научная статья по теме ОБРЕТЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ПСАЛТЫРИ, ИЛИ РЕСТАВРАЦИЯДРЕВНЕГО ВОСКОВОГО РУКОПИСАНИЯ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ОБРЕТЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ПСАЛТЫРИ, ИЛИ РЕСТАВРАЦИЯДРЕВНЕГО ВОСКОВОГО РУКОПИСАНИЯ»

ОБРетение

НОВГОРОДСКОЙ ПСАЛТЫРИ, или РЕСТАВРАЦИЯ

древнего

ВОСКОВОГО РУКОПИСАНИЯ

В.И. ПОВЕТКИН, художник-реставратор

Работу Новгородской археологической экспедиции, которую возглавляет академик В.Л. Янин, в 2000 г. ознаменовала чрезвычайно важная находка: 13 июля в древнем Людинем конце Великого Новгорода на Троицком XII раскопе (руководитель А.Н. Сорокин) в слое первой четверти XI в. была обнаружена необычная книга с текстами, написанными на воске.

Книга состоит из трех липовых (по определению англичанина Дж. Хатера, в 2000 г сотрудничавшего с Новгородской экспедицией) створок величиной 190x150x10 мм. В каждой из них в «корешке» и via месте застежки прорезаны сквозные отверстия, позволяющие ремешком или шнурком скреплять книгу, а коша нужно — раскрывать ее. Верхняя и нижняя створки — обложки — снаружи украшены резными геометрическими узорами, косыми и прямыми крестами. С внутренних же сторон они снабжены неглубокими корытцами, или «ковчежцами», какие бывают у старинных иконных досок. Последние имеются и на обеих сторонах средней створки. Средняя величина каждого ковчежца — 155x115 мм. Их относительно плоские донца сохранили следы грубоватой обработки резцом. А донце нижней створки по-

крыто пересекающимися ножевыми насечками. Согласно ранее встречавшимся в новгородской археологии отдельным дощечкам для письма, аналогичные насечки предназначались для лучшего закрепления заливавшегося в них расплавленного и застывавшего затем воска. То же, кстати, делали и при склейке частей различных деревянных предметов, например, гуслей.

В четыре корытца книги в древности неоднократно заливали воск, в верхних наслоениях он темный. Его толщина на разных участках меняется от 3 мм до ничтожных долей миллиметра. На восковых табличках (страницах, а по-латыни — иерах) острием костяного, рогового или металлического писала церковнославянским письмом наносили священные тексты псалмов; их заучивали наизусть, затем заглаживали лопаточкой все того же писала. На месте

прежних записей появлялись стихи новых псалмов, которые также предназначались для запоминания.

На тот миг, когда найденная книга попала втолщу земли, в ней, согласно христианской нумерации псалмов, были записаны 75 и 76 псалмы Асафа, а в конце четвертой страницы — 4— 6-й стихи 67 псалма Давида. Кроме того, в некоторых местах на воске, хотя и с большими трудностями, но все же прочитываются не вполне заглаженные отдельные буквы или слоги, остатки прежде нанесенных текстов. На деревянных полях страниц, возможно, также когда-то имелись записи, но по каким-то причинам они утратили ясность. От них, в частности, вверху второй страницы бесспорно прослеживаются горизонтальные строчные графы и буква Ъ. Они, как считает академик А,А. Зализняк, содержали в себе «пояснения о предназначении данной книги и о благе чте-

ния Псалтыри». Кое-где, а именно там, где слой воска оказывался слишком тонок, острие писала могло прорезать его насквозь, оставляя едва приметные следы букв на деревянной основе. Исключительно напряженным, продолжительным и специфическим взглядом лингвиста и палеографа A.A. Зализняк пытается выявить на деревянной основе следы текстов, которые писались на воске и наслаивались один на другой в ходе использования данной книги древними новгородцами.

Книга способствовала разучиванию псалмов и, значит, была учебником. Видимо, она принадлежала одному из самых первых христианских наставников, проповедовавших после официального крещения обитателей Новгорода в 990 г Не будет ли преувеличением отнесение факта ее использования к столь раннему времени? Похоже, нет.

Серьезная изношенность книги убеждает в том, что ее жизнь была долгой. Всевозможных царапин, надрезов и на лицевой, и на нижней створках так много, что их впору сравнить с кухонной разделочной доской. Обращает на ссбя внимание потертость, плавная закругленность углов и ребер створок, причем не только снаружи, но и при развороте страниц. Подобного рода зацолирован-ность видна и в отверстиях, сквозь которые продевали скреплявший створки шнурок. К воздействию времени на находку следует, вероятно, отнести и утрату текстов, например, на деревянных полях второй страницы. К тому же книгу не однажды подвергали починке и даже «переустройству». Так, в правом нижнем углу на первой створке когда-то образовалась трещина. Чтобы она не увеличивалась, ее сшили, возможно, льняным шнурком или еловым корнем, что в древности часто делали для продтения срока службы деревянной посуды: это доказывают маленькие сквозные отверстия по краям трещины. Со временем шнурок удалили, поскольку дефект решили заклеить, при этом отверстия забили деревянными шпильками.

Не менее значительно изменили и корешок книги. Два отверстия, про-

Знаменский собор XVII в. в Великом Новгороде.

называвшие все три стаорки и предназначенные для продевания в них шнура, поначалу находились одно от другого на сравнительно большом расстоянии. Впоследствии их заколотили деревянными шпильками, а вместо них проделали пару новых отверстий, ближе расположенных одно к другому и прорезанных на самом краю створок. Похоже, что и резные узоры, знаки, не подчиняющиеся единому замыслу художественного оформления, появлялись постепенно: некоторые начали вырезать, да так и оставили незавершенными. Они наблюдаются на лицевой и тыльной сторонах книги и даже на ее торцах.

Наконец, стоит присмотреться к страницам. Со временем воск, заполнявший корыгаа, изнашивался, поэтому в некоторых местах видны дополнительные его наслоения — они разной тонировки. Вообще склгтды-вается впечатление, что в четырех корытцах разный по составу воск, и мало что осталось от первоначальной обшей запивки. Похоже, что какое-то время после очередного заглаживания текстов на четвертой странице воскстал растрескиваться и выпадать. Тут, вероятно, владельцу и пришла мысль обновить заливку, но прежде дтя лучшей связи воска с деревянной основой он изрезал донце ковчежца пересекающимися насечками,

20—30-летнему возрасту книги не противоречит и уровень писарского мастерства проповедника. Делал он это, вероятно, не разогревая писала, в весьма теплом помещении или вне его в жаркий день. Он успевал быстро и безошибочно, написав букву, вызволить из воска острие писала и тут же начать им выводить новую букву. На рукописи в нескольких местах хорошо видно, как спешил писец, оставляя острием на воске короткие отчерки, следы перехода от знака к знаку, словно в скорописи, хотя начертания древних букв ближе к печатным. Понятно, для накопления такого опыта, сопряженного с большим чугьем капризных особенностей воска, требовалось время, быть может, немалое.

Значит, и сам наставник, обучая других, совершенствовался в ремесле чистописания. Более того, старея вместе с этой книгой, поновляя ее, он вновь и вновь поверял бренностью жизни значение писавшихся на воске

Первая страница древнейшей славянской книги (Псалтырь). Первая четверть XI в. (в момент находки).

библейских текстов. Так продолжалось. пока не произошло нечто, повлиявшее и на судьбу учителя, и на участь его книги. Удастся ли «вычислить.» имя одного из первых христианских проповедников в Новгороде, опять-таки покажет'время. А что касается книги, то извлеченная из древнего пропитанного водой навозного слоя, она, некогда ухоженная и цели-

ком читаемая, ныне нуждается в серьезной починке.

Восковые страницы местами беспорядочно рассыпались на сотни сравнительно крупных и на тысячи мельчайших, перемешанных с грязью, невыразимо легких, предательски хрупких и не желающих склеиваться кусочков. В других же местах тончайшие пластинки воска со следа-

ми оукв почти приросли к разбухшей от воды деревянной основе и их невозможно отслоить без риска полной уграты. Но расслоение необходимо как ради сохранения деревянных резных створок (путем укрепления их в полиэтиленгликолях), так и для приведения в порядок всего облика рукописи с целью демонстрации в музее и. главное, прочтения. Таковой предста-

ла перед исследователями эта древнейшая в славянском мире датированная книга, именуемая ныне Новгородской Псалтырью.

Эта книга станет образцом, с которым будут сравнивать другие ранние славянские и древнерусские книги, до смх пор датированные предположительно. А B.J1. Янин и A.A. Зализняк рассматривают ее не только с исторической, но и языковедческой точки зрения, сопоставляя и с материалами древнерусской книжной традиции, а также со сведениями, полученными из древних берестяных грамот, в первую очередь новгородских*. Естественен и взгляд на нее как на предмет, характеризующий одну из областей музыкального мира древнего Новгорода, т. е. документ о начале церковной певческой традиции, которой впоследствии так прославятся его жители. Не случаен тот факт, что первым проводником новой религии среди них явилась именно книга Бо-годухновенных песен: согласно древнейшему изобретению людей, самый лучший способ запомнить новое — надо его пропеть.

В первые же дни после обнаружения археологами обломков книги ВЛ. Янин и A.A. Зализняк пытались решить вопрос о характере записей, сделанных на уцелевших крупных восковых кусках. Если бы они оказались бытовыми, какие, например, часты в берестяных грамотах, искать места дня остальных, «плавающих» кусочков воска было бы бессмысленно. Однако, к счастью, на воске стали прочитываться слова из канонических псалмов, известных по более поздним спискам. Так отыскался ключ к дальнейшему осмысленному изучению и восстановлению памятника. И все же поиск не приведет к полной расшифровке книги. Ибо на каждой ее странице, исключая первую, очевидны большие невосполнимые потери воска с текстами. А это значит, что плавающие кусочки из мест утрат, выстроенные группами по сходству знаков или просто пустые, составят, в конце концов, почти бесполезное приложение ко всему тому, что удастся восстановить.

Чем же важна, скажем, для языковеда работа по восстановлению кано-

См.. В.Л, Янин. Знещнын час отечественном археологии. — Наука » России, 2001, № 2 (при,и. ред.).

нического текста, в сущности повторяемого в поздних списках Псалтыри? Она позволит выявить разночтения между те

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Науковедение»