научная статья по теме ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА Психология

Текст научной статьи на тему «ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 2, с. 91-102

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА1

© 2014 г. Н. А. Логинова

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета,

Санкт-Петербург e-mail: n_a_loginova@mail.ru

Анализируются основные положения созданной Борисом Герасимовичем Ананьевым антропологической теории индивидуального психического развития, представленной как структурно-генетическая теория, основная идея которой - идея целостности развития человека-индивидуальности, а главный принцип - антропологический. Источники и движущие силы индивидуального развития человека Б.Г. Ананьев видит в единстве природной и социальной детерминации, которая на микроуровне, в структуре каждого психического процесса осуществляется через взаимосвязь психофизиологического, операционального и мотивационного компонентов. Основными способами развития он считает социализацию и индивидуализацию. Специфическим нейропсихическим механизмом развития является билатеральная организация мозга человека. Раскрыты основные закономерности развития: гетерохронность, двухфазность психофизиологической эволюции, последовательность эффектов развития. Освещается созданный Б.Г. Ананьевым на основе антропологической теории развития проект новой педагогической антропологии, требующий от педагогов, соответственно принципу природосообразности, руководствоваться объективными законами развития ребенка, в том числе, законом сенситивных периодов.

Обсуждается вопрос перспективности и актуальности теории Б.Г. Ананьева для развития психологической науки, приводятся результаты эмпирико-теоретических исследований, выполненных в школе Б.Г. Ананьева за последние годы.

Ключевые слова: антропологическая психология развития, онтогенез, жизненный путь, закономерности развития, педагогическая антропология, концепция Б.Г. Ананьева и современная психология.

Обращаясь в своих исследованиях к коренным вопросам психологического познания, Б.Г. Ананьев выстроил теорию антропологической психологии, венцом которой стала система взглядов на индивидуальное психическое развитие. Именно на проблеме развития он сосредоточился на последнем этапе жизненного пути, стремясь найти все новые ее эмпирические обоснования, сформулировать основные положения, замкнуть ее контур. Теория Ананьева не есть нечто законченное и застывшее, напротив, это динамичное знание. В научном наследии ученого мы не найдем подробного, целостного и всестороннего изложения ее содержания, при том что Б.Г. Ананьев написал множество статей и ряд монографий, раскрывающих его концептуальную систему и обобщающих результаты огромного числа конкретных исследо-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-06-00405).

ваний. Самой выразительной в этом смысле является его последняя прижизненная монография "Человек как предмет познания" [9], чрезвычайно богатая идеями, но вместе с тем недостаточно объясняющая систему его взглядов как единое целое. Историкам психологии предстоит воссоздать теорию Б.Г. Ананьева в ее целостности, определить ее место среди других и показать ее перспективы в XXI веке. Особой и очень непростой задачей является презентация теории Б.Г. Ананьева мировому психологическому сообществу.

Цель настоящей статьи - охарактеризовать систему взглядов Б.Г. Ананьева на индивидуальное психическое развитие человека, перерастающую в теорию развития. Не претендуя на полный анализ этой теории, мы ставим задачу выявить ее основные положения и характерные особенности, раскрыть ее как целостную предметно-логическую систему, показать ее актуальность для пси-

хологической науки и смежных областей челове-кознания. Мы почти не рассматриваем в данной статье многочисленные конкретные исследования Ананьева и его школы, их результаты и выводы, отсылая читателя к другим работам [например, 21, 22, 25, 35, 39].

ОНТОПСИХОЛОГИЯ КАК СТРУКТУРНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

В теории Б.Г. Ананьева, которую он сам в конце жизни назвал онтопсихологией, психическое развитие рассматривается как составная часть и вершина развития всей полисистемы "человек". Развитие сознания, психики есть следствие развития человека как материального существа в процессе его природного и социального бытия. Психическое развитие зависит от многоуровневой и гетерогенной структуры человека, от его деятельности, поведения, социальной жизнедеятельности, многообразных отношений с миром и самим собой. Б.Г. Ананьев является представителем материалистической антропологической традиции русской науки XIX - начала XX вв., близкой к естествознанию, в лице таких ее корифеев, как Н.Г. Чернышевский, И.М. Сеченов, К.Д. Ушин-ский, В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.И. Мечников. Примечательно, что он предлагал ввести в современную ему марксистскую психологию антропологический принцип [16, с. 17]. В целом психологическая теория Б.Г. Ананьева имеет антропологический характер, а теория развития нацелена на "психологическое исследование самого бытия человека как индивида и личности" [12, с. 14].

Теория Ананьева, в отличие от внешне эффектных теоретических спекуляций, популярных в околонаучной среде, опирается на огромный эмпирический материал, полученный в трех больших циклах исследований. В 1930-х гг. по его программе сотрудники лаборатории воспитания в Институте мозга им. В.М. Бехтерева изучали развитие характера школьников. В 1950-х под его руководством в ленинградском Институте педагогики АПН РСФСР проводились всесторонние исследования целостного развития детей в системе школьного воспитания. В 196070-х годах Ананьев развернул в Ленинградском государственном университете и Институте образования взрослых АПН СССР комплексные исследования индивидуальности в период взрослости. К несчастью, смерть ученого помешала выполнить намеченную программу в полном ее объеме. Тем не менее, результаты комплексных исследо-

ваний существенно обогатили психологию индивидуальности, психологию развития, заложили основы экспериментальной психологической ак-меологии - науки о зрелости [31, 32, 38].

Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на психобиосоциальной структуре человека, так сказать, "субстрате" развития, поэтому его теорию характеризуют как структурно-генетическую. Сам человек как объективно природное и социальное существо, носитель психики, опосредует свое развитие, является его непреложным фактором, системным основанием. В начале жизни опосредование совершается на уровне индивида, а затем -на уровне личности. В процессе развития сознание становится органом сознательной жизнедеятельности личности и потому источником саморазвития на жизненном пути.

Обусловленность хода развития особенностями структуры личности и индивидуального сознания характеризует онтопсихологию как дифференциальную психологию развития. Она представляет собой "синтез генетических (возрастных) и дифференциально-психологических (личностных) дисциплин, изучающих развитие человеческой жизни" [12, с. 14]. «Процессы роста, созревания и развития всё более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы "перекрываются" типом индивидуального развития, характером практической деятельности» [1, с. 157].

Фундаментальной характеристикой индивидуального развития является его психобиосоциальная целостность. Ананьев считал, что идея развития не может быть сегодня представлена без материалистического понимания идеи целостности. Целостность человека как психобиосоциального существа - эффект индивидуального развития, переходов от органического к душевному и далее духовному (в терминологии Ананьева -психоидеологическому) уровням его структуры.

Особенность теории Ананьева состоит в ее сосредоточенности на закономерностях переплетения природного и социального в составе целостного жизненного цикла2. Эти два ряда Ананьев обозначает как онтогенез индивида и жизненный

2 Ананьев пишет: "Изучение целостного онтогенетического

ряда и жизненного пути личности (бытие человека как индивида и личности) правомерно рассматривать в качестве особой синтетической дисциплины - онтопсихологии человека" [10, с. 45].

путь личности. Онтогенез человека может нормально осуществляться только в условиях социально-исторической среды, в русле жизненного пути личности. В свою очередь, жизненный путь в определенной степени зависит от уровня онтогенетического развития, а целостные психосоциальные, личностные новообразования, в конечном счете, воплощаются в субстрате индивида в виде новых функциональных органов, динамических стереотипов, разнородных и разноуровневых связей между элементами структуры мозга и организма в целом.

Психобиосоциальная структурная целостность индивидуального развития дополняется временной, обусловленной взаимосвязью и взаимозависимостью всех фаз жизни. Онтопсихология является всевозрастной психологией. Для нее естественный масштаб измерения - человеческая жизнь в целом. Она интегрирует все разделы генетической психологии, начиная от рождения до глубокой старости и смерти. В ее составе представлены генетическая психология ребенка и подростка, акмеология и геронтопсихология, а в последние десятилетия - и пренатальная психология. Идея всевозрастной психологии в нашей стране еще в 1920-е годы высказывалась психологом Н.А. Рыбниковым, однако возрастная психология фактически долгое время оставалась на деле детско-юношеской. Вновь о необходимости изучать полный жизненный цикл человека высказался Б.Г. Ананьев в статье 1957 года "О системе возрастной психологии" [1]. Вскоре после этой публикации он организовал известные комплексные исследования по психологии развития взрослых (1960-70 гг.) [14]. Примечательно, что в зарубежной психологии всевозрастные эмпирические исследования психического развития разворачивались примерно в то же самое время [20].

Целостности разнородной и многоуровневой структуры развития соответствует, по Ананьеву, к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком