научная статья по теме ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РПЦ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСТВА Социология

Текст научной статьи на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РПЦ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСТВА»

ным, можно сказать, что какие-то подвижки в воцерковлении православных все-таки происходят. В-шестых, на основании анализа показателей религиозного поведения и сознания, а также участия в жизни религиозных организаций мы считаем, что в России сформировалось ядро верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в культовой жизни, которое составляет около 10-15% населения (из них не менее 10% - православные, остальные мусульмане и представители других конфессий). Вокруг этого ядра сформировалась "периферия" религиозного и верующего населения, которая составляет около 30-35% (из них более 30% православные, остальные мусульмане и представители других конфессий) - это люди, у которых показатели религиозного поведения несколько ниже, но их жизнь тем не менее связана с религиозными общинами и приходами, они верят в бессмертие души и считают религию важной частью своей жизни. Остальную часть респондентов (около 20%) можно определить как культурную самоидентификацию, для которых религия мало сказывается на образе жизни; для них - это скорее некий символ, а не основа их мировоззрения. Колеблющихся респондентов, с нашей точки зрения, все же целесообразно относить скорее к этой группе, чем к группе верующих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аналитический доклад ИС РАН. О чем мечтают россияне (размышления социологов). М., 2007. Синелина Ю.Ю. "Циклы секуляризации в истории России". LAP, 2011.

Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006) // Государство,

религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. Чеснокова В.Ф. "Тесным путем" М., 2005.

© 2013 г.

Л. А. АНДРЕЕВА, Л. К. АНДРЕЕВА

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РПЦ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСТВА

АНДРЕЕВА Лариса Анатольевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН (E-mail: andreeva@rbcmail.ru); АНДРЕЕВА Людмила Константиновна - доцент Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ)

Аннотация. В статье сопоставляются данные исследования о восприятии общественно-политической роли РПЦ студентами с результатами общероссийских опросов с целью выявления степени расхождения или совпадения основных выводов.

Ключевые слова: религия • РПЦ • плюрализм мнений • религиозное мировоззрение • религиозное/нерелигиозное сознание

Роль РПЦ в общественной и политической жизни, тесный союз церкви и государства - предмет оживленной дискуссии в современном обществе. РПЦ устами протоиерея В. Чаплина озвучила "идеальную" цель: "Церковь должна занять центральное место в жизни человека и общества" [Церковь начинает движение..., 2012]. Насколь-

ко же реальна такая перспектива для молодой, образованной части российского общества?

Эмпирической базой исследования является выборочный социологический опрос, проведенный в 2012 г. среди студентов Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ), филиала в г. Волоколамске Московской области. Всего было опрошено 136 человек (примерно 15% от общего количества учащихся). Задача ставилась сравнить показатели анкетирования студентов МГУТУ с "большими" общероссийскими опросами, выявить степень расхождения/совпадения отдельных показателей восприятия общественно-политической роли РПЦ в жизни российского общества.

Плюрализм мнений, а не единство истины. Обосновывая претензии религии, В. Чаплин апеллирует к евангельскому идеалу, согласно которому нормой является не плюрализм мнений, а единственность истины. С этой точки зрения одним из ключевых индикаторов служит отношение студенчества к современному понятию демократии и демократического устройства, где плюрализм как мировоззренческая концепция, исходящая из множественности оснований бытия мира, множественности воплощений различных культур, из права на существование несопоставимых ценностей, политических убеждений, мнений, из многообразия форм общественного самовыражения людей, является одним из цементирующих оснований.

По данным опроса в МГУТУ демократию считают необходимой для России 54% респондентов, 38% затруднились ответить и 8% высказались против. Эти данные коррелируют с результатами всероссийского опроса Левада-Центра (2010 г.): 60% россиян считают демократию необходимой России, 16% затруднились ответить и 24% высказались против [Как Вы думаете.., 2010]. Если уровень поддержки демократии приблизительно одинаков, то обращает внимание почти трехкратное уменьшение противников демократии в студенческой среде по сравнению с общероссийскими данными (8% среди студенчества против 24% среди россиян), что можно объяснить особой восприимчивостью молодежи к возникновению новых ценностных ориентаций. Ориентация студенчества как потенциальной интеллектуальной элиты на ценности демократии важна тем, что задает ценностную парадигму ближайшего будущего.

Религиозная (мировоззренческая) и конфессиональная ориентация студенчества. Для понимания результатов опроса студентов о восприятии политической роли РПЦ необходимо выяснить их религиозную (мировоззренческую) и конфессиональную ориентацию. На наш взгляд, ключевой для анализа религиозных (мировоззренческих) позиций является следующая типология: верующие, затрудняющиеся ответить (колеблющиеся между верой и неверием), неверующие (с выделением в ней группы атеистов), а для анализа конфессиональной ориентации - религиозная самоидентификация (православный, мусульманин и пр.). Стоит сразу оговорить тот факт, что, на наш взгляд, религиозная самооценка (верующий или неверующий) в современной России находится под давлением господствующей идеологии, в которой неверующий - это маргинал. Ровно наоборот повторяется ситуация советских времен, тогда верующие считались маргиналами и вынуждены были скрывать свою религиозность. Можно согласиться с мнением Е.А. Кублицкой: «Показатель "самооценки" "заработал" у верующих, поскольку нет причин скрывать свои убеждения. В то же время он оказался недостоверным при определении нерелигиозности населения. Так, часть неверующих респондентов или идентифицируют себя с "колеблющимися", или уходят от ответа. Если в период "застоя" показатель самоидентификации по отношению к религии и атеизму занижал уровень религиозности и завышал степень распространения секуляризации в обществе, то в постсоветский период - завышает уровень религиозности с занижением уровня и степени атеистичности населения» [Кублицкая, 2009: 97].

По данным опроса в МГУТУ назвали себя православными 80% студентов, 3% мусульманами, 2% прочими. Верующими же себя назвали 73,5% студентов, неверующими 7,3%, 5% атеистами, остальные затруднились ответить. Обращает внимание, что количество верующих меньше числа студентов, заявивших о своей православности.

Таким образом, мировоззренческая самоидентификация на порядок ниже конфессиональной самоидентификации, следовательно, идентификация мировоззренческой и конфессиональной приверженности не совпадает, что коррелирует и с данными всероссийских опросов.

Известно, что по данным всех социологических опросов уровень православной самоидентификации россиян чрезвычайно высок. По данным всероссийского социологического опроса ВЦИОМ за 2012 г. 77% процентов назвали себя православными, 6% приверженцами ислама [РПЦ: вызовы, разломы, риски... 2012]. В 2011 г., по данным ИСПИ РАН, доля верующих составляла 65% опрошенных, колеблющихся между верой и неверием остается неизменной - около 16%, доля неверующих - 9% [Синелина, 2012]. В отношении колеблющихся можно заметить, что эта группа тяготеет более к неверию, чем к вере. В то же время от 35 до 45% респондентов, считающих себя "колеблющимися", не верят в Бога и другие сверхъестественные силы [Кублицкая, 2008: 98].

Доверие РПЦ и Патриарху Кириллу. При высоких показателях лично верующих или называющих себя православными логично предположить, что порядок этих цифр должен был бы сохраняться и в вопросах доверия к РПЦ как социальному институту общества, и к ее главе - Патриарху Кириллу. Однако, только 60% студентов доверяют РПЦ, 19% не доверяют, а 21% затруднились ответить. Таким образом, когда вопрос уходит из области личной веры или конфессиональной идентификации и переходит в область социально-политических отношений, мы видим резкое уменьшение сторонников "реальной" Церкви как института общества, включенного во все социально-политические процессы. Разрыв между 80% верующих и 60%, поддерживающих РПЦ, свидетельствует о том, что сложно говорить о "православном консенсусе", когда речь идет о поддержке РПЦ как социального института. В этом отношении тенденция, выявленная в студенческой среде, повторяет общероссийскую. По данным всероссийского опроса (2011 г.), Церкви как социальному институту доверяют 50% опрошенных, не доверяют 39%, затруднились ответить - 12%. Доля респондентов (23%), не доверяющих Церкви, существенно выросла по сравнению с 2006 г. [Синелина, 2012].

Еще большее падение мы наблюдаем в ответе на вопрос о доверии Патриарху Кириллу. Только треть студентов положительно оценивает его деятельность, 56% затрудняются ответить и 13% относятся отрицательно. Следует заметить, что опрос проводился, когда в СМИ и Интернете широко освещали историю с "нанопылью" в квартире патриарха, часами "Брегет". Возможно, падение личной популярности главы РПЦ объясняется тем, что студенчество является наиболее активным пользователем Интернета. Казалось бы, этот вывод поддерживается и данными, что опубликовал ВЦИОМ после скандальных историй. На вопрос: "Какие чувства, прежде всего, у Вас вызывает личность патриарха Русской Православной Церкви Кирилла?" были даны следующие ответы: у 71% патриарх Кирилл вызывает сугубо положительные чувства, у 8% отрицательные, 21% затруднились ответить [РПЦ: вызовы, разломы, риски.... Стенограмма, 2012].

Однако доверие предстоятелю РПЦ должно конвертироваться в активную социальную поддержку. С этой целью задавался следующий вопрос: "Как вы думаете, если Патриарх Кирилл выступит с осуждением какого-либо решения властей РФ, то на чьей стороне вы окажетесь с большей вероятностью: на стороне Патриарха

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком