионах. Это "горные охотники Гиндукуша, протоуральские равнинные рыболовы-охотники и протодравидийские земледельческие племена" [Пьянков, 1995, с. 55-56]. Последние, создавшие развитые земледельческие культуры в Белуджистане и Сеиста-не, с приходом индоиранских племен были ими ассимилированы. Сегодняшние брагуи и белуджи являются потомками древних дравидов и протодравидов.

Корни этногенеза таджиков не ограничиваются только среднеазиатскими этническими компонентами. Как составляющие этнические компоненты, так и географическая среда формирования таджикского народа были намного шире, чем предполагалось ранее, охватывая, по меньшей мере, всю территорию нынешнего Афганистана. Эту мысль подтверждают археологические, этнолингвистические и письменные источники, свидетельствующие о единой этнической среде, общности материальной и духовной культуры, общих этнических и географических названиях на протяжении всего 1-го тыс. до н.э. Более того, территория, где формировалась эта этнополитическая общность, имела свое название. Оно зафиксировано в древнем историко-религиозном памятнике "Авеста" как "Ариана" - "Страна ариев". Судя по всему, территориально она совпадала с нынешней территорией Афганистана, восточной частью Ирана и всей Средней Азией. На этой обширной территории в 1-м тыс. до н.э., по археологическим и письменным источникам, наблюдается этнокультурное и языковое единство арийских племен, которых ученые, исходя из авестийских текстов, называют авестийскими

ариями. Именно в авестийских ариях, считает известный исследователь арийской проблемы Ю.В. Пьянков, нужно видеть, при всех оговорках, "ближайших предков таджикского народа" [Пьянков, 1995, с. 30].

В "Авесте" территория, или страна, где авестийские арии начали формироваться как народ, названа Арьяна-Вайджах. Существуют различные гипотезы и концепции ее локализации. Опираясь на данные авестийских текстов, можно предположить, что древняя территория Арьяна-Вайджах находилась в бассейне верхнего течения р. Амударья, занимая по правому берегу всю территорию нынешнего Таджикистана и часть Кашкадарьи, а по левому берегу - территорию Афганистана. Последнее следует подчеркнуть особенно потому, что, по известной концепции А.Н. Бернштама, Б.Г. Га-фурова и других ученых, территорией формирования таджикского народа считалось Среднеазиатское Междуречье и северные районы Афганистана. Теперь же комплексное изучение этой проблемы с привлечением археологических, антропологических, этнолингвистических, этнографических материалов обширного региона показывает, что в этногенезе таджикского народа наряду с известными науке среднеазиатскими этническими компонентами - бактрийцами (тахарами), согдийцами, ферганцами, хорезмийцами, саками - значительную роль сыграли и авестийские арии на территории Афганистана из Бактрии, Харайвы (бассейн р. Герируд), Дрангианы (Зарандж, Сеистан, низовья р. Гильменд, вплоть до оз. Хамун), Арахосии (бассейн р. Аргандаб, Кандагар, Газни, Буст), Паропамиса (Южный Гиндукуш, Кабулистан), вплоть до Вазиристана.

Начиная с середины 1-го тыс. н.э., на основе единой авестийской арийской этнической общности происходил генезис родственных этнических компонентов из Хорезма, Согда, Ферганы, Бадахшана, Бактрии, Балха, Герата, Гура, Бамиана, Панджшира, Ку-хистана, Кухдамана, Кабулистана, Газни, Сеистана, Кандагара, вплоть до Вазиристана, завершившийся в 1Х-Х в. формированием таджикского народа и образованием государства Саманидов, объединившего эти территории. Если в Таджикистане из числа тех авестийских этнических компонентов в виде реликтовых этнических групп до нас дошли ягнобцы, рушанцы, шугнанцы, язгулямцы, то в Афганистане ими выступают ормури, парачи, пашаи, фурмули, касани, чиласи, бараки, мунджанцы, зебаки, вахани, саки, каяни.

Ранние этапы этногенеза пуштунских племен едва ли связаны с местными хорасан-скими автохтонными этническими компонентами, в частности с ормури, парачи, тахарами, эфталитами и др. Вероятнее всего, предки пуштунских племен как отделившаяся скотоводческая часть арийских племен, покинув Ариану и переселившись за р. Инд, в течение длительного времени, оставаясь кочевниками, соприкасались и смешивались с различными индодравидскими племенами и потому в расогенетическом, антропологическом типе современных пуштунов встречается много черт (длинноголовость, развитость третичного волосяного покрова, темная пигментация и т.п.), связывающих их с населением сегодняшней северной Индии и Пакистана. В этом плане по своему происхождению пуштуны ближе всего стоят к брагуям и белуджам.

Общеизвестно, что территория Хорасана явилась тем "плавильным котлом", где на протяжении тысячелетий шел беспрерывный процесс зарождения и развития новых этносов. Распад государства Саманидов с преобладающим таджикским населением, некогда выступившего консолидирующей силой всех этносов Мавераннахра и Хорасана, привел к экспансии тюркских племен, причем в этом главную роль сыграли сами Саманиды, переселившие на свою этническую территорию тюркских пленников -гулямов. Эти тюркские гвардейцы-гулямы и их потомки стали причиной ослабления и распада династии и государства Саманидов, усиления тюркского этнического элемента, перекройки этнополитической карты Мавераннахра, Хорасана и появления государственных образований во главе с тюркскими династиями, такими, например, как Караханиды, Сельджукиды, Хорезмшахи, Газневиды, Огузы.

Следующий "перерыв постепенности" в этнической истории таджиков как Маве-раннахра, так и Хорасана связан с военной экспансией монголов в начале XIII в., коренным образом изменившей этнополитическую ситуацию в регионе. Результаты этого нашествия были поистине катастрофичными для таджиков, понесших, по сведениям таких источников, как "Тарих-нама-йе Херат" и "Табакат-е Насери", невосполнимые человеческие потери, что привело к негативным последствиям в демографическом, этнокультурном и этнополитическом развитии. Тем не менее таджики в целом и хора-санские в особенности благодаря своему этнокультурному и численному превосходству смогли ассимилировать некоторую часть этих пришельцев.

Примечательно, что, объясняя причину распространения пуштунских племен за пределами территории их первоначального обитания, известный советский исследователь Афганистана И.М. Рейснер писал, что в результате монгольского нашествия "запустевшие равнинные земли, полностью или частично покинутые своими прежними оседлыми жителями - таджиками на северо-западных склонах Сулеймановых гор... были постепенно заняты афганцами" [Рейснер, 1952, с. 566].

В процессе массового включения тюрко-монгольских компонентов в этническую среду таджиков в центральной части Афганистана в ХШ-Х1У вв. возник новый этнос -хазарейцы, отличавшийся от таджиков лишь некоторыми антропологическими чертами. Исходя из этого, даже и поныне некоторая часть хазарейцев называют себя "хазара-и таджик" - таджикские хазарейцы [Клаус Фердинанд, 1359г.х., с. 8]. Монголы, оказавшись за пределами своей этнической территории, подвергались ассимиляции и аккультурации среди преобладающего таджикского этноса, теряя родной язык, тип хозяйства, особенности материальной и духовной культуры, этническое самосознание и этноним.

Другие контингенты тюрко-монгольских воинов, осевших в районе Бадгиса, провинциях Герат и Гур, смешались с местным населением и со временем составили новый этнос - чараймаков, этноним которых состоит из персидского слова "чар/ чахар" (четыре) и тюрко-монгольского "аймак" (род, народ), т.е. четыре этнические группы - фирузкухи, джамшиды, таймани, теймури. Сюда же входят субэтнические группы сури или зури, таири, хазара-и калайи-нау. Существующие разногласия по поводу происхождения чараймаков сводятся к тому, что одни исследователи, например В.В. Бартольд, считают их древними потомками таджиков провинции Гур [Бартольд, 1971, с. 97.], другие же полагают, что монголы не являются составной частью чараймаков. Может быть, последнее утверждение правомочно по отношению к отдельным сегментам чараймаков. Так, Л. Лигетти пишет: ".нет сомнения, что исследованный мною диалект аймаков является таджикским диалектом, который значительно отличается, например, от гератского, но с точки зрения словарного состава не имеет ничего бросающегося в глаза" (цит. по: [Кисляков, 1973, с. 184]).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на массовое истребление, именно таджики, численно преобладавшие в составе населения Хорасана, смогли не только избежать физического уничтожения, но и ассимилировать тюрко-монголь-ских

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком