научная статья по теме ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЗБЕКСКОЙ МАХАЛЛЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЗБЕКСКОЙ МАХАЛЛЕ»

Этнография, этнология и антропология

Убайдуллаева Б.М., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, доцент Института истории Академии наук Республики Узбекистан

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

В УЗБЕКСКОЙ МАХАЛЛЕ

В статье рассматривается роль узбекской махалли в социализации детей. На основе этнографического материала анализируются такие факторы, влияющие на социализацию детей в махалле, как общественный контроль и роль авторитетов и аксакалов, и определяются особенности общественного контроля махалли. Демонстрируется процесс трансформации в махалли в связи с переходом Узбекистана на рыночную экономику, миграционными, урбанизационными процессами и другими факторами.

Ключевые слова: махалля, традиционность, дети, социализация, соседские отношения, отношения внутри общины, общественный контроль, авторитет, аксакал, обряды, мероприятия, учеба, воспитание, сообщества ровесников и сверстников, независимость, молодое поколение.

THE SOCIAL CONTROL AS A FACTOR TO THE SOCIALIZATION OF CHILDREN IN THE UZBEKS «MAKHALLA»

The article is devoted to studying the role of mahalla in the socialization of children. In part, it is presented an analysis of the factors influenced for the socialization of children, such as a social control; position and influence of elders' and authorities; the role of rites, rituals and traditions in the socialization of children; communities ofpeers, etc. Also, the article is traced the transformations in the evolution of the makhalla institute in the period of Independence of Republic of Uzbekistan, including the enhancement of its functions on the socialization of the younger generation.

Keywords: тhe makhalla institute, traditionality, children, socialization, neighborly relations, relations within the community, social control, authority, elders, ceremonies, events, training, education, community of peers, the younger generation.

Как известно, в образе жизни узбеков, как и у всех среднеазиатских народов, особое место занимают общинные отношения. В объединении людей, сохранении и развитии традиционных соседских отношений и общинных связей социально-экономическую, морально-воспитательную и организационную функции выполняет институт «махалля».

До первой четверти XX в. одна махалля объединяла в среднем 50 -60 домов и в крупных городах входила в состав даха (по -персидски «десятка»): несколько даха составляли города. Даха управлялась мингбоши, а махалля - выбранными аксакалами-элликбоши1.

С установлением советской власти, национализацией земельной собственности и обобществлением средств производства экономическая основа махалли - общины в городе были ликвидированы, а в сельской местности видоизменены. Сохранению махалли в городах способствовало в очень большой степени признание ее в качестве структурной единицы города при советской власти2.

Советский режим успешно использовал коллективное (общинное) свойство управления в махаллях для реализации своих целей. ... «Однако махаллинское руководство не утратило свои традиционные функции и не было полностью вытеснено советскими местными и

1 Буриев О., Саидов Б. Ма^алла -миллий тарихий институт. - Тошкент: Янги нашр, 2012. — Б.12.

2 Поляков С.П.Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. - М.,1989. - С. 56.

другими организациями»1. Махалля все-таки смогла сохранить свои традиционные особенности, не прерывая социально-экономических, духовных и нравственных взаимосвязей, сформиро-ванных на протяжении многих веков.

Согласно сложившемуся национальному менталитету узбеков, человек, не участвовавший в общественной жизни махалли и общины, не признавался порядочным и не заслуживал уважительного к себе отношения. Таких людей в махалле игнорировали и даже подвергали общественному порицанию. По сведениям Ферганского информатора, очень состоятельный в экономическом отношении человек в его махалле был подвергнут наказанию со стороны аксакала махалли: по ею указанию жители махалли не пришли на свадьбу в дом этого богатого человека и не приняли участия в обрядах. В действительности, богатый чиновник доводился племянником аксакала. Наказав своего племянника, аксакал показал тем самым пример для жителей махалли быть справедливым2. В традиционных взаимоотношениях в махалле почет и положение человека определяются не его материальным благополучием и социальным статусом, а другими критериями. Из них самый важный - активное участие в делах общины, что способствовало стремлению сплотиться в махаллю. Другим не менее важным критерием, определявшим положение человека в махалле, являлись взаимоотношения между членами его семьи и уровень воспитанности детей. Об этом гласит и мудрая узбекская поговорка: «Ребенок - дорог, но всего дороже его нравственное воспитание». Истоки формирования нравственного воспитания детей, особенно мальчиков, закладывались с определенного возраста вовлечением в жизнь махалли. Родители, начиная с 7 -10 лет, призывали своих детей к активному участию в общественной жизни махалли, на хашарах, свадьбах и траурах.

Роль махалли в социализации детей проявлялась в том, что нравственные понятия детей определяли жизнь не только семьи, но и махалли. Как подчеркивал Н.С. Лыкошин, который изучал бытовую жизнь народов Туркестана в начале ХХв., местный мальчик хорошо знал, как вести себя в среде взрослых, т. е. знал свое место, не протягивал руку к пище на дастархане, не вмешивался в разговор взрослых, а когда у него спрашивали о чем-нибудь, отвечал тихо, чтобы не привлечь себе лишнее внимание гостей3.

Факторы, влияющие на социализацию детей в махалле: а) наличие общественного контроля; б) роль авторитетов и аксакалов; в) обряды и обычаи, проходящие в рамках общины (свадьбы, гулянья, праздники, похоронные обряды хашары (коллективная помощь), собрания; г) собрания и сборы ровесников и сверстников в махалле.

Суть общественного контроля заключается в обеспечении частных контактов, между людьми в рамках общины, в том чтобы люди не были безразличными друг к другу для обеспечения быстрого распространения информации о каждом её члене. В прошлом община представляла собой самодостаточный организм. И социальные связи людей по большей части были замкнуты внутри нее. В конце XIX - начале XX в. узбеки чаще всего жили и работали на территории своей махалли, их связи, особенно женщин, с другими махалля были редкими. Человек был не только территориально, но и социально ограничен, подконтролен общине, вместе с тем его положение в этом мире было относительно стабильно и защищено социальной общностью4. Многосторонний социальный контроль махалли охватывал все отношения между её членами (одобрение и обвинение) и фиксировал почти все действия вне рамок общепринятых законов и норм.

Всякое общество, «заботясь о своей целостности и единстве, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам. ... Более того, для

1 Узбеки.- М.: Наука, 2011. (Народы и культуры). - С. 429.

2 Записи автора. Ферганская область, село «Миндон». 2013 г.

3 Лыкошин Н.С. Хороший тон на Востоке. - Петроград, 1915. - С. 4.

4 Узбеки .... С. 429

каждой этнической культуры характерны свои представления о значимости тех или иных фрагментов поведения и, следовательно, своя конфигурация границы между обязательным (типизированным) и свободным (индивидуальным) поведением. При этом, чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль над соблюдением стандартов и образцов»1. Как известно, у узбеков сформированы свои определенные нормы поведения и соблюдение их строго контролируются семьёй и махаллёй. Человек через системы самоуправления в махалле серьёзно относился к брачным и семейным отношениям, уделял особое внимание воспитанию детей и обеспечению их будущего. Как показали этнографические наблюдения, молодые из-за боязни опозориться перед людьми в махалле, а также быть порицаемыми отцом и другими близкими родственниками удерживали себя от совершения каких -либо непристойных действий и поступков2.

Чрезвычайно важным моментом в системе традиционного воспитания является сохранение и возвеличивание опыта предшествующих поколений. Он -опыт - никогда не дискредитируется. ... Старший -всегда учитель и его авторитет непререкаем. Но «старшие» -это «традиция», мечеть и весь комплекс махалля3.

По традиции у узбеков мало времени уделяется воспитанию словом. Основная нагрузка в воспитании приходится на пример и действие. Слово используется только для комментирования действий и поведения. В этом плане выработана система запретов, которые в основном объясняют, почему нельзя совершать те или иные поступки. В них детально детям сразу все не объясняется, а говориться просто «ёмон булади» - «будет плохо (или так не принято делать, это не хорошо)». Негативные действия и нормы поведения объяснялись примерами и словами и примеры приводились, в основном, из жизни конкретного жителя общины или пророка Мухаммада (на основе хадисов). Даже после шестидесятилетней атеистической и антитрадиционной пропаганды советской идеологии махалля стояла на позиции сохранения и передачи исламских ценностей из поколения в поколение.

Исследователи 80-х годов прошлого века об этом писали следующее: «... Махалля твердо держит в своих руках всю идеологическую жизнь. Самыми изощренными приемами комитет и его активы - старики направляют воспитание молодежи в нужное направление. ... Ребенок приходит в школу уже мусульманином. Махалля уже сделала свое дело. В школьном возрасте происходят только «шлифовка» и «доводка» в деталях. Махалля только присматривает за выполнением необходимых норм поведения и корректирует его, в основном, через отца семейства» .

Каждая семья перед тем, как провести какое-либо мероприятие, в первую очередь советовалась с авторитетными старейшинами махалли, прислушиваясь к их мнению. Между жителями общины устанавливались теплые добрососедские отношения. Старшие жители общины помогали молодым семьям в воспитании детей различными советами. Немаловажным было то, что в жизни махалли принимали участие как мужчины, так

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком