научная статья по теме Обретение целостности личности в культуре православного праздника Биология

Текст научной статьи на тему «Обретение целостности личности в культуре православного праздника»

УДК 130.2

Н.Д. Мостицкая

Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия

ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА

В статье раскрывается христианская праздничная традиция как технология иерархического построения личности, что способствует обретению человеком целостности.

Культурологический анализ феномена праздника в сопоставлении его с христианскими идеалами позволяет рассмотреть ценности православной культуры через категории «иерархия» и «целостность». Вопрос о целостности личности не нов, но тем не менее не теряет своей актуальности, поскольку непосредственно связан с проблемой выживания и является основным в процессе творчества культуры. Жизненно важным остается решение проблемы сохранения личностного «ядра», благодаря которому человек способен ориентироваться на жизненном пути, выстраивая иерархию ценностей, норм, поступков. Индивид символически включает в эту систему все жизненные события, обозначаемые как процесс коммуникации с внешним миром. В данной статье предлагается в качестве конституирующего механизма построения целостной личности рассмотреть традицию христианских праздников (в этом и заключается новизна исследования).

Согласно христианской антропологии основу личности составляет сложная иерархическая структура взаимного подчинения тела душе, а души духу. На строгость такой иерархической целостности указывал Святитель Феофан Затворник: «Господство духовной жизни (есть) норма истинной жизни человека... духовный человек... есть настоящий человек, между тем как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек. как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу. По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное — а за ними и все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Се — норма!» [5]. Со слов Феофана Затворника мы можем рассматривать формирование целостной личности как процесс восстановления духовно-душевно-телесной иерархии.

Этимологическим основанием для понятия «иерархия» служат греческие слова «hieros» — "священный" и «arche» — "власть". Это позволяет рассматривать принцип иерархии как освящение или сакрализацию некоторой структурной последовательности или, согласно словарю, «принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия.» [3]. Важно отметить, что первоначально термин появился в V веке в философском трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной Иерархии», в котором рассмотрена деятельность, непосредственно ориентированная на «Богоподражание» «цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним» [1]. Личность, выстраивающая свою жизнь по иерархическому принципу, обретает целостность, обосновывая символику и ритм обыденной практики. По высказыванию М.С. Кагана, «целостность. есть качество, обусловленное содействием всех ее частей той части (подсистеме, элементу), которая в данной деятельностной ситуации является основной "ударной силой" в решении конкретной задачи» [4]. В данном случае «конкретную задачу» определяет сакральный центр иерархической системы, в христианстве им является непосредственно Иисус Христос. Согласно тексту Евангелия, восстановить целостность человеческой личности способен только Иисус Христос, то есть именно Он является идеалом, или иерархическим принципом, задающим логику построения структуры личности. Соответственно, организация постоянного и непрерывного символически опосредованного общения с личностью Христа есть основная функционально обусловленная задача любых культурных феноменов, созданных в рамках христианской культуры, в частности традиции праздника, рассматриваемого как изначально иерархически определенный ритм жизни человека в данной культурной традиции. Ритмы праздничной культуры создают условия для непрекращающегося процесса восстановления иерархической целостности человека. Каждое церковное торжество предполагает возможность становления на путь обретения гармонии телесно-душевно-духовной природы человека.

Этимологически слово «праздник» чаще связывают со словами «праздный», «пустой», «порожний», то есть свободный от будничной деятельности, в то же время первоначальное название праздника в древнееврейском языке — "хаг" от глагола «хагаг», что означало "танцевать". Специалисты [2] связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Современные лингвисты термин «feriae» выводят из слова «fanum», означающего священное место, а термин «festum» — от санскритского корня «бхас» — "блестеть". Таким образом,

праздник семантически связан и со своеобразным временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным сакральным ритуалом, танцем, приемами, пиршеством. Любой праздник предполагает в таком случае радостное событие, но непременно связанное с сакральным переживанием «духовной связи» с неким абсолютным сакральным центром.

Феномен праздника можно представить в виде трехэтапной структуры. Она включает длительную психологическую и физиологическую подготовку (пост - подчинение тела душе и духу), яркий ритуализированный обряд (подчинение души духу), а также импульс и настрой для максимальной реализации творческого потенциала в направлении формирования собственной личности, ориентирующейся на идеал личности Христа (самоактуализация духа). Форма проповеди, как и искусство храмового оформления, необходима для подчинения чувственной и рациональной психической природы, «настройки» на молитвенное состояние, сама же молитва служит способом духовного общения с Богом. Символически значимый и художественно оформленный обряд таинств Покаяния и Евхаристии позволяет переживать трансцендентную реальность Богоприсутствия посредством сакральной символики. Именно «покаяние», как процесс изменения, позволяет человеку, осознавшему свое личностное начало в символически принятых в христианстве образах, «узреть» в себе божественное начало (трансцендентную реальность), понимаемое как творческое, реализуемое в иерархическом построении символически обозначенной структуры собственной личности. Литургия и евхаристическая жертва — «движение человека к Богу и Бога к человеку» — способны вызвать в христианине переживания эмоционального подъема, ощущения радости от осознания Богообщения. Именно такая радость свидетельствует о восстановлении иерархического принципа человеческой природы.

Таким образом, можно говорить о праздничной традиции как о ритуализированной форме, позволяющей выстраивать целостную личность, снимая противоречия внутреннего и внешнего мира посредством построения иерархической системы, сакральным центром которой является Личность Иисуса Христа. В современной культурно-исторической ситуации праздничное многообразие размывает ценностные ориентиры, необходимые для формирования целостного мировоззрения, создавая праздники-симулякры, имитирующие радостные переживания. Знакомство молодежи с антропологическим аспектом праздников позволит раскрыть подлинно сакральный смысл христианского мировосприятия и ощутить радость полноты и осмысленности бытия.

Список использованных источников

1. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. URL: www.sokratib.ru

2. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Наука, 1985.

3. Иерархия. URL:www.philosophy.polbu.ru

4. Каган М.С. Целостность.иКЬ^^^^уНЬ.о^.т

5. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Клин: Христианская жизнь, 2004. С.43—47.

УДК 316.6:37.013.42 (470.621)

С.М. Сташ

Майкопский государственный технологический университет г. Майкоп, Россия

ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)

В статье автором дается осмысление такой социальной проблемы как игровая компьютерная зависимость у подростков, представляются результаты социологического исследования и предлагаются пути решения проблем по данной теме.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами» (от английского «game» - игра). Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выжива-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком