научная статья по теме ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ А. БЕЛОГО Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ А. БЕЛОГО»

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

А. В. ГОРЕЛКИНА

Москва

Окказионализмы в мемуарной прозе А. Белого

Окказиональные слова в мемуарной прозе А. Белого вступают в разные внутритекстовые связи. Различные приемы образного употребления слова раскрывают своеобразие художественного метода писателя, индивидуальные особенности его стиля.

Ключевые слова: окказионализмы; идиостиль; способ выражения образа автора; мемуары.

1ГЭ историю русской литературы А. Бе-О лый вошел как экспериментатор, чье поэтическое и прозаическое творчество ознаменовано постоянным стремлением к экспериментам в области стиля, языка и слова в частности. Он относился к разряду поэтов, виртуозно владеющих даром словотворчества, производства слов «на случай» и «по случаю».

Окказионализмы как часть субъективного художественного видения мира и одно из важнейших средств адаптации читателя в незнакомом образном пространстве художественного произведения встречаются не только в повестях и романах Белого, но и в его мемуарной прозе, например в трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». В этой трилогии писатель знакомит нас с подробной автобиографией, построенной по хронологическим этапам прожитой жизни (детство, юность, зрелость) на фоне широкой исторической панорамы и с вкраплением относительно самостоятельных очерков - мемуарных портретов современников. «Сходство в мемуарном методе, жанре, приемах повествования, однако, только оттеняет существенные отличия Белого в характере и стиле предпринятого им летописания: неизменно задающее тон всему повествованию личностное начало - отличительная примета воспоминаний Белого» [Лавров

Горелкина Анастасия Викторовна, кандидат филол. наук, доцент МГЛУ. E-mail: admin @ riash.ru

1989: 7]. Создавая полный блеска и шума «миф русского символизма» [Мочульский 1955: 269], поэт с большой охотой отдается своим непредсказуемым ассоциациям, метафорическим сопоставлениям, обра-зотворчеству, мифотворчеству и словотворчеству; «в результате возникает не набор документально - или по замыслу -заведомо точных словесных фотографий, а некая новая суверенная художественно-документальная реальность, выстроенная по законам образного мышления и управляемая фантазией не в меньшей мере, чем данными зрения, слуха и понимания» [Лавров 1989: 7-8].

Окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях Белого выполняют самые разные функции.

Прежде всего они являются индивидуальными, текстовыми номинациями. Имена лиц и предметов образуются в результате свертывания конструкций с глаголами, прилагательными, иногда даже с существительными. В основе таких номинаций - характеристика, точная, емкая, подчас очень резкая:

Волошин был необходим эти годы Москве: без него, округлшпеля острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений. («Начало века»); Никогда не любил я абст-рактников и мономанов. (Там же); Бунин Иван, ненавидевший Брюсова, аплодировал всем нашим подкалывателям. («Между двух революций»).

Базой номинации в произведениях Белого часто являются не просто конкрет-

49

01/09/2010, 13:41

ные, а предельно конкретные существительные, т.е. имена собственные:

Лев Кобылинский -<...> бодлерист - брю-совец - дантист (от Данте) <...> штейне-рист; [о Печковском] Он стал «блокнотом» за много лет до моды на Блока; [о Метнере] Он молился на Гете, мечтал едва ли не о «церкви» гетистов; «Весы» - только этап «Скорпиона», в котором «весовцы» - я, Эл-лис, Соловьев. («Начало века»).

Создавая окказиональную номинацию, Белый не просто называет предмет, явление, качество, но и обосновывает это название: делает акцент на мотивирующих (производящих) основах, подчеркивает смысл имени, уточняет его внутреннюю форму, корректирует общепринятую (стандартную) номинацию и поясняет новую, только что образованную:

Такая исключительная «белобоязнь» <...>: Бальмонту - прощали, Брюсову - прощали; <.. .> Белому - не прощали. («На рубеже двух столетий»); [о Л. Кобылинском] Он был великим артистом, а стал - плохим переводчиком, бездарным поэтом и посредственным публицистом и экс-ом (экс-символист, экс-марк-сист и т.д.). («Начало века»).

В мемуарной прозе Белого довольно частотны окказионализмы, образованные по аналогии со словами, употребленными в этом же контексте. Их можно считать окказиональными синонимами, антонимами, паронимами к тем однострук-турным единицам, с которыми они так или иначе связаны на лексическом уровне. Нагнетание, повтор соотносительных по структуре образований - излюбленный прием писателя. В результате употребления в тексте одно структурных единиц актуализируются (становятся «выпуклыми») морфемная структура слова и соответствующее словообразовательное значение, т.е. обнаруживается и подчеркивается самое существенное в предмете, признаке, действии. Мысль идет вглубь, уточняя образ.

Углубление в мысль в соединении с овладением культуры слова дало силу сбросить инерцию создавшегося положения с «немотой», с «глупотой»; я почувствовал под собой опору. («На рубеже двух столетий»); Я - ни шопенгауэрианец; ни соловъист, ни ницшеанец, менее всего «ист» и «анец». (Там же); Я

волил разрыва границ познания <...> за преодоление «Я» в «мы», за организацию «СО-»: со-знания, со-чувствия и со-волия. («Начало века»); [о С. А. Соколове (Кречетове)] Лозунгами из Оскара Уайльда, прочитанного в переводе неверном <...> отчетливо он запузыривал так, что и Уайльд - не «уайлъдил», а «соколовил». (Там же).

Образные окказиональные образования несут в тексте художественную нагрузку. Они употребляются с целью метафориза-ции, эпитезации, создают новые стилистически значимые понятия соединением контрастных по значению основ в одной конструкции. Отметим, что четкой границы между окказионализмами, с точки зрения их функциональной нагруженности, в тексте нет. Их объединяет общий признак образности. Все типы окказиональных образований отмечены общими авторскими приемами выражения эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.

Наибольшее количество окказионализмов Белого - это прилагательные. С целью созданию новых экспрессивных определений писатель использует прежде всего возможности качественных прилагательных со значением разной степени интенсивности признака, а также со значением сравнения. Отсубстантивные окказиональные прилагательные-эпитеты с суффиксами -ист- и -аст- в значениях «обладающий множеством чего-либо» и «имеющий свойства того, что названо мотивирующим словом» позволяют совмещать значение разной степени интенсивности признака со значением сравнения:

Мунштейн <...> серьезный, приятный, немного медведистый. («Начало века»); Стал ценить я спецов попроще, пробившихся кула-кастым лбом на <...> свой путь. (Там же); Прохор, единственный наш всеарбатский лихач <...> вытеснен был раззадастою стаей <...> лихих лихачей. («Начало века»).

У Белого практически нет ограничений для соединения компонентов в сложные слова. Неисчислимое разнообразие нюансов цвета и вкуса, настроения, характера и многих других «качественных» сторон действительности, которые можно выразить подобными словами, заставляет Белого обращаться к сложным конструкциям. Он активно использует слож-

50

ные прилагательные в описаниях людей, природы, в портретных характеристиках; ср.: хмуро-скуластое лицо Брюсова, гор-батосклонные пески и т.д.

Что касается семантических отношений между частями сложных окказионализмов-прилагательных, то здесь можно выделить несколько случаев: 1) объединяются противоположные признаки: грубо-нежный, тонко-дубовый', 2) объединяются однородные признаки, близкие по смыслу: пусто-сквозные глаза, мягко-уча-стлывое обращение', 3) объединяются признаки, первый из которых как бы уточняет второй, конкретизирует: скучно-рассудоч-ная метафизика', 4) объединяются признаки, в одном из которых кроется причина наличия другого признака: почтенно-профессорское (издание), нервно-тубер-кулезный (человек); 5) объединяются признаки, обозначающие оттенки цветов: лег-ко-лиловые сумерки, малиново-апелъсин-ные и винно-желтые фейерверки огней.

Отметим сложные окказионализмы-прилагательные, один из компонентов которых имеет значение цвета. Такие образования выступают в роли метафорических эпитетов:

Небо Египта виделось кубово- или коленко-рово-черным; Здесь пиджаки бледно-палевых тонов с <...> серо-кисельными <...> галстуками. («Между двух революций»).

Чтобы подчеркнуть общую экспрессию, Белый часто заменяет сравнительные обороты с союзом как, прозрачные с точки зрения семантики и структуры, сложными прилагательными. В таких образованиях предмет, с которым сравнивается то или иное понятие, входит в качестве первого компонента в структуру сложного прилагательного: баранно-ту-пой, пружинно-четкий и под. Сравнение может быть выражено и второй частью сложного прилагательного или всем окказионализмом в целом: легко-перстный луч, золоторунная голова и т.д.

Образные эпитеты создаются также с помощью компонентов -подобный {-подобно), -образный (-образно), -видный (-видно). Второй компонент в таких прилагательных и наречиях близок по семантике к словам подобен, похож, вроде, как

и др., т.е. является лексическим показателем сравнения, в то время как первый компонент выражает компаративный образ:

[о Ф. Сологубе] Закинувши мумиевидную голову, белый, как смерть; вдруг <...> облобызал меня. («Начало века»); Мама, тетя и дядя <...> посмеивались над хождением в церковь старушки, утверждая, что булъдого-образное лицо <...> старосты Богословского более всего прочего привлекает бабушку. («На рубеже двух столетий»); [о С. Соловьеве] А бледное личико в шапке <...> светлопепель-ных волос было ангелоподобно. (Там же).

В функции скрытого сравнения в мемуарах Белого часто выступают наречия. Обычно они заключают в себе признак существительного. Отнесение же этого признака к действию создает своего рода «образную» метонимию:

Алексей Веселовский, пузатоколонно за-чванясь кудрявыми фразами <...> беседу вел...; [о Розанове] Он сделался зорким; ры-сино глазки запырскали вместе с очковыми блесками; Борис Константинович Зайцев <...> свой кипарисовый профиль закинет и так иконно сидит... («Начало века»).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком