научная статья по теме ОБРАЗ РУССКОЙ УСАДЬБЫ В РЕЦЕПЦИИ КИТАЙСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОБРАЗ РУССКОЙ УСАДЬБЫ В РЕЦЕПЦИИ КИТАЙСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА»

ОБРАЗ РУССКОй УСАДьБы В РЕЦЕПЦИИ КИТАйСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА

Данная статья посвящена рецепции образа русской усадьбы в литературоведении КНР. В статье речь идет о типологии восприятия этого социокультурного феномена национальной жизни: рассматривается концепция русской усадьбы как универсальной модели быта и бытия, эстетика изображения.

Ключевые слова: рецепция, экология культуры, русская усадьба.

THE IMAGE OF THE RUSSIAN COUNTRY ESTATE IN THE RECEPTION OF A CHINESE LITERARY CRITIC

The article is devoted to the reception of the Russian estate image in the studies of literature in China. The article speaks about the typology of reception of this social and cultural phenomenon of the national life. The conception of Russian estate as a universal model of every-day life and existence is under consideration in this article.

Key words: reception, ecology of culture, Russian country estate.

Для современной российской науки о литературе эта тема не новая, она активно разрабатывалась на рубеже XX - XXI века. Но в литературоведении Китая обозначенная тема стала актуальной только в последнее десятилетие, когда был поставлен акцент на экологии культуры. Как складывалась в КНР рецепция данной темы?

Прежде всего китайскими филологами была изучена концепция русской усадьбы, которая отразилась в трудах российских ученых.

В работах современных историков утверждается, что в период становления и существования Российской империи усадьба являла собой главное в устройстве России. Два фактора, определившие возникновение усадьбы, - это дворянское право на землю и дворянское право на крестьянский труд. Реформа 1861 года отменила эти факторы, но усадьба как модель жизни устояла, выработав механизм приспособления усадебного уклада к новым условиям. И потому гибель дворянских усадеб в 1917-1918 годы была не закономерной, а насильственной, противоестественной.

В работах культурологов о русской дворянской усадьбе заявляется как о феномене, в котором закодированы все её специфические бытийные особенности. Бытийность усадьбы проявляется через категории «земля» и «семья». Это фундамент, на котором строится русская усадебная модель жизни. Одна из главных составляющих русской ментальности - причастность жизни человека к природе. Жизнь в усадьбе подчинена природным ритмам, календарным циклам (весна - лето - осень - зима), что позволяет назвать это время эпическим. Социум усадьбы - это «большая семья», основанная на патриархальном укладе, с обязательными для исполнения иерархическими моделями поведения, обычаями и ритуалами. Жизнь такой семьи самодостаточна и замкнута. «В идеале, - писал историк В.О. Ключевский, - помещик считался ... естественным покровителем и хозяйственным опекуном своих крестьян, и его присутствие рассматривалось как благодеяние для них».

Русским свойственно сакральное отношение к земле как священной земле предков. Поэтому из поколения в поколение стремились сохранять ядро старой усадьбы - помещичий дом, сад, парк, пруд или озеро. «Культура лишь трудом человечества высекается из природы», -писал отец Сергий (Булгаков). Например, подобным результатом взаимодействия природы и человека являлся национальный русский усадебный сад - частый атрибут мифологического образа русской усадьбы. По мнению ученых, это объясняет универсальность усадебного феномена, связанного с национальным архетипом, память о котором неистребима из человеческого сознания.

Усадебную жизнь отличала просвещенная атмосфера творчества, яркая индивидуальность ее владельца, широта и изменчивость его духовных интересов и проявлений, преобразовательная деятельность. «Усадьба наша была культурным центром для всей провинции», -вспоминал географ П.П. Семенов Тян-Шанский о своем имении. Такое отношение сочетается с «трудовым творчеством жизни». В своих имениях владельцы пытались компенсировать недостаток впечатлений и светских удовольствий домашним творчеством - вышиванием, плетением кружев, рисованием акварелью и пером в семейных альбомах, вырезыванием силуэтов, музицированием, пением, любительскими спектаклями. Их цель и смысл - в создании теплой атмосферы дружеского и семейного круга.

Далее, изучив труды, связанные с эстетикой изображения русской усадьбы, приходим к выводу, что русская усадьба представляет собой «эстетически совершенный образ частной жизни, в которой человек, природа и искусство слиты воедино» (Г.К. Лукомский). Современные российские исследователи в эстетике русской усадьбы выделили ее типологические черты: топографическая узнаваемость; любование природным ландшафтом; отображение рукотворной гармонии пейзажа и интерьера усадьбы.

Тема усадьбы - это тема родного дома, детства, чудесного для каждого человека, познания красоты и сложности окружающего мира. Образы детства в усадьбе - это деревянный дом с его родными запахами, комнаты родителей, окно в сад; это знакомство с родной природой - травами, цветами, деревьями; благодатность короткого русского тепла - скорой весны, быстротечного лета и осени с ее «бабьим летом».

Усадебный дом - это символ «прекрасного далека». Он символизировал былое, уходящую культуру, красоту, поэзию. Дом стал знаком уходящей гармонии русской провинциальной усадебной жизни - простой, доброй, открытой, наполненной радостями повседневных открытий. Дом выступал как знак покоя всё уносящего с собой времени, как контрастный фон для наполненной переживаниями человеческой жизни.

Пейзаж усадьбы - это пейзаж настроения, эмоционально-лирический: «В нем должна быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Мотивы грусти, скоротечности жизни, такие привычные для вечно размышляющего русского человека, обычно соседствуют в усадебных пейзажах с радостью бытия. Главным в большинстве изображений оказалась радостная летняя гармония густой парковой зелени с солнечными бликами и светлыми пятнами чуть выступающих из нее сооружений - та естественная гармония теплого беззаботного летнего дня, по-своему символизировавшего и саму усадебную жизнь, еще не разрушенную страданиями и мировыми войнами.

Пейзажи особым образом одухотворены. Дома и парки в усадьбе, словно живые существа - или полные сил и бодрости, или дряхлеющие и беспомощные, или уходящие. Это антропоморфные мотивы.

Бытовую сторону усадебной жизни отражали старый дом, заросший парк, неподвижное зеркало пруда, темные аллеи, интерьеры гостиных с хрустальными люстрами, зеркалами и портретами предков, плетеные кресла, столы, накрытые белыми скатертями, типично дачные букеты цветов. Такие картины усадьбы были напрямую обращены к образной памяти зрителя или читателя, которые могли при желании с легкостью дорисовать недостающее целое в своем воображении. Это были образы счастливого усадебного детства и отрочества.

Итак, сформулируем наиболее общую, совокупную точку зрения.

Русская усадьба - это принадлежность родовой дворянской культуры, «дворянское гнездо». Усадебная модель жизни - это отражение национальной российской модели жизни. Для бытия русской усадьбы характерна соприродность (цикличность, эпичность) и патриархальность уклада (большая семья). Феномен усадьбы универсален и связан с национальным архетипом и мифом. Культурной моделью усадьбы является просвещенная модель творчества

и преобразовательная деятельность, основанная на свободном личном времени владельца усадьбы.

Усадьба создавала свой неповторимый мир. Именно она связывалась с понятием малой родины. Усадьба была прочно связана с жизнью большинства образованных русских людей, поэтому ее изображение могло вмещать всю гамму человеческих переживаний о смысле и порядке бытия.

Образ усадьбы стал мечтой, поэтической аллегорией прошлого, несовместимой с прозой жизни.

Примечание: Данная статья выполнена по гранту в рамках проекта Государственного Гуманитарного Научного Фонда (КНР) «Изучение усадьбы в русской литературе в свете экологии культуры». ^ЩЩ^ШШ&Ш® 14BWW031

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Г.В. (сост.) Мир русской усадьбы в литературе XVШ-начала XX века: Хрестоматия. М., 2006.

2. Головина Т.Н. Мир дворянской усадьбы глазами ее обитателей. Вестник гуманитарной науки. 2003. № 6.

3. Лихачев Д.С. Поэзия садов. М., 2000.

4. Новиков В. Русская литературная усадьба. М., 2012.

5. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы. М., 2006.

6. РассказоваЛ.В. Русская дворянская усадьба как национальный феномен. Русская усадьба. 2005. № 11.

7. Усадьба в русской культуре XIX - начала XX века. Материалы научной конференции 22-24 ноября 1994 г. М., 1996.

8. XI]«. ^ -Ш^ШРШХ^. 2010. № 3

9. X«. «Ш^ШМ&М^» - ШШШ

ПХФШ^. 2008. № 2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком