научная статья по теме ОБРАЗ РОССИИ И УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБРАЗ РОССИИ И УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Никонов 1984 - Никонов В.А. Этнонимы Дальнего Востока СССР // Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. С. 44-69.

Новикова 1960 - Новикова К.А. Очерки диалектов эвенского языка. Ольский говор. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

Орлова 1930 - Орлова Е.П. Ламуты полуострова Камчатки // Советский Север. 1930. < 5.

Патканов 1906 - Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и других источников. Ч. 1. СПб., 1906.

Патканов 1912 - Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материалов переписи 1987 г.). Т. 1. СПб., 1912.

Попова 1981 - Попова У.Г. Эвены Магаданской области. М.: Наука, 1981.

Туголуков 1956 - Туголуков В.А. Поездка к охотским эвенкам и эвенам // Сов. этнография (далее - СЭ). 1956. < 3. С. 142-146.

Туголуков 1970а - Туголуков В.А. Главнейшие энонимы тунгусов (эвенков и эвенов) // Этнонимы. М.: Наука, 1970. С. 204-217.

Туголуков 19706 - Туголуков В.А. Народ один - названий много // СЭ. 1970. < 5. С. 132-137.

Туголуков 1984 - Туголуков В.А. Тунгусы и ламуты на Северо-Востоке Сибири // Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. С. 35-38.

Хаховская 2003 - Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2003.

Цинциус 1947 - Цинциус В Н. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Л.: Учпедгиз, 1947.

Jochelson 1910-1926 - Jochelson W. The Yukaghir and Yukaghirized Nungus. N. Y.: AMNH, 1910-1926.

L.N. Khakhovskaya. The Eveny of the Magadan Region: Toward the Issue of Eth-nonymy

The author explores the issue of ethnonymy which had long been a classic object of ethnographic studies, especially in the tradition of Soviet ethnography. The complex nature of the issue, as the author argues, was in some serious ways misrepresented due to certain assumptions dictated in the past by so called eth-nos theory. Drawing on a case study analyzing the Eveny of the Magadan Region, she attempts to demonstrate both new ways and new sources of researching the issue that help uncover the specificity of the process of ethnic naming.

ЭО, 2009 г., № 2

© И.А. Снежкова, Н.П. Москаленко, Е.Ю. Чебанюк

ОБРАЗ РОССИИ И УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ*

После распада СССР и появления на базе бывших союзных республик новых молодых государств в них начался процесс конструирования новых национальных приоритетов. Для Украины, ориентирующейся на Запад, стали менее значимыми такие поня-

Ирина Анатольевна Снежкова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Нелли Павловна Москаленко - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Елена Юрьевна Чебанюк - кандидат филологических наук, научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этологии им. М.Ф. Рыльского НАН Украины (Киев).

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты < 05-01-91105а/У и < 07-01-91101а/У).

тия, как восточнославянское единство, общая с Россией государственность. В свою очередь Россия, будучи восприемницей СССР, стремится сохранить свое влияние на постсоветском пространстве. В таких условиях выросло поколение молодежи, для которого жизнь в одном государстве с единой идеологией, общими жизненными ценностями - далекое и весьма неоднозначное прошлое. Эти обстоятельства побудили нас проанализировать, как изменилась национальная идентичность у молодежи двух стран, как они представляют настоящее и прошлое в истории России и Украины (Снежкова 2004: 83-89).

Наше исследование проводилось в 2005-2007 гг. в Москве и Киеве, в Крыму (Феодосия и Севастополь), а также на Западной Украине (Львов). Всего было опрошено около 1000 человек. Объектом исследования были студенты ведущих вузов двух стран, средний возраст которых - 17-21 год. В Москве опрашивались русские по национальности студенты из Российского государственного гуманитарного университета, Государственного института управления и Института финансового менеджмента, Государственного университета гуманитарных наук, Московского государственного университета дизайна и технологий. На Украине были опрошены студенты-украинцы из трех регионов: 1) Киево-Могилянской академии, Государственного университета театра, кино и телевидения, Национального медицинского университета (все - Киев), 2) Феодосийской финансовой академии и Черноморского филиала МГУ в г. Севастополе (Крым), 3) Львовского университета.

Главная цель исследования заключалась в сопоставлении взглядов и представлений русской и украинской молодежи по ряду проблем сегодняшних межгосударственных отношений. В ходе работы предполагалось изучить:

- особенности формирования этнической идентичности у молодежи двух стран;

- проблемы толерантности русских и украинских учащихся по отношению друг к другу;

- представления студенчества о власти и патриотизме, источники чувств гордости и стыда за Россию и Украину;

- влияние средств массовой информации на формирование представлений молодежи о двух странах;

- сходство и различие в понимании молодежью ряда ключевых событий в истории двух стран, которые по-разному подаются в школьных и вузовских учебниках по истории.

Основным методом исследования был социологический опрос. Помимо этого для изучения этнической идентичности применялся модифицированный тест М. Куна и Т. Мак-партленда "Кто я?". Этническая толерантность/интолерантность оценивалась с помощью измерения направленности (положительной-отрицательной) этнических авто- и гетеросте-реотипов по методике Д. Катца и К. Брели в модификации Н.М. Лебедевой. Для изучения социально-психологической близости применялась шкала социальной дистанции Э. Богар-дуса. Также были проведены два рисуночных теста: в первом случае респондентам из обеих стран предлагалось изобразить наиболее характерный визуальный облик русского и украинца, во втором - отобразить собирательный образ власти и народа.

Этническая идентичность в представлениях русской и украинской молодежи

В качестве главных компонентов этнического самосознания выделяются осознание принадлежности к своему народу, а также понимание его интересов, представления о культуре, языке, территории (Дробижева 1994: 16-47). Этническая идентичность - это ядро этнического самосознания. Она представляет собой не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценку, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (Лебедева и др. 2004: 38). При спокойных межнацио-

нальных отношениях или в моноэтничной среде этническая идентичность в сознании людей чаще всего неактуализирована, однако в случае переломных исторических моментов или межэтнических конфликтов она может приобретать большую значимость.

Известно, что наиболее оптимальна та этническая идентичность, которая позитивна по отношению к себе и другим этническим группам. Отклонения от нормы могут происходить по типу гиперидентичности (этноэгоизм, национализм) или этнической индифферентности (этнонигилизм). Слишком актуализированная этническая или гражданская принадлежность свидетельствует о том, что процессы становления идентичности складываются в русле гиперэтничности, ведущей к этноцентризму. Неопределенная этническая идентичность, напротив, - показатель размытого чувства "мы" и тенденций этнонигилистического характера (Солдатова 1998: 106-107).

Для выявления места этнической идентичности в структуре самосознания личности учащимся вузов предлагалось ответить на вопрос "кто я?". Нас интересовало, насколько часто русские и украинские студенты называют этническую ("я - русский", "я - украинец") или гражданскую самоидентификацию ("я - гражданин России", "я - гражданин Украины"), каково место этничности в ряду других форм самосознания, какие другие составляющие идентичности присутствуют в ответах респондентов. Этническая и гражданская идентичности - важный показатель формирования новой общности. Известно, что этническая идентичность преобладает над гражданской в периоды обострения национальных конфликтов, распада старых и формирования новых государственных образований. Гражданская идентичность постепенно формируется политической волей лидеров, элитой, гражданским обществом, осознающим общую государственную принадлежность.

Ряд исследований, проводившихся под руководством Л.М. Дробижевой с конца 1990-х до 2002 г., показал в этот период преобладание в России этнической идентичности при интенсивном росте гражданского (государственного) самосознания (Дробиже-ва 2006: 18). После распада СССР, когда общегосударственное самосознание "советский народ" исчезло, наблюдалось доминирование этнического самосознания и постепенное формирование общности, именуемой "российский народ". По нашим данным, в России и на Украине ныне наиболее актуализирована этническая идентичность, встречающаяся в 3 раза чаще, чем гражданская, согласно опросу респондентов.

Если говорить в целом о наличии гражданской и этнической идентичности в структуре самосознания у русских, то их удельный вес равен 53%, в то время как у украинцев он - 65%. При этом русские студенты, обладая более устойчивой гражданской идентичностью, связанной с принадлежностью к давно существующему государству, продемонстрировали менее актуализированное этническое самосознание, чем представители молодой украинской нации, для которых становление в качестве титульной нации нового суверенного государства более значимо в настоящее время.

Изучая с помощью контент-анализа ответы на вопрос "кто я?", мы выявили объективные и субъективные характеристики респондентов. В число объективных входили базовые характеристики, связанные с социальным статусом, семейными ролями, полом, т.е. с группами, к которым нельзя не принадлежать, существуя в обществе. В число субъективных характеристик были включены самоидентификации, свидетельствующие об увлечениях респондентов, чертах их характера. Как выяснилось, преобладающее место в самоидентификации русских и украи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком