научная статья по теме ОБЗОР НЕГАТИВНОЙ ПО ФОРМАМ И ИСТОРИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ОЦЕНКИ РУССКО-ОРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБЗОР НЕГАТИВНОЙ ПО ФОРМАМ И ИСТОРИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ОЦЕНКИ РУССКО-ОРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 94 (470)

ILGIZILDAROVICH NAZIPOV

Candidate of Historical Sciences, head of the Department of Theory and History of State and Law Autonomous non-profit organization for higher education Perm Institute of Economics and Finance Perm, 614068, Russian Federation, Ekaterininskaya str., 141. E-mail: nazipoff@maii.ru

Evaluation review of russian-horde relations in historical sources and historiography,

negative in form and historical consequences

In historical science, the Russian-Horde relations and consequences of the Horde impact on Russia are represented by group of standpoints. Among them, the judgment is presented in this article. This negative view of the Horde impact on Russian lands is reviewed in the article. Within this viewpoint three evaluation systems which differ from each other in criterion are being reviewed. The first evaluation system considers opinion of invasion and dependence on the Horde as intrigues of the Devil whose servants were the Tatars. Part of old Russian authors of chronicles and literary works adhered to this opinion. The other part of authors considered that the Tatar invasion and submission to them was Divine retribution for sins of the Russians. The authors analyzing in this article gave the following features possessed by the Devil and his demons in Holy Writ to the Tatars: craftiness, flattery, unnatural strength, indefatigability in battle. Also according to this logic, the Tatars had to hate Christian church, and in literary works, they destroy church buildings, murder priests. The second system is evaluation based on comparative study of Russia before submission to the Horde and after its release. The authors make this comparison in favor of the look of Russia before the Mongols both in terms of material and spiritual culture. The authors think that cruelty of laws, authoritarianism rule, people's submissive character are the consequences of the Tatars' impact. The third system is a negative evaluation of the «yoke» based on historical materialism. It was presented by historians in the USSR. The Tatars' impact inhibited development of productive forces, the basis of Russia, and consequently, culture. It forms the basis of evaluation. Negative utterances of K. Marx about the Horde and the Mongol-Tatars also had influence on evaluation of the Soviet historiography.

Key words: the Horde, Russian lands, Russian-Horde relations, the Devil's intrigues, historical materialism, criteria of evaluation.

ИЛЬГИЗ ИЛЬДАРОВИЧ НАЗИПОВ

Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов г. Пермь, 614068, Россия, улица Екатерининская, 141.

Тел.: 8(342) 2-446-555, 8(342)2-446-888; E-mail: nazipoff@mail.ru

В исторической науке русско-ордынские отношения и последствия влияния Орды на Русь представлены группой оценок. В том числе оценкой представленной в данной статье. Это негативная оценка воздействия Орды на русские земли, которой сделан в статье обзор. В рамках этой позиции рассматривается три отличающихся друг от друга, по критерию, системы оценки в рамках данной. Первая - оценка нашествия и зависимости от Орды, как происков дьявола, чьими слугами были татары. Эту оценку делали часть древнерусских авторов летописей и литературных произведений. Другая часть их, связывала нашествие татар и подчинение им с карой Божьей за грехи русских. Рассматриваемые здесь авторы приписывали татарам свойства, которыми в Священном Писании обладает дьявол и его бесы - лукавство, льстивость, неестественную силу, неутомимость в бою. Также по данной логике татары должны были ненавидеть христианскую церковь, и они в сочинениях уничтожают церковные здания, убивают священников. Вторая система - оценка на основе сравнительного анализа состояния Руси до подчинения Орде и после освобождения. Это сравнение авторы делают в пользу облика Руси до монголов. Как в плане состояния материальной культуры, так и духовной. Жестокость законов, авторитарность правления, покорный характер народа - все это они называют последствиями влияния татар. Третья система - негативная оценка «ига» на основе исторического материализма. Ее делали историки в СССР. Воздействие татар угнетало развитие производительных сил, базиса Руси, и как следствие, культурной надстройки. Это и лежит в основе оценки. Также влияние на оценку советской историографии оказали негативные высказывания К. Маркса об Орде и монголо-татарах.

Ключевые слова: Орда, русские земли, русско-ордынские отношения, происки дьявола, исторический материализм, критерии оценки.

Обзор негативной по формам и историческим последствиям, оценки русско-ордынских отношений в исторических источниках и историографии

В исторической науке русско-ордынские отношения и последствия влияния Орды на Русь представлены группой оценок. Наиболее известные из них, следующие пять:

Первая позиция, представлена исследованиями Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова. По ней эксплуатация татарами русских земель была злом для Руси, однако, по

историческим результатам, воздействия Орды на Русь, обернулась, по их мнению, в итоге, для исторической судьбы Руси благом. Русские земли из-за родовой системы наследования княжеских «столов» и слабой власти князей в своих землях и Великого князя на Руси, в целом, постоянно вели междоусобные войны. В результате взаимодействия с Ордой изменилось положение дел, так как

Орда поддержала власть удельных князей в их землях и власть Великого князя над удельными князьями и всеми землями Северо-Восточной Руси.

Другая позиция представлена исследованиями С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. По ней русско-ордынские связи - незначительный фактор в политической истории Руси. Данная точка зрения в качестве основного критерия оценки событий на Руси в XIII-XV вв. выдвигает смену родового порядка наследования княжеских «столов» майоратом. Такая смена произошла в период русско-ордынских отношений. Причина этих изменений в рамках данной трактовки видится во внутренних русских процессах. Влияние Орды на процессы трансформации политической системы Северо-Восточной Руси в рамках этой концепции оцениваются как ничтожные.

Третью позицию высказывали русские историки-эмигранты в 20-30 гг. XX в., называвшие себя «евразийцами» - Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий. Для них главным в русской истории было государственное единство с народами, проживающими на территории бывшего СССР, близкими друг другу в антропологическом и культурно-бытовом отношении, проживающими в сходных ландшафтных и климатических условиях, с общими государственными традициями. В период существования Орды Северо-Восточная Русь была частью такого государства, возглавляемого правителем Монгольской империи.

Четвертой, особенной по критериям оценкой, явилась позиция Л.Н. Гумилева. Хоть он и называл себя «последний евразиец», но его система аргументации и выводы не совпадают с позицией «евразийцев». В своих книгах он высказал идею о равноправном военно-политическом, антизападном союзе независимых дружественных государств - Орды и русских земель. Такая точка зрения обосновывалась Л.Н. Гумилевым с позиций созданной им пассионарной теории этногенеза. Согласно ей в основе русско-ордынского союза лежит «комплиментарность» (симпатия) русских и представителей этносов Орды. Причина симпатии - благоприятное взаимодействие частот полей «геобиохимической» энергии русского и ордынского этносов.

Пятая позиция - негативная оценка воздействия Орды на русские земли, как по формам этого воздействия, так и по последствиям на историческое развитие. Обзор этой позиции представлен в данной статье.

Традиционно, в исторической науке в данной позиции выделяют «советскую историографию» опуская остальное. Но эта позиция сама является сложной, собирательной. Она делится на три, особенные в рамках нее, системы аргументации. Авторов, негативно оценивающих русско-ордынские отношения, следует разделить натри группы: 1) древние «книжники», современники русско-ордынских отношений и их ближайшие потомки; 2) ученые, работавшие в СССР и относящиеся к «советской историографии»; 3) остальные ученые, кто, работая ранее или позднее, чем представители «советской историографии» имел такую же позицию. Отличает же представителей названных трех групп, принципиальное различие в происхождении критериев оценки воздействия Орды на русские земли.

Рассмотрим последовательно, все три группы.

Первая - русские средневековые «книжники». Они писали летописи и литературные исторические произведения в соответствии с особенностями мышления человека своего времени, и связывали нашествие татар и подчиненность Руси Орде, либо с гневом и карой Господней, либо с действиями дьявола при попустительстве Бога. Произведения, в которых бедствия Руси от татар - это проявление гнева Бога, не принадлежат к рассматриваемой в статье группе исследований с негативной оценкой. Ведь Божью волю не

оценивали негативно, как зло. Его кары средневековые люди принимали как должное, посланное всемилостивейшим Богом ради исправления себя от грехов на пути в Град Небесный.

Как среди средневековых произведений понять оценки татарского нашествия и ига, как исходящего от дьявола? Во-первых, если в деяниях татар будут прослеживаться пороки свойственные дьяволу, например, лесть, клевета. (Сатана от ивр. сатан - противник, клеветник, дьявол от древнегреческого - лукавый, клеветник). Ложь, клевета запрещена и заповедями Священного Писания страницы [Исх. 20:16]. Или, например, гордыня (за нее пожелавший стать равным Богу архангел Люцефер был низвергнут). Или лукавство (Лукавый - одно из имен сатаны). В заповедях Христа, есть фраза: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» [Мф. 16:13]. Во-вторых, распознать исходящее от дьявола можно и просто поняв, что человек или общество не грешило, вели себя правильно, соблюдали все заповеди, и кары Божией не заслуживали (хотя тут возможна и проверка верности Богу в страданиях, примут ли их безропотно), но по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком