научная статья по теме ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ»

ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА ХАРЧЕНКО

кандидат исторических наук (Иркутск),

доцент кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв.

Вторая половина XIX в. вошла в российскую историю как время серьезных изменений в экономической и общественно-политической жизни страны. Реформы 6070-х гг. должны были стать отправной точкой в стремительном развитии капиталистических отношений, внося существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности государства. Пришедший на смену им период контрреформ 80-90-х гг. снизил темпы этого развития, но не остановил его. Процессы, происходившие в обществе на протяжении обозначенного времени, являли собой довольно широкий спектр идей и направлений, каждое из которых имело собственные представления о дальнейших путях развития страны. Насущной проблемой Российского государства после отмены крепостного права оставался вопрос о необходимости серьезных политических преобразований и, в первую очередь, ограничения абсолют ной монархии. Образованные слои общества не были единодушны во взглядах на эту проблему. Одни осознавали необходимость переустройства на демократических началах, другие видели свою миссию в том представителей всех, чтобы не допустить глобальных перемен.

Вторая половина, и особенно конец XIX в., отмечены усилением консервативных позиций православной церкви (ПЦ) по отношению к политическим течениям, что вполне обосновано. Именно она, являясь частью государственного механизма, выполняла функции общественно-идеологической значимости, призвана была поддерживать стабильность в стране и-предпринимала реальные действия в плане оправдания своего предназначения. Активизация ее деятельности в последней четверти века в значительной мере была связана с личностью обер-прокурора Св. Синода

К.П.Победоносцева (1880-1905 гг.).Активное сотрудничество и идейное единомыслие иерархов церкви и правительственных кругов выступило побуждающим фактором в создании благоприятных условий для возникновения и развития широкого церковно-общественного движения. По всей стране стали учреждаться различные православные общества и братства, целью которых являлось поддержание политического равновесия и одновременно создание иллюзии участиясоциальных слоев населения в общественной жизни страны. Основной задачей этих организаций было определено влияние на народную нравственность, которая, по небезосновательному мнению правительства и обер-прокурора, в значительной степени страдала в связи со все возраставшей активностью политических движений1. Благодаря активности православного духовенства

количество церковно-общественных организаций к концу века заметно возросло. Весь их массив можно представить в виде двух категорий: к первой следует отнести учреждения всероссийского масштаба, к которым принадлежали Православное миссионерское общество, Православное Палестинское общество и Общество распространения Священного Писания, отделения и комитеты которых функционировали по всей стране, в том числе и в Сибири. Ко второй -братства местного епархиального значения, вроде Томского во имя Св. Дмитрия Ростовского, Тобольского во имя Св. Дмитрия Солунского, Якутского во имя Христа Спасителя и др. Деятельность всех их можно объединить одной глобальной целью: посредством распространения религиозного просвещения укреплять основы российской государственности, привлекая к этому процессу все социальные слои населения. Помимо общей идеи, каждое из них имело свою собственную направленность, придававшую индивидуальный колорит их функционированию, настолько специфичный, что он способен был несколько оттенить главную цель. Так, Православное Палестинское общество манифестировало идею паломничества в качестве основ христианской добродетели, Православное миссионерское общество возводило миссионерские цели в ранг благородных стремлений, призванных спасать от темноты язычества нехристианские народы, Общество распространения Священного Писания, широко пропагандируя книги Библии, стремилось к возделыванию человеческой души на основе принципов христианской морали и т. д.

Функции епархиальных братств сводились к оказанию максимального содействия в реализации глобальных проблем на местном уровне. Они оказывали значительную помощь, в том числе и материальную, комитетам названных обществ, особенно Миссионерского и Палестинского, призваны были заниматься проблемами благотворительности в отношении учащихся учебных заведений духовного ведомства, сироти бедных духовного сословия. Кроме того, они брали на себя инициативу содействия народному образованию.

Первым по времени основания в России стало Общество распространения Священного Писания. Оно начало свою деятельность в 1863 г. с кружка, образованного в Санкт-Петербурге, а в 1869 г., вследствие ходатайства министра внутренних дел генерала-адъютанта А.Е.Тимашева, было утверждено в качестве общества2. Заслуга в его создании принадлежала митрополиту Московскому Иннокентию (Вениаминову), в прошлом епископу Камчатскому и Алеутскому, длительное время служившему на Аляске, скорее всего, знакомого с деятельностью подобного общества, плодотворно функционировавшего в США, и решившего перенести опыт его работы на российскую почву. Обстоятельства, связанные с реформами второй половины 60-х гг. XIX в., подтолкнули его к мысли о возможности активизации и использования общественной инициативы при помощи приходского духовенства, ближе всего стоявшего к народу.

Общество ставило своей целью распространение книг Священного Писания, изданных по благословению Св. Синода. Причем, вызванное к жизни инициативой светской общественности, оно намеревалось привлечь к участию в делах сельское духовенство, предлагая ему реализацию религиозной литературы на кредитной основе для распространения среди прихожан. Во вступительной части к годовому отчету Общества говорилось: «Наше время - время брожения, колебаний, сомнений, стремлений к чему-то новому, еще неиспытанному... особенно в подобное время важно иметь в своих руках твердый и непреложный кодекс истины - Слово Божие»3. Эти слова как нельзя лучше подчеркивали основную его цель - стремление сделать книги Священного Писания максимально доступными широким слоям населения посредством предельной их дешевизны. Одним из пунктов устава Общества, в тесной связи с главной программной установкой, непременным условием обозначалась их реализация только по фиксированной стоимости, установленной им самим. Через периодическую печать по всей стране объявлялось о приеме заявок для желающих получить такие книги, пересылку же Общество брало на свой счет4. Кроме того, совет нашел весьма целесообразным распространять книги также в разнос, предоставив преимущественное право в этом деле членам Общества - книгоношам, которые должны были с этой целью путешествовать по различным местностям империи. Распространение литературы осуществлялось под непосредственным контролем Общества и с его санкции. Предусматривалась также и возможность учреждения книжных складов при церквях с целью распространения книг Священного Писания в народе через сельских священников и церковных старост.

Первоначально в спектр деятельности Общества вошли территории Кавказа и Поволжья, затем - такие отдаленные окраины Российской империи как Забайкалье, Туркестан, Соловки. В 1863 г. в общей сложности было распространено 534 642 экз. книг, из которых подарено или уступлено за полцены 14 000 экз. В течение 1869 г., например, только 25 его членов распространили 7855 экз. книг. В общей же сложности с 1869 по 1877 г. деятельность Общества выразилась в распространении 405 390 экз. книг.

Количество реализованных книг Обществом распространения Св. Писания Таблица 1

по годам5

1869 1870 1871 1872 1873 1874

19 591 42 841 72 867 84 976 66 162 33

Всего 405 390 экз кн

К 1877 г. насчитывалось 549 членов Общества, причем только 147 из них имели священнический сан, в то время как 2/3 являлись светскими лицами и принимали самое активное участие в распространении книг6. В 1877 г. распространено 46 847 экз. книг7. Пересылка книг осуществлялась за счет средств Общества, реализация же должна была происходить по возможно более низким ценам. Кроме того, предусматривались категории учреждений и лиц, которым предоставлялось право бесплатного приобретения книг. К ним относились богадельни, больницы, тюрьмы и неимущие слои населения8 В 80-е гг. XIX в. стали наиболее активным периодом деятельности Общества. Оно поддерживало контакты с подобным общественным учреждением США. Одним из членов-сотрудников в Санкт-Петербурге состоял о. Биеринг, священник из Нью-Йорка9. В 1882 г. Американское Библейское общество ассигновало ему 1000 долларов для распространения книг Св. Писания. Эта сумма предназначалась для приобретения и безвозмездного распространения книг Нового Завета. Кроме того, 2000 долларов выделялись для командирования двух книгонош в Восточную Сибирь. Аналогичные пожертвования производились регулярно в течение ряда лет: в 1880, 1881, 1883,1884 гг.10 В 1882 г. в Восточной Сибири, согласно разработанной программе, деятельность по распространению книг Св. Писания начали специально прибывшие книгоноши унтер-офицеры И.Т.Рудченко и С.Г.Ткачев. Отправляясь в путь, они взяли с собой для распространения 2405 экз. книг, затем, находясь в Красноярске, получили по почте еще одну посылку с 2591 экз. Путешествуя по Енисейской епархии, они распространяли книги следующим образом: по пути следования от Томска до Ачинска 229 экз. книг, в Мариинске 131 экз., в Ачинске 183 экз., в Абакане 134 экз., в Минусинске 173 экз., в селах Казачьем и Каргине 130 экз., в Усть-Тунгузской деревне 100 экз., в селе Частоостровском 170экз., в Енисейске 1405 экз. Кроме того, бесплатно было роздано: 5 экз. Евангелий караульным солдатам в тюремном замке Ачинска, на заводе Данилова 46 экз. (в окрестностях Минусинска), в Абакане 40 экз., несколько экземпляров Евангелий подарено в богадельню Абакана11. В енисейской тюрьме роздано 30 экз., в городской больнице

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком