научная статья по теме “ОЧЕРК О МУЗЫКЕ” А.Ф. ЛОСЕВА - ИСЧЕЗНУВШИЙ И ОБРЕТЕННЫЙ ТЕКСТ Философия

Текст научной статьи на тему «“ОЧЕРК О МУЗЫКЕ” А.Ф. ЛОСЕВА - ИСЧЕЗНУВШИЙ И ОБРЕТЕННЫЙ ТЕКСТ»

Вопросы философии. 2015. № 9. С. 138—145

"Очерк о музыке" А.Ф. Лосева - исчезнувший и обретенный текст Е.А. Тахо-Годи

В статье рассматривается текстологическая проблема "Очерка о музыке", написанного А.Ф. Лосевым (1893-1988) в 1920 г. Эта ранняя работа по философии музыки была напечатана после смерти автора в соответствии с рукописью, в которой отсутствовало начало текста. Е.А. Тахо-Годи пытается ответить на вопрос: можем ли мы восстановить теперь авторский замысел? Как показано в статье, "Очерк о музыке" не только тематически связан с "Музыкальным мифом" из работы Лосева "Музыка как предмет логики" (концепция Софии, общие литературные реминисценции и т.д.), но представляет финал этого текста, не включенный в книгу "Музыка как предмет логики" во время ее издания в 1927 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: А.Ф. Лосев, русская философия, философия музыки, текстология.

ТАХО-ГОДИ Елена Аркадьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета; заведующая научным отделом Библиотеки истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева"; член Научного совета "История мировой культуры" Российской академии наук; ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.

Цитирование: Тахо-Годи Е.А. "Очерк о музыке" А.Ф. Лосева - исчезнувший и обретенный текст // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 138-145.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 138-145

A.F. Losev's "The Essay on Music" - the Disappeared and Found Text Elena A. Takho-Godi

The article examines the textual problem of "The Essay on Music" (1920) written by Alexey Losev (1893-1988) in 1920. This early work on philosophy of music was published after author's death according to the manuscript missing the beginning of the essay. Helena Takho-Godi tries to answer the question: can we restore the author design now? As the article shows, "The Essay on Music" not only closely connected thematically with "Musical Myth" from Losev's book "Music as the Subject of Logic" (the concept of Sofia, common literary reminiscences, etc.), but represents the ending of this text, which was not included into the book "Music as the Subject of Logic" at the time of its publication in 1927.

KEY WORDS: A.F.Losev, Russian philosophy, the philosophy of music, the textual study.

TAKHO-GODI Elena A. - Doctor of Philology, Professor of the Department of History of Russian Literature at the philological faculty at Moscow State University; head of the research department, the Library of history of Russian philosophy and culture "Losev House"; member of the Scientific Board "History of World Culture" of the Russian Academy of Sciences; Senior Fellow at the A.M. Gorky Institute of World Literature, the Russian Academy of Science.

taho-godi.elena@mail.ru

Citation: Takho-Godi E.A. A.F. Losev's "The Essay on Music" - the Disappeared and Found Text // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 138-145.

© Тахо-Годи Е.А., 2015 г.

"Очерк о музыке" А.Ф. Лосева -исчезнувший и обретенный текст

Е.А. ТАХО-ГОДИ

В творческом наследии А.Ф. Лосева целый пласт работ посвящен музыке - ее философии и эстетике. Основы музыкального образования А.Ф. Лосев получил в Новочеркасской гимназии, где музыку преподавал ученик М.А. Балакирева Федор Иванович Попов. Под его руководством гимназисты учились игре на скрипке, разучивали хоры из опер, казачьи песни. Одновременно А.Ф. Лосев посещал и частную музыкальную школу Федерико Стаджи (1853-1913), которую в 1911 г. закончил с отличием. Полученная музыкальная подготовка - практическая и теоретическая - была весьма основательна. Недаром размышлениями о музыке пронизаны лосевские юношеские дневники 1910-х гг., а первые его статьи 1916 г. посвящены осмыслению творчества любимых композиторов - Р. Вагнера, Д. Верди, Н.А. Римского-Корсакова [Лосев 1916а, 105-121 ; Лосев 1916б, 195-202; 210-217]1.

В 1920-е гг. А.Ф. Лосев становится сотрудником созданного в 1921 г. Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Тогда же Академический Центр утвердил А.Ф. Лосева действительным членом Института "первого состава" наряду со следующими лицами: Н.А. Гарбузовым, П.Н. Зиминым, А.Ф. Ивановым, М.В. Ивановым-Борец-ким, Г.Э. Конюсом, П.Б. Лейбергом, Е.А. Мальцевой, А.Б. Млодзеевским, П.Н. Реницким, Э.К. Розеновым, Л.Л. Сабанеевым, А.Ф. Самойловым, М.Я. Серейским, В.А. Федоровым, Б.Л. Яворским, Н.А. Янчуком, К.Р. Эйгесом. Он входил в Комиссию по изучению звукового восприятия, которая занималась выработкой методов эмпирико-психологического исследования слуховых ощущений как при восприятии отдельных звуков, так и более или менее сложных музыкальных комплексов. Для этой цели был проанализирован ряд работ иностранных авторов по экспериментальной психологии. Лосев выступил с докладом о Гарри Потере Уэльде (Weld H.P., 1877-1970), защитившем в 1911 г. диссертацию An Experimental Study of Musical Enjoyment2. В ГИМН Лосев сделал и ряд других докладов: "Философия музыки В.Ф. Одоевского как образец учения о музыке в эпоху романтизма", "Полемика Нитцше против Вагнера" [Пять лет научной работы 1926].

В эти же годы А.Ф. Лосев заведует музыкально-психологической комиссией (1924) в Государственной академии художественных наук (ГАХН), где выступает с серией докладов по музыкальной тематике3. Будучи профессором Московской Консерватории, читая тут курс по эстетике, философ выпустит в 1927 г. книгу "Музыка как предмет логики", будет на профессиональном уровне общаться с выдающимися теоретиками и музыкантами своего времени - с Н.А. Гарбузовым, М.Ф. Гнесиным, А.Б. Гольденвейзером, Н.С. Жи-ляевым, Г.Э. Конюсом4, Н.Я. Мясковским, Г.Г. Нейгаузом, С.С. Скребковым и др.5, начнет публиковать рецензии в музыковедческих изданиях [Лосев 1926, 108-111; Лосев 1928, 81-82]. Огромную роль играет музыка и в лосевской лагерной и после лагерной художественной прозе 1930-1940-х гг., где нашло отражение личное общение философа с выдающимися исполнительницами его времени - певицей А.В. Неждановой и пианисткой М.В. Юдиной. При этом некоторые размышления героев о музыке в повестях Лосева представляют собой практически целые научные трактаты6. Музыкальная тема останется важной для Алексея Федоровича и в дальнейшем - отсюда в 1960-е гг. его статья о вагне-ровской тетралогии "Кольцо нибелунга" [Лосев 1968, 67-196]7 или подготовка антологии по античной музыкальной эстетике [Античная музыкальная эстетика 1960].

После смерти мыслителя в его архиве был обнаружен целый ряд текстов, относящихся, главным образом, к раннему периоду творчества, к 1910 - началу 1920-х гг., посвященных как творчеству отдельных композиторов (Скрябину [Лосев 1995, 733-779], Вагнеру

[Лосев 1995, 667-731]), так и проблемам общетеоретического характера, осмыслению музыки как эстетического и философского феномена ("Строение художественного мироощущения", [Лосев 1995, 297-320]. Среди подобного типа текстов была и рукопись, получившая при публикации условное название "Очерк о музыке"8. Текст был датирован самим автором. Под завершающей его 17-й главкой стоит: "Починок , 19 августа 1920 г.", причем название места (Починок) затем в рукописи вычеркнуто. О пребывании А.Ф. Лосева в Починке в 1920-м г. ничего не известно и эта датировка, кажется, единственное свидетельство тому. В России существует множество населенных пунктов, за которыми закрепилось это название, означавшее вновь возникшее сельское поселение. Что касается даты - 19 августа 1920 г., то, вероятнее всего, она дана по новому стилю, указывая на праздник Преображения Господня.

Публикация этого текста не была обойдена вниманием исследователей. К.В. Зенкин, знаток лосевской философии музыки, подчеркивал, что эта ранняя работа находится в русле музыкальных исканий эпохи, когда "выдающиеся русские музыканты-мыслители 1920-х гг. стремились для постижения смысла музыка, аккумулирующего весь опыт культуры, обосновать понятия из области самой музыкальной сущности" [Зенкин 2009, 456477]. В "Очерке о музыке" Лосев отграничивает "понимание музыки как самодовлеющего смысла от понимания её как физического (1), физиологического (2) и психологического (3) процессов, являющихся необходимой основой музыкальной художественной формы", которую он "называет интенциональной" (это и есть (4) смысловая форма) [Там же]. Появление этого термина у Лосева К.В. Зенкин объясняет "опорой молодого русского философа на феноменологию Э. Гуссерля", вот почему "интенциональность в данном случае означает направленность сознания на музыкальный смысл (эйдос) как таковой" [Там же]. Именно "в рамках интенциональной формы" выделяются три параметра: "напряжение (напряжённость), личная актуальность и оформление" [Там же]. Эти категории впервые были введены А.Ф. Лосевым в статье 1916 г. "О музыкальном ощущении любви и природы" и "понимаются как измеряемые величины" - автор "сопоставляет произведения с большей или меньшей напряжённостью, личной актуальностью и оформлением, рассматривая выделенные три параметра всё время во взаимосвязи" [Там же].

А.А. Тахо-Годи обратила внимание на софийные мотивы в лосевском тексте, отмечая, что финал текста - "настоящий гимн "Светлой Безбрежности", "вечному Восторгу", "Деве страстной и огненной", "Невесте", "Жене предвечной", "Матери-наставнице", "Девочке-Царице", "Невесте-Матери", "Единой и Великой". Молодой Лосев творит здесь собственный миф о "душе миров", "матери миров и душе Времени", напоминающий о соловьевс-кой влюбленности в Софию" [Тахо-Годи 2007а, 100].

Однако при анализе лосевского текста, при осмыслении его теоретической значимости, традиций и новаторства, до сих пор никем не было замечено, что в этой финальной 17-й главке возникают очевидные и знаковые переклички с "Музыкальным мифом" из книги "Музыка как предмет логики" (1927) и с "Диалектикой мифа" (1930).

О "Диалектике мифа" заставляет вспомнить, в первую очередь, сама манера создания женского портрета: в "Очерке о музыке" - "Вечной Жены и Невесты", в "Диалектике мифа" - героини-монахини. Эта близость также поддерживается введен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком