научная статья по теме ОДИНОКИЕ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОДИНОКИЕ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ»

Государство и общество

Одинокие матери в современном Китае: статус и проблемы

© 2015 О. Почагина

Автор рассматривает причины возникновения феномена одинокого материнства в современном Китае, отношение к нему китайского общества и обществоведов. Анализирует законодательные и социальные аспекты статуса, экономические и психологические проблемы матерей, не состоящих в браке, положение внебрачных детей.

Ключевые слова: Китай, семья, одинокие матери, внебрачные дети.

Отличительной чертой матримониального поведения в современном мире является не только откладывание создания семьи и поздний возраст вступления в брак, но и многообразие форм семейных отношений. Интимные отношения более не предполагают обязательного заключения брака, совместного проживания, наличия семейного хозяйства и бюджета. Распространение отношений без официального заключения брака не могло не привести к увеличению количества детей у женщин, не состоящих в браке. В последние десятилетия наблюдается существенное увеличение абсолютных и относительных показателей внебрачной рождаемости практически во всех европейских и латиноамериканских странах. Увеличение внебрачных рождений имеет место как у пар, не зарегистрировавших браки, так и у одиноких матерей.

Согласно мнениям демографов, рост внебрачных рождений связан с процессом «разделения» брака и рождаемости, причем эта тенденция является глобальной, отражает одно из основных изменений семейной организации и характеризует второй демографический переход. Социологи же считают, что значительную роль в данной тенденции играют повышение социального статуса женщин, их экономическая независимость, появление экономической возможности в одиночку воспитать и вырастить ребенка. Немаловажен и тот факт, что общество стало толерантнее относиться к одиноким матерям, помогая им посредством социальных льгот, ежемесячных пособий и субсидий растить детей. Одинокое материнство1 — распространенное явление в современном мире. В Европе вне брака рождается более 35% детей, в России — более 40%2

Если в России интерес властей и исследователей к феномену одинокого материнства характеризуется непостоянством, а используемый в исследованиях понятийный аппа-

Почагина Ольга Валерьевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН.

E-mail:pochagina@ifes-ras.ru.

3

рат отличается размытостью: «монородительская семья», «матери-одиночки» и др. , то в Китае проблема материнства женщин, не состоящих в браке, теоретически не должна существовать в принципе. Такая ситуация связана с тем, что согласно закону «О народонаселении и планировании рождаемости» (2002), провинциальным положениям о народонаселении и планировании рождаемости, женщина может родить ребенка при двух обязательных условиях: если она состоит в зарегистрированном браке и имеет разрешение на его рождение от местного органа планирования рождаемости. Таким образом, одинокие матери нарушают закон, а их дети нелегальны. Первые практически полностью отсутствуют в правовом поле, за исключением положений, определяющих наказание за нарушение демографической политики, уплату социальной компенсации в местный бюджет.

Тем не менее, в Китае женщины, не состоящие в браке, рожают детей и это — объективная реальность, порождающая ряд сложных юридических и жизненных проблем, затрагивающих интересы как женщин, так и детей, рожденных вне брака и без разрешения властей. Каковы же причины появления феномена одинокого материнства в Китае? Каков социальный статус одиноких матерей и каковы основные проблемы, с которыми они сталкиваются?

Трансформация института семьи и брака, взглядов на внебрачные отношения

Кардинальные перемены, происходившие в Китае в семейно-брачной сфере на протяжении всего ХХ столетия, образование КНР, принятие совершенно нового (по сравнению с традиционным) семейного законодательства, политика ограничения рождаемости, модернизация, переход к рыночной экономике и политика открытости, процессы глобализации и глобальные тенденции трансформации института семьи и брака способствовали динамичной трансформации семейно-брачных отношений, переходу от традиционной семьи к современной нуклеарной однодетной семье, дестабилизации института семьи и брака, росту количества разводов, появлению и увеличению количества неполных семей, одиноких бессемейных людей. Либерализация взглядов на сексуальные отношения и их значение в жизни индивидов, разъединение мотивов создания семьи и рождения детей создали в Китае в последние два десятилетия ХХ в. условия для роста количества пробных, гостевых, гражданских браков без их официальной регистрации, что закономерно ведет к росту количества внебрачных детей. Толерантное отношение китайцев молодых и средних возрастных групп к добрачным половым связям является одной из главных причин роста числа нерегистрируемых браков. Молодые китайцы выбирают подобную форму отношений, поскольку она позволяет сохранить личную независимость, избежать ответственности за партнера, особенно в случае нежелательной беременности и рождения женщиной ребенка.

В китайском обществе, где до 1997 г. добрачный секс был относительной редкостью, классифицировался как нарушение закона и наказывался как «хулиганство», вопрос об одиноком материнстве был практически неактуален, однако с наступлением эпохи либерализации нравов ситуация изменилась. В Китае ежегодный рост рожающих вне брака женщин колеблется от 10% до 13% — их называют вэйхунь мама, или даньцинь мама. Матери-одиночки с каждым годом становятся моложе4. По некоторым данным, среди беднейших слоев населения около 9 млн составляют одинокие матери5. Официальные статистические данные о количестве матерей-одиночек труднодоступны, а согласно сведениям, полученным на условиях анонимности газетой «Бэйцзин ньюс» от чиновника пекинского районного органа планирования рождаемости, количественный учет детей, рожденных вне брака, не ведется. Дети, рожденные вне брака, составляют от 5 до 8% от общего числа случаев незаконных рождений в районе6. Отсутствие учета внебрачных де-

5 Проблемы Дальнего Востока № 4

тей, с нашей точки зрения, возможно, поскольку незамужние матери по понятным причинам не обращаются в органы планирования рождаемости.

Тем не менее, существуют оценочные и косвенные данные, подтверждающие динамику внебрачной рождаемости. Добрачные и внебрачные сексуальные связи получили достаточно широкое распространение — более 60% китайской молодежи имели добрачные связи и около 20% состоящих в браке китайцев имеют внебрачные сексуальные отношения. Согласно исследованию, проведенному в рамках Всемирного дня контрацепции, 64% китайской молодежи имеют добрачный половой опыт, при этом 37% опрошенных первый половой опыт получили в возрасте до 19 лет, причем свыше 70% половых контактов в возрасте 15-19 лет были совершены без применения контрацептивов7. Согласно результатам опроса, проведенного научно-исследовательским центром по планированию семьи пров. Гуандун, 80% женщин-мигранток в провинции имели добрачные и внебрачные сексуальные отношения, причем около 60% из них имели опыт случайной и нежелательной беременности8. Значительная численность и концентрация мигрантов в крупных городах дает экспертам основания полагать, что существуют объективные причины для роста социальной группы одиноких матерей.

Правовое регулирование гражданских семейных отношений, статус матерей, не состоящих в браке, и положение внебрачных детей

С конца 90-х годов внебрачные сексуальные отношения постепенно перестали быть чем-то неприемлемым, а в городах — предосудительным. В годы реформ, открытости и роста благосостояния получил распространение еще один социальный феномен с китайской спецификой «бао эр или сяо сань» — наличие у состоятельных мужчин и государственных чиновников любовниц и содержанок. В последнее время в рамках кампании по борьбе с коррупцией в китайской прессе публикуется много материалов о «моральной коррупции»9 чиновников, имеющих внебрачные связи, вторые семьи и, как правило, не ограничивающихся наличием одной любовницы10.

Тем не менее, рождение ребенка вне брака все еще осуждается обществом. Китайская культурная традиция, имеющая в своей основе семейственность, придает большое значение семье, семейному статусу, продолжению генеалогической линии по мужской линии и стабильности брака. Именно поэтому в китайском обществе сформировались устойчивые негативные стереотипы по отношению к матери-одиночке. В традиционном обществе рождение вне брака являлось бесчестьем не только для женщины, но и для всей ее семьи и становилось пожизненным клеймом для ребенка. Даже в этимологии словарных вариантов понятия «внебрачный ребенок» присутствует негативный оттенок: фашИе^) — внебрачный ребенок, плод прелюбодеяния; (biëdan) — отродье, выродок; (уе) — незаконный). В статье 21 третьей главы Закона КНР о браке нашло отражение возможное, отвечающее традиционным нормам морали, отношение к нежеланным и внебрачным детям. Так, в ней особо оговаривается: «Запрещено утопление детей, оставление детей и иные действия, причиняющие ущерб детям».

Государство попыталось отреагировать в законодательной форме на «внезапно» возникшую в последнее десятилетие ХХ в. в китайском обществе проблему одинокого материнства. Так, уже в новой редакции Закона КНР о браке 2001 г. статья 8 была дополнена требованием обязательной регистрации брака. Таким образом, в китайском семейном праве так называемый гражданский или фактический брак не признается законным. В том случае, если лица, состоящие в подобного рода отношениях, обращаются в народные суды с имущественными или иными исками, они должны сначала зарегистрировать брак, и только после получения свидетельства о браке народные суды принимают их иски к делопроизводству. Внесение этой поправки усилило контроль государства за порядком создания семьи и практической реализацией политики ограничения рождаемости в

условиях возрастания толерантности китайского общества к нерегистрируемым по разным причинам бракам (экономическим — невозможность оплатить свадебные расходы ввиду их обременительности, юридическим — брачный

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком