научная статья по теме Общее сознание и нравственно-этическое сознание студенческой молодежи современной России Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Общее сознание и нравственно-этическое сознание студенческой молодежи современной России»

Леонид Михайлович Попов

доктор психологических наук leonid.popov@inbox.ru

Павел Николаевич Устин

кандидат психологических наук pavust@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань

ОБЩЕЕ СОЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ß статье дан анализ общего сознания как психологического феномена и показаны его основные функции: интегрирующая, субъективная и объективная, интеллек-туально-деятельностная и регулятивная. Выделяется нравственно-этическое сознание, как форма проявления регулятивной функции общего сознания. Даются результаты исследования особенностей проявления нравственно-этического сознания студенческой молодежи, определяющих направленность ее поведенческой активности в сторону добродетельных или порочных поступков.

Сознание, нравственно-этическое сознание, этика, нравственность, культура, личность, добро, зло, нравственные характеристики, поведение

Сознание - одна из самых широко используемых и трудноопределяемых категорий в психологии. В справочных изданиях (В.П. Зинченко, Мещеряков [1], Р.С. Немов [2] и др.), а также в специальной литературе (Г.В. Акопов [3], В.М. Аллахвердов [4], В.М. Бехтерев [5], А.Н. Леонтьев [6], С.Л. Рубинштейн [7] и др.) при характеристике и описании сознания человека акцент ставится не столько на каком-либо определении сознания, сколько на множестве сопутствующих сознанию феноменов.

В неупорядоченном виде можно зафиксировать, что сознание характеризуется с помощью знаний, образов, мыслей, представлений человека, его ориентаций на время и пространство. Сознание соотносится с переживаниями, аффектами, мотивационно-ценностными, нравственными, религиозными и правовыми регуляторами поведения. С человеческим сознанием соотносятся: разум, речь, язык в его вербальном и невербальном выражении,

психическое состояние, субъектность и субъективность, значение и личностный смысл, духовность, бытийность, рефлексивность, предвосхищаемость, катарсис и так далее.

Сознание определяется объёмом, широтой или узостью, глубиной, функциональностью, а также такими формами проявлений как индивидуальное, групповое, корпоративное, массовое, провинциальное, религиозное и др. Всё это позволяет говорить о чрезвычайной широте охвата феноменологии сознания, о том, что сознание привязывается к психическим процессам, состояниям и свойствам как отдельного человека, так и групп людей.

На настоящий момент в отношении сознания выделяются три, своего рода, противоречия. Первое - между предельной обширностью сведений о психологии сознания в целом и расплывчатой соотнесенностью данного феномена с тремя сложившимися в психологии «суперкатегориями»: процессы, состояния, свойства.

Второе противоречие состоит в том, что существует заметное несоответствие между ожиданиями и реалиями значительной части российского общества, унаследовавшего традиции прежних поколений. Ожидания состоят в том, чтобы вернуть «сознательность» поведению людей, то есть сделать неотъемлемой частью сознания такие общечеловеческие ценности как любовь в духовном смысле этого слова, уважение к традициям и друг другу, справедливость, достоинство и честь, подчинение гражданскому долгу. Реально же в российском обществе утверждаются такие ценности, как деньги, власть, сила, превосходство (конкурентоспособность), успех любыми средствами. Можно даже говорить о стремлении СМИ утверждать культ сильного человека (по Ф.Ницше), которому, руководствуясь ценностями силы, власти и конкурентоспособности, главное - достичь финансового и властного успеха, считая, что при этом «всё дозволено» (по Ф. Достоевскому), хотя это противоречит исконно российской ментальности.

Третье противоречие возникло между тем, что недостаточная конкретизация сознания, как феномена психики, крайне затрудняет вести экспериментальные (диагностические и развивающие) действия с ним.

Указанные противоречия могут быть разрешены, если на базе общепсихологических знаний будет дано видение сознания как психологической категории в виде системно-структурного образования с его психологическим механизмом функционирования, важнейшей частью которого является нравственно-этическая; если деятельность отдельных частей этого механизма на основе абстрактно-аналитической стратегии может быть искусственно отвлечена от целостного акта сознания и детально прописана; если удастся на основе концепции сознания субъекта выделить его составляющие и, построив профиль сознания, создать тестовый инструмент, фиксирующий основные параметры сознания. На базе же прикладных отраслей психологии (педаго-

гическая, социальная, медицинская, инженерная и т.д.) можно выделить и упорядочить виды сознания человека, а также разработать процедуру их обнаружения и развития.

В основу понимания сознания как психологического феномена целесообразно положить идею того, что большинство психологических категорий соотносится с одним из трёх оснований: процесс, состояние, свойство (продукт). Со стороны процесса наиболее употребительными с термином сознание являются: взаимодействие, деятельность, общение, поведение. Наиболее широким из них является взаимодействие -категория, наиболее используемая С.Л. Рубинштейном [7] и его последователями для характеристики постоянной связанности человека с миром и которая, с одной стороны, сближает психологию с естественными науками, а с другой - как бы вбирает в себя и деятельность, и общение, и поведение.

С процессуальной стороны за сознанием закрепилось ещё два термина: отражение и творение. По словам В.И. Ленина [8], сознание не только отражает мир, но и творит его. Отражение как процессуальная характеристика сознания проявляется во внутреннем плане в виде перцептивных, репрезентативных и мыслительных действий. Творение как внешнеплановая характеристика процесса сознания в пределе характеризуется высокопродуктивной деятельностью. Однако специфика сознания, соединяющего в себе когнитивно-эмоциональные моменты, состоит в том, что в эти познавательно-деятельностные процессы прямо включены эмоционально-мотивационные процессы, создающие тот или иной уровень пристрастности действиям.

В процессе общения функция сознания заключается в регуляции процесса обмена информацией, эмоциями, переживаниями между субъектами, считающими себя равноценными друг другу. В случае неравноценной оценки партнёра по общению, другой может оказаться в роли объекта целенаправленного или скрытого (манипуляция) воздействия.

В ходе поведенческих проявлений отличительной чертой сознания, как правило, является действие в ответ на поступившее воздействие. Таким действием субъекта может быть поступок, оцениваемый другими. Другие оценивают поведенческие действия как разумные или ошибочные, нравственно оправданные или нет.

Состояние сознания, особые состояния сознания - это те сочетания, которые сопровождают жизнедеятельность человека в каждую единицу времени. При этом ряд психологов рассматривает сознание человека как особое состояние психики, в котором он находится, когда не спит, здоров, нормально и правильно воспринимает то, что с ним и вокруг происходит [2].

Процесс осознания объективной реальности приводит к появлению образа в собственном гносеологическом смысле, т.е. результата, продукта. Понимание сознания как продукта, свойст-

44

ва лучше всего соотносимо с теми работами, где сознание рассматривается как образ мира (А.Н. Леонтьев [6], С.Д. Смирнов [9]), как знание о мире (С.Л. Рубинштейн [7]), как субъективный образ объективного мира в марксистско-ленинской философии. Одним словом, это то, что откладывается в виде комплексного предоставления о мире, в виде субъекта в процессе взаимодействия с миром и с самим собой.

При этом если руководствоваться позицией У.Джемса [10] о потоке сознания как непрерывном процессе смены образов, переживаний, мыслей, впечатлений, то применительно к жизнедеятельности субъекта, наделённого сознанием можно сказать о непрерывном переходе процессов восприятия и мышления в образы - продукты, складывающиеся под влиянием пристрастного отношения, сопровождающегося соответствующим эмоциональным состоянием. Созданные образы на следующем этапе жизнедеятельности становятся условиями новых процессов: сличения, дополнения, разрушения и т.д. А созданные при участии сознания продукты внешнеплановой деятельности на основе принципа «психологического маятника» (Л.М. Попов [11]) стимулируют процессы создания чувственных, художественных, понятийно-обобщающих образов.

К другим психологическим характеристикам сознания можно отнести то, что оно обладает интегрирующей функцией. В сознании происходит единение точного (естественного) и неточного (гуманитарного) знания о мире и самом себе. «Точное» знание складывается из теоретических и практических знаний, добываемых субъектом непосредственным и опосредованным путём и оцениваемых обществом как объективные знания. «Неточные» знания в виде сопутствующих процессу познания переживаний дополняют представления о мире и формируют положительное и отрицательное отношение как к образу мира в целом, так и к отдельным его компонентам.

Сознание субъекта также отвечает за его целостный охват энергетических (жизненных) сил, направляемых на адекватное взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Это то, что существует как субъективно окрашенная система образов, систематизация которых осуществляется на вербально знаковом уровне. Субъективная окрашенность сознания выступает как его смысловая составляющая, обусловленная комплексом внутренних детерминант самого субъекта: направленность, системой ценностных и нравственно-этических ориентиров, социально одобряемых установок.

Сознание объединяет: знания и переживания - непосредственные и опосредованные, субъективные и объективные (С.Л. Рубинштейн [7]); значение и смысл психических образов (А.Н. Леонтьев [6]); духовность, бытийность и рефлексивность (В.П. Зинченко [1]).

Анализ проявлений сознания позволяет выделить у субъекта две самостоятельные функ-

Л

ции: субъективную и объективную. То, что чаще всего рассматривается в действиях субъекта как субъективное, при

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком