научная статья по теме ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ АМЕРИКАНЦЕВ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ АМЕРИКАНЦЕВ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США»

Русские американцы

УДК 94

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ АМЕРИКАНЦЕВ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США

© 2015 г. А.А. Хисамутдинов

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Основное внимание уделено наиболее значимым общественным объединениям русской диаспоры, существовавшим на тихоокеанском побережье США в конце XIX — начале XX века. Отражены многие аспекты политической и культурно-общественной деятельности русских американцев. Статья основана на материалах периодической печати и архивных документах.

Ключевые слова: Русские американцы, Русские общества в США, Русский Сан-Франциско, Русская Аляска, Русский Лос-Анджелес, Русский Сиэтл.

Всем потомкам русских иммигрантов в США была свойственна тяга к объединению. Они хорошо понимали, что сообща легче преодолеть трудности и начать новую жизнь. «Русских организаций всех направлений и оттенков, - писал очевидец, - политических, религиозных, просветительских, взаимопомощных, партийных, профессиональных, деловых, иммигрантских, клубных, театральных, увеселительных, крестьянских, рабочих, интеллигентских - в Соединённых Штатах, в Канаде и в Южной Америке было свыше 2000» [12, с. 254].

Дореволюционные общины русских американцев состояли в основном из крестьян, ставших фермерами или сельскохозяйственными рабочими, рабочих, пополнивших промышленные предприятия (шахты), и небольшой прослойки интеллигенции, которая и занималась общественной деятельностью. Благодаря ей и стали возникать первые общества, создаваться русские клубы. Их деятельность, в основном ограниченная благотворительностью, была очень краткой, а число активистов незначительным. О задачах первой русской организации, Панславянском обществе в память декабристов в Сан-Франциско (1867), его основатель Агапий Гончаренко (1832-1916) сообщал: «Это общество имеет целью способствовать русским, прибывающим в Америку на переселение, в отыскании им работы, пособия в случае болезни, вообще устройства для благоденствия и доброй жизни и успокоения в старости» [5, с. 7]. Схожие цели

* ХИСАМУТДИНОВ Амир Александрович - доктор исторических наук, профессор Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток), заведующий отделом научных исследований и редкой книги Центральной научной библиотеки Дальневосточного отделения Российской академии наук. E-mail: khisamut@yahoo.com

преследовало и Русское благотворительное общество, основанное в Сан-Франциско 15 июня 1883 года.

Жертвенность всегда была одним из важнейших качеств жизни русской диаспоры в Америке. Не случайно идеи взаимопомощи закладывались в основу большинства общественных организаций, создаваемых эмигрантами, прибывшими в США в ходе Гражданской войны или сразу же после неё. С 5 июля 1923 г. в Сан-Франциско действовало Русское общество помощи (взаимопомощи) эмигрантам, «созданное с целью сплочения всех русских беженцев и оказания им всякой помощи и содействия в смысле приискания работ, в подаче юридической помощи, составления специальных и деловых бумаг и подаче советов ценных для всякого начинающего жизнь в Америке» [21]. В него влился и Русский беспартийный клуб, основанный в ноябре 1922 г. генеральным консулом России в Сан-Франциско Артемием Марковичем Выводцевым (1853— 1946), предпринявшим одну из первых попыток объединения русских в этот период.

Инициатором ряда ценных начинаний в деле благотворительности был бывший полковник царской армии Иван Ильич Громыко (1883-1968), учредивший сначала (1929) «Лигу американских граждан русского происхождения», а затем основавший Комитет помощи безработным, инвалидам и престарелым. Заслугой этой организации, существовавшей до апреля 1940 г. (с 1933 г. - как Русское благотворительное общество), стало открытие в 1932 г. Русского дома, где нуждавшимся предоставлялось жилье и бесплатная еда.

Помощь ветеранам Первой мировой и Гражданской войн была закреплена в уставах ряда объединений: Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско (создано в мае 1924 г., председатель А.П. Будберг), Союза русских инвалидов в Северной Америке (февраль 1925 г., Сиэтл, председатель А.Я. Ельшин), Общества ветеранов Великой войны в Лос-Анджелесе (декабрь 1930 г., председатель П.Н. Веселовский), Общества Георгиевских кавалеров (Сан-Франциско) и др. Роль координаторов в организации благотворительных мероприятий выполняли специально созданные Комитет помощи русским военным инвалидам за рубежом (Сан-Франциско), Инвалидный комитет Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Средства собирались на Днях инвалидов, Инвалидных балах и концертах, которые регулярно проводились вплоть до 1972 г. Поводом для первого бала в 1926 г. стало письмо из Константинополя от председателя Зарубежного Союза русских военных инвалидов с призывом помочь ветеранам в Европе [16, с. 62]. К участию в инвалидных концертах приглашали известных артистов, в том числе приезжавших на гастроли. По инициативе контр-адмирала Б.П. Дудорова на балах стали выбирать королев и принцесс -из числа тех, кому удавалось собрать наибольшую сумму пожертвований. Участие в этих мероприятиях принимали и сестричества русских приходов. С каждым годом сборы увеличивались, к 1955 г. они составили более 45 тыс. долл. [1, с. 35]. Один из самых успешных балов, в 1970 г., принёс 21,5 тыс. долларов [20].

Не оставались без внимания и женщины с детьми. Общество покровительства и просвещения русских детей в Сан-Франциско (3 сентября 1925 г.), Общество помощи русским детям за рубежом в Сиэтле (1932 г.), Общество помо-

щи русским детям зарубежья в Лос-Анджелесе вели сбор пожертвований (с 1932 г. - на ежегодном Дне русского ребенка), на которые открывали детские сады (с небольшой платой или совершенно бесплатные для беднейших семей), проводили лектории для родителей, устраивали рождественские ёлки. При Обществе в Сан-Франциско имелись также курсы по подготовке к экзамену на получение американского гражданства.

Одним из самых известных благотворителей на Тихоокеанском побережье США был Иван Васильевич Кулаев, известный своей деятельностью в Китае, где содержал школы для русских детей, строил церкви, выделял стипендии для русских эмигрантов во всём мире, посылал деньги в Толстовский фонд и в Европу, издавал книги русских эмигрантов и покупал литературу для библиотек. Благотворительный фонд имени И.В. Кулаева, основанный в январе 1931 г. (председатель Н.В. Борзов), с 1936 г. стал оказывать денежную помощь русским организациям просветительско-благотворительного характера. К 10-летию фонда в 1941 г. такой помощи было оказано на 44 тыс. долларов.

В общественной жизни русских общин в США находили отражение потрясения и боль, вызванные поражением в Гражданской войне, отрыв от родины, неопределённость положения на новом месте. С другой стороны, тяга к созданию объединений была вызвана желанием найти утешение от пережитого и новую точку опоры в чуждой для них стране. Общественных организаций самых разных направлений и политической окраски появлялось множество, иногда по желанию одного или нескольких человек, но большинство закрывалось сразу же после учредительного собрания. Причин тому было много: неудовлетворительное финансовое положение, отсутствия взаимопонимания и внутренние разногласия между членами, пассивность подавляющего числа русских американцев. Елена Петровна Грот (урожд. Баранова) (1891-1968) отмечала: «Борьба за существование, проблемы, связанные с английским языком, получение нового образования весьма ограничивали русских в общественной деятельности. Однако те, кто пробовал на деле примкнуть к культурным или другим обществам, знают, что в большинстве случаев их ждало горькое разочарование» [6].

Наиболее активной общественной силой были русские студенты, многие из которых прибыли в США из Китая в составе специальных групп для получения образования. Они отказались участвовать в русских политических организациях в США, в том числе политизированном Русском студенческом клубе (Беркли, 1920 г.), члены которого идеализировали советскую власть, и создали в 1921 г. свои объединения. Русское национальное студенческое общество в Беркли и Русское (национальное) студенческое общество при Вашингтонском университете в Сиэтле преследовали схожие цели: «а) национальное объединение русских студентов на почве стремления к завершению образования и взаимопомощи, б) по мере фактической возможности поддержание связи с русскими эмигрантскими студенческими кругами» [МРК . Коллекция К.П. Барского (Box 56, f. 1. Пояснительная записка РСО)].

* МРК - Музей русской культуры в Сан-Франциско (США).

«Полный провал Белого движения, неопределённость, вернее, безнадежность будущего России ясно говорили, что активная борьба с большевизмом отложена на неопределённое время и что прямой и непосредственной задачей являлось получение образования», - вспоминал В.Н. Борзов, председатель Русского студенческого общества в Беркли [МРК. Коллекция Н.В. Борзова. Box 34, f. 7 (Борзов В.Н. История образования Русского студенческого общества: Рукоп. 1931. Б.с.)]. В течение первого месяца в обществе зарегистрировались около 120 студентов из Сан-Франциско и 30 - из Лос-Анджелеса. Были установлены связи с Прагой и Нью-Йорком, оживлённая переписка велась и с теми, кто устроился на заработки: многие нуждались в моральной и материальной поддержке. Русская молодёжь образовала студенческий хор, имела свои печатные издания: Бюллетень (с 5 сентября 1922 г.) и газету «Русский медведь» (1930-1934 гг., редакторы В. Косицын, П. Балакшин и М. Жилин). Студенческое общество в Беркли закрылось 21 января 1936 г., когда необходимость помогать русской молодёжи иссякла.

Русское студенчество основало в Сан-Франциско Русский клуб (Russian Club), который вначале действовал при Свято-Троицком соборе, затем арендовал помещение на Фултон стрит (Fulton street), №1198. В нём устраивались лекции и литературные вечера, имелись библиотека и игральные комнаты, например, биллиардная, работали различные кружки: теннисный, шахматный и другие.

Одной из первых и наиболее долговечных организаций, созданных молодыми людьми (М.М. Рот, И.Я. Еловский, Е.П. Гро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком